«История флейты» Занятие по истории музыки с элементами игры для детей 6-8 лет и родителей
Автор: Ерасова Ирина Александровна педагог дополнительного образования
Тема: История флейты. Цель: знакомство с историей флейты. Задачи: 1. Образовательные – систематизация ранее усвоенных знаний (арфа), знакомство с историей музыкальных инструментов (флейта), закрепление понятия «регистр». 2. Развивающие – развитие навыка слухового внимания, формирование ассоциативных связей (музыка, живопись, литература – легенда о лесном боге Пане). 3. Воспитательные – воспитание эмоциональной отзывчивости, развитие способности к коллективному творчеству. Укрепление семейных связей через решение общих творческих задач. Ожидаемые результаты: 1. Умение провести сравнительный анализ инструментов (арфа - флейта). 2. Закрепление навыка слухового контроля и коррекции движения в соответствии с изменениями темпа, определение регистров на слух, визуальное и слуховое определение инструментов. 3. Совместное решение творческой задачи, овладение правилами коллективной игры. Форма проведения занятия: занятие-игра с элементами учебной деятельности. Форма организации деятельности учащихся на занятии – групповая и подгрупповая. Оборудование учебного занятия: • Условия проведения – свободное пространство для игры, столы для решения кроссворда, детские стулья, стулья для родителей. • Средства обучения – фортепиано, кроссворды для малых групп, фломастеры, различные свистки. • Для демонстрации – стенд с иллюстрациями инструментов (иллюстрации крепятся к стенду при помощи липучки), видеопроектор для мультимедийной презентации «Старинные инструменты. История флейты».
Ход занятия. 1. Организационный этап. Педагог здоровается с детьми - вокальное приветствие-эхо «Здравствуйте!» Дети отвечают - поют на тех же звуках, что и педагог. Педагог таким же образом здоровается с родителями. Затем предлагает детям и родителям разделиться на 4 смешанные команды. Педагог: Ваши команды – это четыре музыкальных поезда, которые отправляются в музей музыкальных инструментов. Под музыку команды (поезда) двигаются в произвольном направлении в соответствии с темпом музыки (попутно происходит закрепление понятий «ускорение, замедление темпа»). 2. Основной этап. Повторение пройденного материала Педагог обращает внимание детей и родителей на стенд с иллюстрациями инструментов: - Поезда привезли нас на выставку музыкальных инструментов. Как они называются?.. Есть среди них знакомые вам? (иллюстрации: арфа, вёрджинал, флейта, валторна, лютня, скрипка, волынка, баян или аккордеон, литавры). Примечание: набор иллюстраций может быть другим, обязательными являются арфа и флейта. Команды детей и родителей по очереди называют инструменты (от каждой команды по одному ребёнку и одному взрослому). Педагог: Вы услышите сейчас голоса двух инструментов. Назовите их. (запись: Луиджи Боккерини - Соната для флейты и арфы) Дети и родители садятся, слушают, определяют инструменты на слух и называют их (отвечают дети). Педагог приглашает по одному ребёнку и родителю от каждой команды и предлагает убрать ненужные инструменты (должны остаться арфа и флейта), сравнить оставшиеся инструменты, назвать их отличительные признаки. Дети и взрослые убирают лишние инструменты. Сравнивают арфу и флейту по способу игры: арфа – щипковый струнный, флейта – духовой, по форме: арфа – рама с натянутыми струнами, флейта – дудочка; по звучанию: у арфы мягкий перебор струн, как журчание ручейка, у флейты – звонкий, чистый, даже немного пронзительный голос, очень высокий. Педагог: арфа уже рассказала нам свою историю. Помните, кто её изобрёл?.. А кому отдал?.. Ответы детей: Гермес, Аполлон. Новый материал, компьютерная презентация «История флейты» (см.