Мультимедиа в проектной деятельности старших дошкольников.
МУЛЬТИМЕДИА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Мультимедиа в проектной деятельности старших дошкольников. Нужны ли информационные компьютерные технологии дошкольникам? Этот вопрос давно уже потерял актуальность. Сегодня детский сад должен стать первым опытом человека в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе обучения важно развивать инициативу и самостоятельность, сохранить познавательную активность каждого, создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образование, поддержать здоровье и эмоциональное благополучие детей. Именно эти качества воспитанников развиваются с внедрением в образовательный процесс информационных компьютерных технологий. Но когда говорят об информационных технологиях для дошкольников, представляются компьютерные кружки с логическими программами-играми. А если разговор заходит о мультимедиа средствах и технологиях применяемых в дошкольных учреждениях, то чаще всего имеют в виду проектор с экраном или в лучшем случае интерактивную доску. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных компьютерных технологий. «Термин пришел к нам из английского языка (multimedia – от multi – много и media – среда). Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих вводить в компьютер, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных. Как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь». Какие же аппаратные мультимедийные средства могут использоваться в работе с воспитанниками дошкольных учреждений? Это – цифровые фотоаппараты и видеокамеры, микрофоны и диктофоны, проекторы и компьютеры. Причём некоторыми видами этой сложнейшей техники могут пользоваться не, только педагоги, но и под их руководством сами дошкольники. В нашем дошкольном учреждении в течение нескольких лет мультимедиа средства и технологии используются в проектной деятельности. Основная цель применения мультимедиа в дошкольном образовательном процессе – это переход от знаний педагогики к компетентности.
В ходе проектной деятельности с использованием мультимедиа решаются следующие задачи: * Воспитательно-образовательные, интеллектуально-личностные задачи. * Ознакомление педагогов и дошкольников с компьютерными технологиями, цифровой техникой. * Обучение фотографированию. * Формирование начальных представлений о профессии корреспондента, телеведущего. * Способствование творческому и социальному самовыражению дошкольников. Организация проектной работы с использованием мультимедиа технологий возможна при выполнении следующих условий: * Интеграция дополнительного образования и основного воспитательно-образовательного процесса ДОУ. * Привлечение старших дошкольников, родителей, воспитателей ДОУ к проектной деятельности. * Наличие в ДОУ комплекса аппаратных и программных мультимедиа средств. * Освоение руководителями проектов цифровой техники (фотоаппарат, видеокамера, диктофон, компьютер, проектор), овладение мультимедиа программами (например: PowerPoint, PhotoImpression, Paint, Звукозапись, mp3DirectCut, Movie Maker). Как и любая другая проектная деятельность, проекты с использованием мультимедиа имеют свои этапы: * Руководителем студии совместно с воспитателем или самим воспитателем выявляются образовательно-воспитательные задачи, требующие дополнительного внимания. * Формируется группа студийцев 7-8 человек. * Формулируется проблема. * Совместно с детьми обсуждаются этапы работы над проектом. * Один из этапов включает знакомство дошкольников с мультимедиа средствами, обучение обращению с цифровым фотоаппаратом, микрофоном, формирование начальных представлений о профессии корреспондента, телеведущего. * На определённых этапах принимают участие другие воспитатели и родители воспитанников. * Итоги работы оформляются совместно руководителями-педагогами и участниками-дошкольниками в виде фотоальбомов с комментариями, фото - репортажей, мультимедиа презентаций, видеофильмов-телепередач. Таким образом, мультимедиа технологии могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей. При условии систематического использования мультимедиа-средств в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения они могут быть важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей.