Цель: Обобщить представления о комнатных растениях, как «зеленых друзьях» человека, через закрепление речевых умений и навыков. Задачи: 1. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях, влиянии компьютера на здоровье человека. 2. Формировать представления о пользе комнатных растений для здоровья человека. 3. Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе. 4. Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой и общей моторики. 5. Обогащение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения ». 6. Воспитывать самостоятельность, инициативность, навыки сотрудничества. 7. Формирование коммуникативных навыков. Оборудование: компьютерное оборудование в комплекте; компьютерная презентация; магнитофон, CD- диск с записью пьесы П. Чайковского «Вальс цветов»; галстуки четырех цветов; альбомные листы с недорисованными половинками комнатных растений; цветные карандаши; стулья с прикрепленными изображениями цветов; медали на каждого ребенка «Юному знатоку комнатных растений». Предварительная работа: разучивание подвижной игры «На окне в горшочках» с воспитателем; слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Вальс цветов» на музыкальном занятии. Упражняться в умении разгадывать ребусы и в навыке слогового анализа слов на логопедических занятиях. Просмотр иллюстраций, слайдов о комнатных растениях, знакомство с их названиями в дидактических играх на индивидуально-подгрупповых занятиях. Овладение навыками дорисовки недостающих элементов предмета на занятиях по письму. Рекомендации родителям: 1. Папка-передвижка «Наши друзья – домашние растения». 2. Вместе с ребенком наблюдать и ухаживать за комнатными растениями дома. 3. Принести фотографии для стенда «Друзья в горшочках». 4. Подготовить минипроект (рассказ и книжка-альбом) «Мой зеленый друг» к 07 марта. 5. Работа в тетради №1 «Про компьютер, Машу и здоровье наше…» (стр. 10-11).
Х О Д М Е Р О П Р И Я Т И Я
На детях надеты разноцветные галстуки (красный, синий, оранжевый, желтый). 1. Ритуал приветствия [Развитие мышления, памяти. Развитие коммуникативных навыков, эмпатии]. Под произведение П. Чайковского «Вальс цветов» дети образуют круг. В о с п и т а т е л ь: - Ребята, отгадайте загадку: «На окошках растут, людям пользу несут». О ком эта загадка? Д е т и: - О комнатных растениях! В о с п и т а т е л ь: - Представьте, что у меня в руках красивый цветок. Предлагаю улыбнуться друг другу, и, передавая поочерёдно «цветок», поздороваться с соседом, стоящим справа, сказав ему ласковое слово. Тот передает цветок следующему. 2. Организационный момент. [Создание эмоционального положительного фона занятия и положительного настроя на учение]. В о с п и т а т е л ь: - К нам сегодня придет гость, а кто, узнаете, когда ребус отгадаете. Компьютерное упражнение «Ребус». [Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов. Развитие зрительного внимания]. В о с п и т а т е л ь: - Посмотрите на экран и по первым звукам - названий картинок определите слово. Дети определяют слово «Фиалка». В о с п и т а т е л ь: - Вы отлично справились с заданием! Под красивую мелодию заходит Фея Фиалка (Педагог со станции юных натуралистов) или воспитатель надевает элемент костюма Феи Фиалки. Ф е я Ф и а л к а: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Фея Фиалка. Сегодня, я расскажу вам о комнатных растениях. Вы узнаете, почему их называют «зелеными друзьями». Но вначале, подготовим наши руки, уши, глаза к занятию. 3. Вводная часть. Упражнение «Какое слово лишнее?» [Развитие слухового внимания, мышления]. Ф е я Ф и а л к а: - Поднимите руку, если произнесенное мною слово, не относится к комнатным растениям. Варианты заданий: - кактус, аспарагус, незабудка, хлорофитум, - циперус, сирень, сенполия, амариллис, - ромашка, фикус, традесканция, сансевиерия, - помидор, гибискус, кливия, герань. Компьютерное упражнение «Четвертый лишний». [Развитие зрительного внимания, логического мышления, связной речи]. Ф е я Ф и а л к а: - Посмотрите на экран, подумайте и скажите, какая картинка лишняя. Объясните, почему, ответив большим и красивым предложением. Варианты заданий: а) хлорофитум, лист, антуриум, циперус (лишний лист, потому что это часть растения, а хлорофитум, антуриум, циперус – это комнатные растения); б) бальзамин, аспарагус, крапива, колеус (лишняя крапива, потому что это – сорняк, а бальзамин, антуриум, колеус – комнатные растения); в) гибискус, астра, георгин, гладиолус (лишний гибискус, потому что это - комнатное растение, а георгин, астра, гладиолус - осенние цветы ). Упражнение «Слоговые ладошки». