Непосредственно образовательная деятельность детей подготовительной к школе группы на тему "День оленевода на Надымской земле"
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием мультимедиа технологии «День оленевода на Надымской земле» (для детей подготовительной к школе группы) Цели: 1. Закреплять представления детей о традиционных видах промыслов ненцев (оленеводство, рыболовство, охота, собирательство), устройстве ненецкого жилища (чума), предметах быта, одежды и обуви. 2. Развивать интерес к ненецким народным праздникам, традиционным соревнованиям и играм народов Севера. 3. Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям коренных народов Севера, чувство гордости, любви к малой Родине. Ход: 1 часть. Вступительная беседа. Показ слайда 1 - Ребята, послушайте песню. (Звучит песня М. Бернесса «С чего начинается Родина?») - О чём поётся в песне? (О Родине) - Как называется наша малая Родина, округ, в котором мы проживаем? (Дети называют - Ямало-Ненецкий автономный округ) - Назовите коренные народы, проживающие на территории нашего округа. (Ненцы, селькупы, коми, зыряне, ханты) - Послушайте стихотворение о нашем родном крае: - Ты еще не видел тундры? Приезжай! Приезжай к нам без опаски Слушать шорох зимней сказки, Слушать звон копыт по насту. Приезжай, мы встретим лаской! - А вы знаете, что Ямал в переводе с ненецкого языка означает «край земли». Это одна из самых малозаселенных территорий России. И разгуляться здесь есть где. Каждый год в первый месяц весны представители этих народов отмечают на Ямале праздник, который с нетерпением ждут весь год. Не одну сотню километров преодолевают оленеводы для того, чтобы стать участниками соревнований, которые традиционно проходят в крупных районных центрах и городах Ямала. - О каком празднике я говорю? (О Дне оленеводов) 2 часть. Мероприятия праздничной программы 1. Торжественная церемония открытия. Показ слайда 2 - В этом году народный праздник под названием День оленевода прошел в городе Надым в 17-й раз. Ежегодно в Надым приезжают гости и спортсмены не только из национальных поселков Надымского района, а также из других районов Ямало-Ненецкого автономного округа, со всей России и даже иностранных государств. Итак, наш долгожданный праздник начинается. - Какой момент говорит нам о торжественном начале праздника? (Сбор гостей на главной площади города, поднятие флага) 2. Традиционные соревнования ненцев – лыжные гонки и метание тяньзяня на хорей. Показ слайда 3 - Кому из вас посчастливилось увидеть на празднике соревнования, которые вы сейчас видите. Расскажите о них. (Рассказы детей) - Лыжные гонки спортсменов из национальных поселков отличаются от обычных тем, что они соревнуются на широких охотничьих лыжах, которые они используют в своей обыденной жизни. - Такой вид соревнования, как метание тыньзяня на хорей тоже возник из жизни ненцев. Это навык, требующий меткости, им необходим в повседневной жизни для ловли оленей. 3. Традиционные соревнования ненцев - прыжки через нарты, борьба. Показ слайда 4 - Какие виды спорта вы видите на этом слайде? Как вы думаете, как они возникли? (Высказывания детей) - Предлагаю вам попробовать и самим помериться силами. (Желающие дети соревнуются - прыгают через воображаемые «нарты» (кирпичики из набора мягких модулей). 4. Самое зрелищное - гонки на оленьих и собачьих упряжках. Показ слайда 5 - Отгадайте загадку: Стройный, быстрый, Рога ветвисты. Пасется весь день. Кто же это?… (Oлень) - У ненцев есть замечательное стихотворение об этом удивительном животном. Послушайте. Ты знаешь, оленю какая цена? Он в упряжке – живая струна. С глазами черными, как очи Ямала. Ты знаешь, оленю какая цена? - Ямал по праву называют «оленным краем». Олень – всему голова. Сами ненцы говорят: «Береги оленя, как мать-землю. Он – смысл твоей жизни». - Почему они так говорят? (Олень кормит ненцев, одевает, согревает) - Конечно, самыми ожидаемыми и зрелищными стали гонки на оленьих упряжках. Для этих соревнований из стада отбираются самые скоростные олени, их называют беговыми. - В праздники оленей обычно украшают разноцветными (преимущественно красными) тряпками, верёвками и т.