Пятница, 29.03.2024, 12:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Математика

Конспект НОД «Космические спасатели спешат на помощь» по ОО "Познавательное развитие. ФЭМП" с блоками Дьенеша в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Ахматовская средняя общеобразовательная школа»

Конспект НОД «Космические спасатели спешат на помощь» (с ИКТ), подготовительная группа.

Автор: воспитатель дошкольной группы Давыдова Галина Сергеевна

ОО: «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений»

Интеграция ОО[: «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира», «Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Развитие логического мышления и психических функций: внимания, памяти, восприятия, речи; формирование мыслительных умений и способностей.

Задачи:
Образовательные задачи:
1) Закрепить состав числа 8 из двух меньших.
2)Упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию (в том числе со знаком отрицания); соотносить размер объекта с размером геометрических фигур.
3)Упражнять в арифметических действиях сложения в пределах 8; закрепить обратный счёт в пределах 10.
4) Систематизировать знания о планетах Солнечной системы, спутнике Земли – Луне, небесных телах: комете, метеорите.
5) Продолжать знакомить с фазами Луны.
6) Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

Развивающие задачи:
1) Развивать логическое мышление и творческое воображение, способность к моделированию и конструированию в процессе опытнической деятельности и в играх с блоками Дьенеша.
2) Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
3) Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
4) Развивать внимание, память, воображение, речь, творчество, наблюдательность, познавательный интерес.
5) Продолжать формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов по 4 признакам: цвету, форме, размеру и толщине, находить общее свойство совокупности.
6) Совершенствовать стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи; пополнение словаря: скафандр, метеорит, комета, Сатурн.

Воспитательные задачи:
1) Содействовать поддержанию интереса к математике, к развивающим играм с блоками Дьенеша.
2) Воспитывать любознательность, интерес к космосу.
2) Воспитывать сочувствие, сострадание, уважение друг к другу, желание помочь.
4) Формировать умение трудиться в коллективе, воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, самостоятельность.

Оборудование: Видео и аудио сопровождение; презентация к занятию, аудиозапись космической музыки, музыки П. Гюнта «Утро»; авторская физкультминутка с эффектами анимации «Космическая разминка», голосовое сообщение.

Материал: Демонстрационный: магнитная доска, блоки Дьенеша, схема постройки космического корабля, цифры 1- 8, плоскостные изображения блоков Дьенеша, три обруча – красного, синего, желтого цвета, схема к игре «Поиск каметы», письмо, настольная лампа, глобус, маленький шар жёлтого цвета, плакат «Состав числа 8», кодовые карточки.
Раздаточный: набор блоков Дьенеша (на каждого ребенка), игра «Построй дом» (по количеству детей), раскраски (по количеству детей).

Предшествующая работа:дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек, беседы о космосе, планетах Солнечной системы, Луне.

Содержание НОД:

1. Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона. Введение в игровую ситуацию. Моделирование проблемной ситуации. Слайд 1

(Звучит музыка П. Гюнта «Утро»)
Воспитатель: Доброе утро, гости!
Доброе утро, солнце!
Доброе утро, наша большая страна!
Доброе утро, наша планета Земля!
Воспитатель: Дети, вы знаете, кто такие космонавты? Слайд 2. А спасатели? А чем могут заниматься космические спасатели? Хотите быть космическими спасателями? Готовы к трудностям? Воспитатель: Внимание, из космоса на Землю поступил сигнал с просьбой о помощи.
- “Ребята, у нас беда, нашу планету Сатурн завалило метеоритами. Мы разобрать завал не можем, так как не знаем геометрических фигур, не различаем цвет и величину. Помогите, пожалуйста! Сатурник”. Как же нам быть?
Воспитатель: А как мы можем помочь? Для этого необходимо отправиться в космическое путешествие по Солнечной системе. Как вы думаете, почему она называется Солнечной? Да, потому что в центре нашей галактики расположена самая большая звезда, которая называется… (Солнце) Слайд 3. Кроме того, Солнце - это ближайшая к Земле звезда. Вокруг нее движутся планеты. Слайд 4. Сколько их? (8 планет) Назовите планеты, которые вы знаете. Совершенно верно, восемь больших и маленьких планет, которые расположены в определенной последовательности.
По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз … Меркурий, два … Венера,
Три … Земля, четыре … Марс,
Пять … Юпитер, шесть … Сатурн,
Семь … Уран, восьмой… Нептун.
Мы с вами полетим ко второй по величине планете Солнечной системы – к Сатурну.