Приложение): слайд 1 Педагог: А вот про флейту нам пока ничего не известно. Кто же вы, барышня Флейта? Маленькая, изящная, вы приглашаете нас в путешествие по древним временам и странам и что же вы хотите нам рассказать? (запись: Музыка для флейты 16 и 17 веков – Ван Эйк или любая другая мелодия в спокойном темпе). слайд 2 Педагог: Итак, остановка первая – Европа. Старинные художники часто писали ангелов. Ангелы живут на небесах, а в небесах звучит музыка. Ангелы не говорят. Ангелы поют. И сопровождают своё пение игрой на виоле, арфе и флейте. Только эти инструменты, по мнению людей, могли звучать на небесах. слайд 3 Педагог: А что же на Земле? Земные жители тоже играли – во дворцах и в поле, придворные музыканты и пастушки. Когда же родилась флейта? Кто был её предком? Посмотрите внимательно, на что похожи эти флейты на картинах?.. Правильно, на дудочку, очень большой… (педагог незаметно для детей свистит в свисток) Ответ детей: Свисток. Педагог показывает различные свистки, раздаёт детям, предлагает посвистеть: - Какая разница между свистком и флейтами на картинах?.. Дети свистят, затем сравнивают свисток и флейту по форме, размерам, количеству отверстий, материалу. слайд 4 Педагог: Вот вы и сделали маленькое открытие: свисток и флейта – родственники. Когда археологи нашли древнюю флейту, они её назвали.… Прочитайте. Дети читают: «свистковая флейта». Педагог: Как вы думаете, почему флейту назвали «свистковой»? Предположительные ответы детей и родителей (навести на мысль, что звук той флейты был больше всего похож на звук современного свистка – звонкий, пронзительный, немного резкий). Самую древнюю свистковую флейту нашли в Египте. Уважаемые родители, если бы вы жили в Египте времён фараонов, из чего бы вы сделали флейту?.. Ответ родителей: из тростника. - А если бы вы жили на Руси времён волхвов и князей?.. Ответ родителей: из дерева, из тростника. - Ребята, как бы вы называли по-русски эту свистковую флейту, прочитайте… Ответ детей: свирель. - А теперь давайте перейдём в зал Древней Азии. Музыкальная минутка – дети и родители под спокойную музыку в произвольном направлении двигаются по залу, педагог в это время меняет изображение. слайд 5 Педагог: Индия и Китай. В Индии флейта была любимым инструментом бога Кришны. Первому изображению флейты в Индии 2000 лет. А китайская флейта Ди – так звали императора – ещё старше, ей 3000 лет. На флейте могли играть только посланники неба на земле – императоры и их приближённые. Легенда гласит, что Жёлтый император приказал сановникам сделать первую флейту из бамбука. Именно в Китае была обнаружена при раскопках самая древняя флейта – ей 8000 лет. Смотрите, как интересно – в Европе на флейтах играют ангелы, в Индии – бог Кришна, в Китае – императоры…(Музыка стихает) А что же в Древней Греции? слайд 6 Педагог: Очень необычный инструмент. Что в нём странного?.. Ответы: две дудочки Педагог: Да, две трубочки – двойной авлос, в которые дуют одновременно… И звучат они по-разному. Музыкальная грамота. Педагог предлагает детям и родителям поиграть в игру «регистры», играет на фортепиано две мелодии и просит детей определить регистры. Ответы детей: высокий и низкий. Педагог: Вот и дудочки флейты-авлоса звучали по-разному. Предлагаю вам поиграть на разных флейтах: уважаемые родители – у вас басовая флейта. Как она звучит? Ответ родителей: низко, приглушённо. Педагог: а у детей - флейта-пикколо, что значит «маленькая». Как звучит она? Ответ детей: тоненько, высоко, звонко. Педагог: послушайте, как звучат две флейты вместе. Это произведение исполняют два музыканта и мы вместе с ними. (Музыка для флейты 16-17 веков, «De vous server» композитор Sermisy или любая другая музыка для двух флейт. Можно использовать для прослушивания исполнение современного флейтиста, играющего на авлосе) Импровизация. Родители и дети одновременно имитируют игру на флейте. Педагог: а вот древнегреческому флейтисту приходилось гораздо труднее, он один играл на двух дудочках авлоса. Древние греки были большими любителями мифов и легенд, и про флейту у них тоже есть легенда. Какая?.. Об этом вы узнаете, отгадав кроссворд. Дидактическая игра, кроссворд (см. приложение). Дети и родители подходят к столам и разгадывают кроссворд. Педагог: Какие слова выделены краской реки?.. Ответ: Тростник, Пан. Педагог: Вам понятно, почему Тростник?.. Ответ: Флейту делали из тростника. Педагог: А вот кто такой Пан? (снова звучит флейта) слайд 7 Легенда. Педагог: Слушайте рассказ флейты: «В холодных аккадских горах дева-наяда жила с именем нежным - Сиринга. Часто спасалась она от богов, что в тенистом лесу обитают и в плодородных полях. Раз возвращалась Сиринга домой и увидал её Пан – бог козлоногий лесной и, пленён красотою, остановиться молил. Но, испугавшись его, убежала Сиринга от Пана к тихой реке, к Ладону, поросшему тростьем. И когда её путь преграждён был водою, взмолилась Сиринга: «Сёстры мои водяные, спасите меня, измените мой облик!». И превратилась в болотный тростник... Пану казалось уже, что догнал он Сирингу, но не девический стан, а хрупкий тростник обнимал он. И по тростинкам задвигавшись, ветер тоненький звук издавал, на жалобный голос похожий… Новым искусством пленён и сладостью звука, срезал тростинки неровные Пан и воском скрепил. Часто с тех пор приходил он на берег тенистой Ладоны и, вспоминая наяду, играл…» (флейта смолкла) слайд 8 Педагог: Посмотрите, какие необычные инструменты. На что они похожи?.. Ответ: на флейту Пана. Педагог: Прочитайте их название. Дети читают: сампоньо, кувиклы. Педагог обращает внимание детей на то, что слово «кувиклы» встречалось им в кроссворде и теперь они знают, что это за инструмент. Подведение итогов. Итак, лиру придумал крылатый бог ………, а флейту – бог лесов ……….. Ответы детей: Гермес, Пан - А ваши родители ответят нам, кому отдал Гермес лиру?.. А как звали наяду, которая превратилась в тростник?.. Ответы родителей: Аполлон, Сиринга. слайд 9 Педагог: Вот такую историю рассказала нам флейта. И теперь вы знаете, что вся жизнь жителей древней Греции сопровождалась двумя инструментами – лирой и авлосом. Но если лира была инструментом поэтов и богов, то под звуки авлоса шли в военные походы, играли в театре, справляли свадьбы, пели и танцевали. (запись: Музыка для флейты 16 и 17 веков, Ван Эйк). слайд 10 Педагог: Скромна, изящна, невесома, но лишь услышишь первый звук, наполненный любви истомой и всё меняется вокруг. Как будто с голубиной стаей паришь свободно в небесах, летишь, несбыточно мечтая, с улыбкой лёгкой на устах. Вот голос флейты тише, глуше, и слышно лишь биенье крыл… Её чарующую душу флейтист недаром полюбил. (музыка смолкает)
3. Заключительный этап. Педагог: Вот мы и вернулись в наше время. Пришла пора прощаться. Уважаемые родители, вы – левый авлос, а вы, ребята, - правый. Помните, как они звучат?.. Тогда представим, что я – древний флейтист, а вы все – двойной авлос (педагог ставит родителей слева от себя, детей - справа) Вокальное эхо – «До свидания». По жесту педагога родители и дети поют на два голоса в октаву «До свидания». Список использованных материалов: 1. Литература: Гульянц Музыкальная энциклопедия, М. 2005 Фильштейн Музыка от А до Я, СПб 2005 2. Интернет-ресурс: Музыкальные инструменты в живописи: www/liveinternet.ru/users/2010239/post104954762/ http:/www/liveinternet.ru/users/kykolnik/post92819309/ Мифы древней Греции: www/greece-info.ru/historygreece/literature/mythes/
Данная разработка предназначена для детей от 7 лет и всех, кто интересуется историей музыкального искусства. Целиком или фрагментарно может быть использована на уроках музыки, внеклассных занятиях, совместном занятии с родителями, в учреждениях дополнительного образования и школах.