Оборудование: мягкая игрушка жираф, пальма, сундук, фрукты, трафареты животных жарких стран, следы маленького и большого слона, вырезанные из линолеума или картона, мультимедийный проектор, экран. Цель: развитие речедвигательных способностей в сочетании с музыкой. Задачи: • Развивать слуховое внимание, память • Развивать речевые навыки, учить детей чётко произносить слова чистоговорки, совершенствуя умения удерживать дыхание до конца фразы. • Развивать чувство ритма, правильно выполнять ритмический рисунок в сочетании с музыкой. • Учить выполнять движения под музыку в заданном темпе • Развивать мимику, мышечный тонус, воображение, фантазию • Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук • Развивать общую моторику, пластику • Закреплять представления о животных жарких стран
1. Вводная часть Логопед:Дети, сегодня утром на наш компьютер пришло странное сообщение. В строке получатель указано: «искателям сокровищ» Мы с вами любим приключения? Будем искать сокровища? Тогда это письмо для нас. Давайте посмотрим, что содержит письмо. (На экране появляется элемент старинной карты.) -Что это? -Как вы думаете, по такому кусочку карты можно определить, где находятся сокровища? -Давайте прочитаем, о чём говорится в сообщении (читает) «Это карта сокровищ. Она откроется полностью для тех, кто сможет отгадать все загадки, и преодолеть трудности, которые повстречаются вам на пути» Мы не боимся трудностей и отправляемся в путь!
Основная часть. Логопед: А вот вам задание для разминки. Послушайте, и отгадайте, на чём мы с вами отправимся в путь. (Дети слышат гудок парохода то далеко, то близко. Если дети называют правильно, то на экране появляется пароход.)
*Упражнение «Пароход» на развитие силы голоса: тихо, громко, с нарастанием звука, с затуханием. ( Распевка «Пароход гудит» муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова)
Дети идут друг за другом под музыку по залу змейкой и вместе с логопедом пропевают слова: Машет с пристани народ Пароход сигнал дает (Затем останавливаются и громко произносят у-у-у) Параход уж отплывает И сигнал наш затихает. (Останавливаются и тихо произносят у-у-у)
Логопед: вот мы и отправились в далекое путешествие, а веселый ветерок поможет нам быстрее добраться до берега.
*Логоритмическое упражнение Железновых «Ветер» на развитие силы голоса, мелкой и общей моторики, согласованности движения рук и речи.
Логопед: а вот и первое задание (На экране появляется изображение морского дна с морскими животными. Задание «Назовите и покажите морских жителей»)
*Пальчиковая гимнастика «Морские жители» (дети при помощи пальцев рук изображают рыбку, медузу, краба, морскую звезду)
(На экране появляется ещё один элемент карты) Логопед: Посмотрите ребята, на нашу карту. На ней появился ещё один элемент. Значит, мы всё выполнили правильно. Звучит мелодия к песне «Моряки» (сл. и муз .М.Шохина) Логопед: ребята, а это музыка к следующему заданию. (Читает надпись на экране «Отгадайте, что это за песня»)
Ребята отгадывают и исполняют песню «Моряки» (сл. и муз .М.Шохина)
(На экране появляется ещё один элемент карты)
Звучит шум моря (приложение №3)
*Упражнение на развитие силы голоса, длительности выдоха
Логопед: А вот и виден берег, а какие волны! Волны накатываются на берег, шуршат камушками: Ш-ш-ш (дети длительно произносят) А теперь волны накатываются на песок ш-ш-ш (дети тише и короче произносят) Логопед: Вот мы и приехали в Африку.
*Упражнение на развитие мимических мышц
Логопед: А какое в Африке жаркое яркое солнце. Яркий солнечный зайчик попал в правый глаз (зажмурить правый глаз), попал в левый глаз (зажмурить левый глаз), попал в оба глаза (зажмурить оба глаза).Опустили голову. Мы снова хотим посмотреть на яркое солнышко. Снова поднимем голову, сощуримся, потом зажмуримся, снова опустим голову. Логопед: а вот и следующее задание (читает надпись на экране «Отгадайте загадки. За каждый правильный ответ вам откроется ещё один кусочек карты»)
Логопед: Загадка про слона: У него большие уши Самый длинный в мире нос Самый крупный он на суше Кто такой? Вот вам вопрос? Дети отгадывают, и на экране появляется картинка слона )
*Упражнение на развитие слухового внимания, чувства ритма
Логопед: а теперь слон со своим слоненком тоже хочет с вами поиграть Дети садятся в круг. Музыкальный руководитель отстукивает определенный ритм, а дети выкладывают следы большого слона и маленького слоненка.
(На экране появляется ещё один кусочек карты.)
Логопед: Следующая загадка:
Непоседа пестрая Птица длиннохвостая Птица говорливая Самая болтливая (За правильную отгадку на экране появляется картинка попугая)
*Упражнение на развитие слуховой памяти, внимания, речевых навыков, силы голоса.
Логопед: Попугай любит попугайничать, то есть повторять за кем-то и он с удовольствием с нами поиграет. Повторяйте за мной (громко, вполголоса, тихо) Му-му-му – быстро парус подниму (хлопки в ладоши над головой) Ны-ны-ны в Африке живут слоны (повороты туловища вправо-влево) Ил-ил-ил и зубастый крокодил (наклоны головы вправо-влево) Ай-ай-ай – вот веселый попугай (пальцы скрещены в замок, ритмично поднимаем и опускаем пальцы.) От-от-от и огромный бегемот (пальцы растопырены, ладони навстречу друг другу- изображают раскрывающуюся и закрывающуюся пасть бегемота) Лю-лю-лю – путешествовать люблю (хлопки в ладоши перед собой) Ти-ти-ти – дальше нам пора идти (ходьба на месте)
(На экране появляется ещё один кусочек карты.)
Логопед: Загадка следующая:
Это что за озорница На лиане веселится На хвосте качается Скачет и кривляется.
(За правильную отгадку на экране появляется картинка обезьянки) Логопед: обезьянки хотят с нами поиграть.
*Упражнение на согласование движений рук и речи, развитие общей и мелкой моторики.
Две проказницы мартышки (Оттопыривают уши) Полистать любили книжки (цепляться и отцепляться пальцами об руки) Потрясти их (Стряхиваем» кончики пальцев) Полистать (Упражнение вкусное варенье) И как будто почитать (водим указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки) Ловко принялись за день (соединять указательный палец с большим пальцем) И очки они надели (Показ очки пальчиками) К носу книжку поднесли (Поднести ладошки к носу) Вдруг подальше отвели (Отвести ладошки от лица) Ничего в очках не видно (Закрыть ладошками глаза, лицо) И мартышкам так обидно! («Собирать слезы» в чашечку из ладошки)!
(На экране появляется последний элемент карты.)
3. Заключительная часть Логопед: Ребята, посмотрите, карта готова! Посмотрите на карту, где нам искать сокровища? (Дети находят по карте местонахождение сундука под пальмой и подходят к нему)
Логопед: Посмотрите, сундук охраняет жираф. Давайте мы его развеселим, может быть, тогда он отдаст нам ключ от сундука.
*Логоритмичское упражнение Железновых «У жирафа пятна-пятна» на координацию слова и движения с музыкальным сопровождением.
Дети открывают сундук и находят в нём фрукты и трафареты животных Африки (для обводки и штриховки) Логопед: Фрукты можно назвать сокровищем, потому что они содержат много различных витаминов, и поднимают настроение. А трафареты вы возьмёте домой, обведёте их, раскрасите и вспомните о нашем удивительном путешествии.
- Ребята, что вам показалось особенно интересным? Сложным? Смешным? А что лучше всего получалось? Давайте вернёмся домой кто на чём хочет, а я постараюсь отгадать, на чём вы добирались. (Дети изображают разные виды транспорта)
Фото проведённого мероприятия:
Список литературы.
1. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы, Ярославль, Академия развития, 2006 2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, Москва, Творческий центр, 2006
Приложения My WebPage http://mm-festival.letitbit.net/download/812d021c654281cbf62af3631f04fff0b/ElsakovaEN.rar.html