Четверг, 08.12.2016, 09:00
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Культурно-досуговая деятельность

О проблеме духовно-нравственного развития современного ребенка.
Введение
В последнее время все чаще остро встает вопрос о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. На самом деле острота этой темы не ослабевала никогда. Но в последнее время, в связи с произошедшими переменами социального, политического и экономического характера, произошли и изменения в сфере морально-нравственного поведения в обществе, морально-нравственных ценностей и, конечно, это не могло не отразиться на подрастающем поколении. Наши дети оказались самыми социально и психологически незащищенными членами российского общества.
Цель разработки.
При помощи музыки, живописи и народных сказок развивать духовный и нравственный мир ребенка. Приобщение детей к нравственным и моральным ценностям. Содействие социальной адаптации детей, введение их в культурную традицию посредством народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями.
Задачи разработки.
- создавать условия для включения детей в музыкальную, художественную, игровую деятельность.
- расширить представления детей об окружающем их мире посредством введения их литературную культуру, в мир музыкальных произведений, в мир живописи.
- содействовать эмоциональному развитию детей.
- способствовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию воображения и навыков связанной образной речи.
- помогать усвоению детьми нравственных понятий: добро-зло, трудолюбие-лень, послушание-непослушание и т.д.
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Одна из самых явных и негативных тенденций в нравственном воспитании детей не может не бросаться в глаза: книги ушли на второй план, а вместо них теперь телевизоры, и прочие современные гаджеты. С экрана телевизора в жизнь ребенка входят персонажи сказок, герои мультиков, далеко не всегда добрые, не отличающиеся открытостью, честностью, а наоборот, детям навязываются насилие, лесть, жестокость и многие другие отрицательные качества. Девочки все чаще перестают мечтать стать доброй феей или принцессой, а хотят быть похожими на навязанных телевизионных героинь (куклы Winx, например), а мальчики перестали мечтать о профессиях космонавтов, пожарных, перестали играть в рыцарей, а теперь все одни супер-роботы, вурдалаки, демоны. А ведь, согласитесь, это страшно, что дети перестали мечтать!… Дети, зачастую, просто лишены детства.
А связанно это с тем, что, к сожалению, в современном мире, акцент делают на обогащении материальном, на развитии интеллекта, а не на духовном наполнении такого прекрасного сосуда - ребенка. И мало кто задумывается, что без нравственного и духовного развития, все вложенные знания могут оказаться бесполезными. И как раз дошкольный возраст, дошкольное воспитание – важнейший период в духовно-нравственном становлении личности.

Основная часть
В СКАЗКУ С МУЗЫКОЙ.
Так как я в основном занимаюсь с детками младшего дошкольного возраста, я поняла, что, конечно, сказка-это то, что все они любят, это то, чем всегда можно заинтересовать, сказка всегда интересна. Стоит только сказать что «сейчас будет сказка» - и все внимание детей уже приковано ко мне. И, заметив это, я решила остановиться на возможности воспитания и становлении духовного мира ребенка и его мира нравственного именно посредством сказки. Сказка-это волшебство, приключение, чудеса. И, конечно, нельзя не согласиться, что все эти слова «детство», «сказка», «чудо» неразрывно связанны между собой.
Сказка приоткрывает для детей мир тайн и чудес. Одновременно с этим, практически во всех сказках поднимаются самые важные вопросы, которые на занятиях я обязательно проговариваю: о добре и зле, о трудолюбии и лени, о смелости и трусости, о безразличии и сочувствии…. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима. Во многих русских сказках можно проследить определенный ритм жизни, который зависел от сезонных сельскохозяйственных работ, от природных сезонных изменений, от церковных праздников и т.д. Также бережно сохранены не только сюжеты сказок, но и речевые обороты, русские слова («по сусекам поскреби»). И все это передавалось из поколения в поколение.
Язык сказок очень богат и мелодичен, он очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа. И в связи с этим, КОНЕЧНО сказка просто необходимо должна присутствовать в жизни каждого маленького человека. Через народную сказку можно знакомить детей с народными праздниками, с церковными праздниками, и конечно, все это может быть погружено в музыку и окутано музыкой. Ведь музыка помогает затронуть самые чуткие нотки души, порой можно ничего не говорить, а просто включить музыку и все станет понятно.
Как-то на занятии мы танцевали с детками танец под веселую песенку про «Колобка» и меня просто поразило сколько радости и веселья вызывал этот танец у всех без исключения. Вот именно в тот момент родилась мысль о создании проекта, объединяющего сказку с музыкой. Пусть это и не совсем новая идея, т.к. практически каждый музыкальный руководитель на своих занятиях и помогает детям с помощью музыки прочувствовать героев, но хотелось проделать работу самой, основательно «от» и «до». Так родилась театральная инсценировка на осеннем развлечении в средней группе, где звери прибегали под шляпку к мухомору, чтобы спрятаться от дождя. На выход каждого героя долго выбирала очень характерную мелодию, и что самое интересное, что движения даже не приходилось показывать, т.к. музыка настолько «перевоплощала» деток, что они сами двигались точно так как их персонаж.
Любую сказку можно соединить с музыкой. Все мы, я уверена, знаем программу О.П. Радыновой, которая называется «Сказка в музыке», опираясь на неё, я провожу занятия с детьми младшего дошкольного возраста.
Конечно, любую сказку, лучше сначала прочитать в группе.
Например, «Колобок». На музыкальном занятии вспоминая сказку, проговариваем, что Колобок ушел без разрешения из дома (это не хорошо)!, потом хвастался тем, кого встречал, а хвастаться тоже не стоит, это тоже не хорошо (воспитанные детки не хвастаются!), и, в конце концов, его лиса перехитрила и съела. Затем мы, читая сказку, слушаем музыкальные произведения. Катится Колобок (р.н.м. «Как у наших у ворот», или «Полянка», любая, практически, народная веселая музыка.) Слушая фрагмент, мы обсуждаем, какое настроение у Колобка, какой он веселый, добрый, как он катиться по тропинке (можно легко побегать на носочках, подпрыгивая подвигаться…) Мы можем представить какая погода на улице: светит солнышко, поют птички, в траве много цветочков красивых и т.д. Колобок встречает зайку: и мы можем весело попрыгать на полянке как зайчики под музыку «Зайчики» Е.Тиличеевой, «Зайчики» М. Раухвергера, можно спеть песенку «Зайка» р.н.м. в обработке Г.Лобачева, ну, вообщем, на усмотрение ваше.
Волк – для малышей можно сочинить, для деток постарше можно включить тему Волка из симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и Волк». Медведь – «Мишка» М.Раухвергера, «Медведь» В.Ребикова, ходим как мишки «вперевалочку», можно поиграть с мишкой («Мишка косолапый» Г.Финаровского) Для лисички можно сыграть «Кошечку» Т.Ломовой.
Всё в совокупности: обсуждение сказки, описание героя и музыки, слушание музыки, обыгрывание героя, способствует всестороннему развитию деток. Мы и развиваем образное мышление, помогаем правильно выражать свои мысли, подбирая верные слова, заставляем деток сопереживать герою и прочувствовать его, прочувствовать музыку, и, конечно обсуждаем морально-нравственные моменты сюжета. Как говориться в книге О.П.Радыновой: «Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни».
Способов знакомства ребенка со сказкой через музыку много. Мы можем просто читать сказку на фоне подобранного музыкального произведения, можем читая сказку играть на музыкальных инструментах, которые будут передавать образ того или иного героя, или настроение; мы можем читая сказку придумать короткие песенки по сюжету. И вот пройдя все эти этапы, я решила, что можно ещё и одновременно показывать детям примеры живописных работ, и не обязательно на сказочные сюжеты, и пусть написанные не именитыми мировыми авторами, а пусть это даже будут просто добрые, приятные глазу картинки. Ведь как я уже говорила выше, наши дети впитывают сейчас далеко не самую благодатную для детской души и психики информацию с экранов телевизоров.

Заключение
Сказка - я считаю, что это один из самых благодатных видов жанра, учитывая интерес детей к нему, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Все мы знаем, что каждая сказка чему-то учит. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Сказка «Репка» развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; Сказки учат слушаться родителей, старших - это «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики»; хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. А когда при всем этом звучит музыка, и перед глазами яркие, красивые, добрые иллюстрации, то получается, что ребенок полностью погружен в происходящее, он прочувствует сказку всеми чувствами.
Дети смотрят на красивые и добрые иллюстрации.
Дети слушают хорошую, качественную, доступную детскому восприятию музыку.
Дети развиваются и обогащают свой внутренний мир так, чтобы из них выросли достойные граждане нашего такого большого и такого сложного мира.

Источник: http://сеть интернет и собственный опыт
Категория: Культурно-досуговая деятельность | Добавил: MadamLana (22.01.2016) | Автор: Коннова Светлана Александровна E
Просмотров: 178 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]