2 Закрепление знаний символов блоков Дьенеша.

Воспитатель: Но прежде чем мы отправимся в космос, я должна провести с вами инструктаж космонавтов. При подготовке к полету и в открытом космосе нам с вами встретится много закодированной информации и мы должны ее уметь расшифровывать. Внимание на карточки. Слайд 5. Вспоминаем, что обозначают геометрические фигуры? Слайд 6. Правильно, форму: круг, квадрат, прямоугольник и треугольник. Что показывают облака? Слайд 7. Да, свойство цвета. Домики обозначают…? Конечно, размер: большую фигуру или маленькую. Слайд 8. И силуэты людей показывают…Правильно, толщину: тонкую геометрическую фигуру или толстую. Слайд 9. А что обозначает перечёркнутая фигура? Совершенно верно, признак отрицания: не большая, не толстая и т.д. Молодцы.
Воспитатель: Я вижу, что к полету в космос вы готовы. Теперь скажите: на каком виде транспорта летают в космос? (на ракете, космическом корабле). Слайд 10-11. Хотите отправиться в путешествие на космическом корабле?
Воспитатель: А у нас есть космический корабль? (нет) Но у нас имеются геометрические фигуры и схема постройки. Слайд 12. Давайте из них соберем космический корабль. Старайтесь собирать правильно, чтобы корабль был прочным и смог долететь до другой планеты.

3.Игра «Построй космический корабль» (с блоками Дьенеша)

Воспитатель: Вот какие молодцы! У нас получился отличный космический корабль. Давайте назовем его «Восток», как первый космический корабль. Готовы к полету?
Воспитатель: «Сегодня состоится полет космического корабля «Восток» к планетам Солнечной системы. Всех ребят прошу пройти в центр управления полетом. Сколько всего членов экипажа летит вместе со мной? Да, 8 человек. Так же, как количество планет Солнечной системы. Обозначим число восемь цифрой 8.Дети, сколько всего взрослых готово к полёту? Да, один. Обозначим это число цифрой 1. Какого размера фигуру мы возьмём для обозначения взрослого человека? Правильно, большую. А сколько детей отправляется в полёт. Да, 7. Обозначим это число цифрой. Сколько маленьких фигур мы отсчитаем? Слайд 13. Значит, 8 – это 1 и 7.
Воспитатель: В полет к планетам Солнечной системы отправляется экипаж в составе восьми космонавтов - командира корабля Вани, борт-инженера Дениса и космонавтов-спасателей Арины, Оли, Саши, Данила, Марины и меня.
Воспитатель: Итак, сколько членов экипажа составляют командир корабля и борт-инженер? Конечно, 2 человека. Обозначим их квадратами и покажем число 2 цифрой. Сколько всего космонавтов-спасателей готово к полёту? Совершенно верно, 6. Обозначим это число цифрой. Какими геометрическими фигурами обозначим спасателей? Да, кругами. Слайд 14. Значит, 8 – это 2 и 6.
Воспитатель: Далее, сколько девочек отправляется в полёт? Правильно, 3 девочки. Обозначим это число цифрой. Какого цвета фигуры будут обозначать девочек? Вне сомнения, красные. А сколько не девочек полетит в космос? Конечно, 5. Обозначим число 5 цифрой. Фигурами какого цвета обозначим не девочек? Да, синего? Слайд 15. Получается, что 8 – это 3 и 5.
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на фигуры. Как ещё можно разделить фигуры? Совершенно верно, по толщине. Сколько толстых фигур? Обозначим число 4 цифрой. А сколько тонких фигур? Снова обозначаем это число цифрой. Слайд 16. Значит, 8 – это 4 и 4 . Слайд 17. Повторим: 8 - это 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5. 4 и 4.
Воспитатель: Экипаж к полёту готов? Пристегиваем ремни и все вместе начинаем обратный отсчет. 10. 9. 8. 7. 6. 5 4. 3. 2. 1. Пуск. Слайд 18.
Воспитатель: Вот мы и в космосе. Дети, зачем мы пристегнули ремни? Конечно, ведь мы находимся в состоянии невесомости. В космосе, в невесомости, нет понятия «тяжелый». Здесь все может летать, если не закреплено.
Воспитатель: Дети, скажите, как выглядит наша планета Земля из космоса? Слайд 19. Посмотрите в иллюминаторы, чтобы убедиться, что Земля выглядит как голубой шар. Кто знает, почему из космоса наша планета выглядит именно голубой? Совершенно верно, ведь 75% нашей Земли составляют вода. Вы большие молодцы!
Воспитатель: Мы приближаемся к Сатурну. Посмотрите в иллюминатор. Слайд 20. Обратите внимание на кольцо, которое окружает планету. Интересно, из чего оно состоит, как вы думаете? (ответы детей) Слайд 21. Да, гигантское кольцо состоит из пыли, камней и льда, которые вращаются вокруг планеты.
Воспитатель: Слайд 22. А теперь дети посмотрите, как на эту планету падает много камней, прилетевших из космического пространства. Эти небесные камни называются метеоритами. Видите, как их много!
Воспитатель: Вот мы и прилетели. Прежде чем мы высадимся на Сатурне, какие специальные костюмы мы должны одеть? Слайд 23. Как называются одежда космонавта, в которой он выходит в открытый космос? Зачем необходимо облачаться в скафандры при высадке на другую планету и выходе в открытый космос? Надеваем скафандры и выходим из космического корабля.
Воспитатель: Слайд 24. Вот мы и на Сатурне. Слайд 25. Давайте подойдем поближе к обломкам метеоритов. Чем они отличаются? Слайд 26. (Цветом, формой, величиной, толщиной)
Воспитатель: Ну что, ребята, давайте поможем Сатурнику расчистить планету от камней. Видите, здесь есть кратеры вулканов. Слайд 27. Посмотрите на подсказки, какие камни нужно поместить в синий кратер? Правильно, все синие большие фигуры. А в жёлтый кратер мы положим… Да, все толстые круги.

4. Игра «Два обруча»

Воспитатель: Слайд 28. Посмотрите, правильно выполнено задание? (Да) Хорошо, а сейчас скажите мне, камни какой формы лежат у нас внутри синего кратера (внутри синего кратера лежат все синие большие фигуры и т.д.). Слайд 29. А внутри жёлтого кратера? (толстые круглые фигуры).
Воспитатель: А камни какой формы, цвета и размера остались за кратерами (дети называют).
Воспитатель: Для того, чтобы на планете было чисто, давайте все камни, которые остались снаружи, уберем в красный кратер. (Все дети убирают) Слайд 30.
Воспитатель: Вот все и убрали. Теперь порядок! Задание выполнено. Молодцы!
Воспитатель: Садимся в космический корабль. Взлетаем. Дети, кто скажет, как называется спутник Земли? Что вы знаете о нем? (Луна, она находится ближе к Земле, чем звезды. Она ярко сияет на ночном небе…) Слайд 31.
Воспитатель: Ребята, получено голосовое сообщение.
Уважаемые космические спасатели. Мы обращаемся к вам с просьбой о помощи. Наш город на Луне уничтожен космическими вирусами. Помогите нам, пожалуйста, построить новый город. Бездомные жители лунного городка.
Воспитатель: Ребята, поможем лунным жителям?
Воспитатель: Вот мы и прилетели на Луну. Какую мы поставим цель? ( нужно построить город.) Слайд 32.
Проходим на строительную площадку и начинаем строительство различных зданий. Слайд 33.

5. Индивидуальная работа «Построй дом» (с блоками Дьенеша)

Воспитатель: Правильно ли вы построили дома? Давайте проверим. Слайд 34. Дети, лунным жителям очень понравился наш город и они в награду решили нам открыть секрет Луны. Скажите, какой формы Луну вы наблюдаете на ночном небосклоне? А почему она всегда разная? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте пройдем в лунную лабораторию.

6. Опыт «Изменение формы Луны при вращении вокруг Земли».

Воспитатель: (Показываю глобус) Кто знает, что это? Правильно, это глобус – модель Земли. А вот эта лампа будет солнцем. Маленький желтый шар обозначит Луну. Вначале Луна имеет форму чего? Да, шара. Это полная Луна. Слайд 35. (вращаю шар вокруг глобуса) При вращении Луны вокруг Земли Солнце освещает её только с одной стороны и мы видим, как Луна уменьшается. Её называют убывающей луной. Слайд 36. Затем Луна заходит за Землю и мы её не видим. Это новолуние. Слайд 37 Далее , Луна появляется и Солнце освещает её с другой стороны. Это растущая Луна. Слайд 38 Она увеличивается и, наконец, мы снова видим полную круглую Луну – полнолуние. Слайд 39. Давайте ещё раз понаблюдаем фазы Луны.
Воспитатель: Понравился вам опыт? Запомнили, почему Луна меняется? Тогда отправляемся в обратный полет. Садимся в космический корабль и взлетаем.