д. К тому же упряжь бывает украшена резными костяными пластинками ручной работы. - Отгадайте еще одну загадку. Олень от них убегает – А они не отстают. (Hарты) - Что такое нарты? (Сани, в которые ненцы запрягают оленей) - А еще какие гонки нас порадовали на празднике? (Гонки на собачьих упряжках) - Конечно, эти соревнования очень радуют всех и, в особенности, детей. На празднике каждый желающий ребенок имел возможность прокатиться на собачьих упряжках. - Предлагаю поиграть в игру «Оленьи упряжки». (Дети становятся парами - первый ребёнок (олень) перекидывает обруч (упряжку) через своё плечо, второй держится за упряжку - и бегают змейкой вокруг кочек, не наталкиваясь друг на друга) 5. Районный конкурс «Кочевая семья». Выездная торговля. Показ слайда 6 - В праздничные дни был проведен районный конкурс «Кочевая семья». - Расскажите, в чем они соревновались? (Мужчины - «хозяин-мастер», женщины – «хозяйка-рукодельница», демонстрация национальной одежды, вокальные, фольклорные и обрядовые номера, смотр женских нарт с упряжью) - Для гостей города была организована выездная торговля, во время которой можно было купить продукты традиционных ненецких промыслов. Назовите эти продукты. (Мясо, ягоды, рыба) 6. Сувенирная продукция коренных жителей. Показ слайда 7 - А что можно было приобрести во время праздника на память об этих замечательных днях? (Сувенирную продукцию – национальную ненецкую обувь, подвески, кукол, картины) 7. Экскурсия в «Мядонти Мя» (гостевой чум). Показ слайда 8 - По традиции на главной площади города в дни праздника расположился этнографический музей под открытым небом. Что это за музей? (Настоящее стойбище оленеводов из нескольких чумов) - Для чего коренные жители устроили этот музей? (Для экскурсий, во время которой каждый желающий может зайти в Гостевой чум и посмотреть внутреннее убранство, предметы быта, послушать рассказ экскурсовода об особенностях быта и уклада жизни коренных жителей Севера) 8. Внутреннее убранство чума. Показ слайда 9 - Ребята, что является «сердцем» чума? (Буржуйка) - Как она применяется? (Дети рассказывают) - Как устроено внутри ненецкое жилище. (Дети рассказвают) - Назовите предметы мебели, посуды. (Дети называют) 9. Последовательность установки чума. Показ слайда 10 - Предлагаю вам последовательно собрать чум, используя инструкцию, которую вы видите на слайде. (Коллективная сборка чума) 10. Церемония награждения. Закрытие праздника. Показ слайда 11 - О чем рассказывает нам последний слайд? (О завершении праздника. Победители получили из рук губернатора свои заслуженные награды и призы. Делаются прощальные фотокадры.) - Так прошел праздник Оленеводов - зрелищное, интересное мероприятие, которое включает в себя спортивные соревнования. Все эти состязания символизируют навыки ненца - пастуха, его умение выживать в экстремальных условиях Крайнего Севера. Это были поистине народные гуляния! Будем ждать встречи в следующем году! 11. Приглашение в краеведческий музей «В краю янтарной морошки». Показ слайда 12 - А в течение года я приглашаю вас посещать краеведческий музей нашего детского сада, который поможет освежить воспоминания об этих красочных днях. Здесь вы можете посмотреть экспонаты, поиграть в ненецкие куклы, собрать и разобрать чум, посмотреть альбомы о жизни ненцев. Наш музей поможет нам, городскому населению, объединиться с представителями другой цивилизации – жителями ямальской тундры, больше узнать об их жизни. 3 часть. Итоги - Сегодня мы вспомнили много интересного о празднике «День оленевода», разгадывали загадки, играли. - Что вам особенно понравилось? (Высказывания детей) - В завершении я хочу вам пожелать: любите свой родной край, берегите природу, интересуйтесь жизнью его коренных жителей, и тогда вы непременно вырастите его достойными гражданами!
Ссылка на приложение: http://mm-festival.letitbit.net/download/0720b2c78db49981ac535ae2a82ce856f/AhmetovaDZ.ppt.html