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие моторных функций, произвольного поведения]. Ф е я Ф и а л к а: - Поспела новая игра, нелегкое задание. Приготовься детвора, выполнить задание! - Я буду называть слово - название комнатного растения. Вы должны разделить название растения на слоги. И образовать круг, состоящий из такого же количества детей, сколько в слове слогов. Педагог называет слово, дети выполняют задание и образуют круги по количеству слогов в слове. Игра проводится 3- 4 раза. Варианты названий комнатных растений: кли-ви-я, фи-кус, как-тус, плющ, , баль-за-мин, хло-ро-фи-тум, ге-рань, ма-ран-та, ли –мон -ник. Упражнение «На окне в горшочках». [Совершенствование координация речи с движением. Развитие общей моторики]. Ф е я Ф и а л к а: - Молодцы! Дружно за руки беритесь в круг скорее становитесь! 1-2-3, повернись и в цветочек превратись. Дети приседают на корточки. На окне в горшочках Поднялись цветочки. Дети, сидя на корточках лицом в круг, медленно встают. К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны. К солнышку листочки, Повернут цветочки. Ладони развернуть вверх. Развернут бутоны, В солнышке утонут. Руки соединены над головой, медленно развести в стороны.
Ф е я Ф и а л к а: - Предлагаю присесть на цветочной полянке. Дети присаживается на стульчики, к спинке которых прикреплены изображения комнатных цветов. 4. Основная часть. Беседа о комнатных растениях [Проводит педагог со станции юных натуралистов или воспитатель]. Вводная беседа [Расширить представления о комнатных растениях, как зеленых помощниках, в борьбе с вредным воздействием компьютера на здоровье человека]. Ф е я Ф и а л к а: - Ребята, У кого дома есть компьютер или ноутбук? Вы считаете его своим другом? (Ответы детей). Запомните, чтоб дружно с компьютером жить, Вы не должны только с ним дружить. Друзей вокруг много сейчас в самый раз, Об этих друзьях мой послушать рассказ. Знаете ли вы, что если компьютер долго работает, то в комнате ухудшается состав воздуха. Это значит, что в комнате повышается температура, как у человека, когда он болеет. Увеличивается количество вредных веществ и уменьшается количество кислорода, что приводит к плохому самочувствию: к нарушениям зрения, головной боли, сухости во рту, головокружению. Защитить от опасного воздействия компьютера могут комнатные растения. Потому что они чутко улавливают изменения в состоянии помещения и быстро приспосабливаются к ним: хорошо увлажняют воздух, делают его чистым и свежим. То есть, создавая хорошие условия для себя, цветы заботятся о нас. За это, комнатные растения называют «зелеными друзьями». Но следует помнить, что цветы тоже любят, когда за ними ухаживают: вовремя поливают, опрыскивают, подкармливают. С несколькими друзьями, проживающими на окнах наших домов, я предлагаю познакомиться. Рассматривание фото-слайдов. [Расширение словаря по теме «Комнатные растения». Создание эмоционального фона восприятия информации и навыка рассматривания иллюстраций за счет компьютерной презентации. Развитие речевого слуха и образного строя речи]. На слайде появляется поочередно изображение цветов и звучит голос за кадром (от имени каждого растения). 1. «Меня зовут кактус. Моя Родина – Южная Африка. Я хорошо очищаю воздух от вредных веществ, которые появляются во время работы компьютера. Пью очень мало воды, зато замечательно улучшаю состав воздуха в комнате, которой находится компьютер». 2. «Меня зовут хлорофитум. Моя родина – Южная Африка. Я рекордсмен по очистке воздуха от вредных примесей. Меня называют биологическим кондиционером, потому что я прекрасно фильтрую воздух и обогащаю его кислородом». 3. «Меня зовут герань. Моя родина – Африка. Я отличный воздухоочиститель. Мои цветы всасывают ядовитые вещества, которые остаются в воздухе после работы компьютера, улучшая чистоту воздуха в комнате». 4. «Меня зовут циперус. Моя родина – Африка. Я отлично могу увлажнять воздух и понижать температуру в комнате, которой находится компьютер. В вашей комнате воздух всегда будет чистым и свежим, если меня держать в поддоне с водой, потому что я очень люблю влагу». На слайде изображение нескольких комнатных растений. Подведение итога беседе. [Развитие связной речи. Автоматизация поставленных звуков в процессе ответов]. Ф е я Ф и а л к а: - Ребята, с какими комнатными растениями вы сейчас познакомились? У вас дома есть любимое комнатное растение? За что вы его любите? (Ответы детей). Все комнатные растения замечательные помощники в борьбе за улучшение микроклимата помещения и наше самочувствие, в котором находиться компьютер, но в одиночку им не справиться, для этого всем растениям нужна «компания». Помните, только объединяя несколько различных комнатных растений можно сделать воздух чистым и здоровым.