7. Гимнастика для глаз
Воспитатель: Слайд 40. Ребята, посмотрите в иллюминатор, какие яркие звезды на небосклоне, давайте последим за ними глазками.
Мы звездочку увидали,
Глазки вверх подняли,
Вот звезды полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Влево звезды полетели,
Глазки влево посмотрели.
А теперь звезда внизу.
Вправо, влево и вверху.
Звездочки пропали,
Глазки закрываем.
Воспитатель: Дети, получено новое сообщение с планеты Марс. На Марсе состоится большой спортивный межгалактический праздник, но на планете неожиданно пропала вся весёлая музыка. Марсиане просят нас о помощи. Поможем марсианам?
Воспитатель: Мы приближаемся к Марсу и совершаем посадку. Слайд 41.
Воспитатель: Марсиане очень рады, что мы привезли весёлую музыку и предлагают нам выполнить вместе с ними космическую зарядку.

8. Авторская физкультминутка «Космическая зарядка» (Приложение 2)

Воспитатель: Мы хорошо размялись, но давайте попрощаемся с марсианами и отправляемся в дальнейший полёт.
Воспитатель: Посмотрите, что-то мелькнуло за иллюминатором космического корабля. Это кометы. Слайд 43. Они могут причинить вред кораблю. Кто знает, что такое комета? (Обычное небесное тело, покрытое толстым слоем льда…) Комета имеет длинный хвост. Чем ближе комета к солнцу, тем длиннее хвост. Кто догадается, почему? При приближении к солнцу лед начинает испаряться и именно из пара образуется огненный хвост Слайд 44. Хвост кометы может достигать несколько миллионов километров!
Воспитатель: Получено новое задание. Нам нужно выйти в открытый космос и собрать опасные кометы. Слайд 45. Для того, чтобы отличить кометы от других небесных тел, нам надо решить примеры. Внимание, появились закодированные карточки на отрицание. Слайд 46.


9.Игра «Поиск кометы»

Воспитатель: Молодцы, задание выполнено. Помещаем кометы в космический утилизатор. Опасность миновала. А нам пора возвращаться на землю. Дети, смотрите, скопление звёзд. Слайд 47. Давайте подуем на них и разгоним звёзды.

10.Дыхательная гимнастика «Подуем на звёзды»

11.Итог занятия. Рефлексия. Формирование навыков самооценки. Формирование коммуникативных навыков.

Воспитатель: Вот мы и на земле. Слайд 48. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Чем мы занимались во время нашего полёта? (Помогали Сатурнику расчищать планету от камней и т.д.). С какими трудностями вы встретились? Что вам запомнилось?
Молодцы! Сатурник остался очень доволен. И приготовил вам сюрприз: космические раскраски. Слайд 49. Давайте его поблагодарим его и попрощаемся. Слайд 50. До новых путешествий.

Литература:

1. Б.Б. Финкельштейн . Давайте вместе поиграем. - Санкт-Петербург: Корвет, 2001.
2. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2000.
3. К. А. Порцевский, К. А. Моя первая книга о космосе - М.: РОСМЭН, 2011
Категория: Математика | Добавил: ГалочкаД (18.01.2015) | Автор: Галина Давыдова E
Просмотров: 2457 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
5 morina  
Галина Сергеевна, что у Вас не получается, напишите я подправлю. Но я как поняла, Вы загрузили работу заново, работа допущена, там есть ссылка на ММ-компонент.

1 morina  
Уважаемая Галина Сергеевна!  
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и не допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании». (отсутствует ММ-компонент). 
Технический эксперт С.А.Морина

2 ГалочкаД  
Уважаемая С.А.Морина!
Я не смогла добавить ссылки на ММ-компоненты после размещения работы. Возможно ли повторное размещение этой работы со ссылками на ММ-презентации?

                                                                       С уважением, Галина Сергеевна.

3 morina  
Галина Сергеевна, загрузите заново работу. Если будут проблемы, напишите.

4 ГалочкаД  
Уважаемый эксперт  С.А.Морина!
Мне очень неловко Вас беспокоить, но  не могли бы Вы подсказать, как редактировать мою работу? У меня оказалась неправильная ссылка на приложения, а вставить новую не получается. Ориентируясь на "Требования к статьям", я открыла ранее размещенную мою статью, но ни оранжевый треугольник в правом верхнем углу, ни синий карандаш в меню "редактировать" у меня не появляются.Ответа на Форуме технической поддержки я тоже не нашла. Заранее большое спасибо.
                  С уважением Галина Сергеевна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]