5. Завершающий этап. Упражнение «Дорисуй комнатное растение». [Развитие зрительного внимания, памяти, тонкой моторики. Подготовка руки к овладению письмом. Развитие навыка работы в коллективе.] Ф е я Ф и а л к а: - Поэтому, предлагаю дружно встать и цветочную компанию дорисовать. Ребята, я начала рисовать комнатные растения, защищающие нас от вредного воздействия компьютера, но не успела закончить работу. Дорисуйте, пожалуйста недостающую половину растения. Звучит произведение П. Чайковского «Вальс цветов». Дети выполняют задание. Ф е я Ф и а л к а: - Назовите комнатное растение, которое каждый из вас дорисовал. Ответы детей. Подвижная игра «Займи место у своего растения». [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование общей моторики, ловкости. Воспитание в игре навыков сотрудничества.] Ф е я Ф и а л к а: - Вы отлично справились с заданием! А у нас опять игра, поиграем, детвора? Под музыку свободно двигаетесь по комнате, с окончанием музыки встаете у цветка, соответствующему цвету вашего галстука. Дети свободно двигаются под веселую музыку (бубен) по комнате, с окончанием подбегают к наклеенному на полу цветку. Гимнастика для глаз «Цветочек». Ф е я Ф и а л к а: - Кроме наших «зеленых друзей» есть много способов сохранения здоровья. Работая с компьютером, вы всегда должны помнить о зрительном режиме, то есть чередовать нагрузку на глаза с отдыхом. Мы сегодня тоже работали с компьютером, и я хочу подарить вам упражнение для глаз, которое называется «Цветочек».
Дружно мы ладошки наши быстро-быстро разотрем, Дети быстро растирают ладошки так, чтобы они стали теплыми. Ими глазки мы прикроем, их согреем, отдохнём…. Прикрывают глаза ладонями (пальминг). А теперь – внимание, необычное рисование! Вытягиваем руку вперед, указательный палец вверх. Глазками мы смело водим, Цветочек в воздухе выводим Прорисовываем пальцем «цветочек», глаза следят за движением руки. А сейчас махнем ладошкой Раскрытой ладошкой машут перед Перед глазками немножко. глазами. 6. Подведение итога занятия. [Развитие диалогической речи]. Ф е я Ф и а л к а: - Ребята, вспомните, о чем мы сегодня говорили? - Какие изменения происходят в комнате, когда долго работает компьютер? - К каким проблемам в организме это приводит? - Почему растения называют «зелеными друзьями»? - Перечислите комнатные растения улучшающие воздух в комнате? - Одно растение в силах улучшить наше самочувствие? Ф е я Ф и а л к а: - Ребята и помните всегда! Что если в комнате на подоконник Поставить герань, хлорофитум, лимонник, Станете лучше соображать, Будете воздухом чистым дышать! Ф е я Ф и а л к а: - Вы, замечательно отвечали, были дружными и активными, и на память о нашем занятии, я вам вручаю медали «Юных знатоков комнатных растений». До свидания, ребята, до новых встреч!