Понедельник, 20.11.2017, 04:54
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Музыкальные занятия

Музыкальные странички. История флейты.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Детско-юношеский центр
«Молодёжный творческий Форум Китеж плюс»

«История флейты»
Занятие по истории музыки с элементами игры
для детей 6-8 лет и родителей

Автор: Ерасова Ирина Александровна
педагог дополнительного образования

Тема: История флейты.
Цель: знакомство с историей флейты.
Задачи:
1. Образовательные – систематизация ранее усвоенных знаний (арфа), знакомство с историей музыкальных инструментов (флейта), закрепление понятия «регистр».
2. Развивающие – развитие навыка слухового внимания, формирование ассоциативных связей (музыка, живопись, литература – легенда о лесном боге Пане).
3. Воспитательные – воспитание эмоциональной отзывчивости, развитие способности к коллективному творчеству. Укрепление семейных связей через решение общих творческих задач.
Ожидаемые результаты:
1. Умение провести сравнительный анализ инструментов (арфа - флейта).
2. Закрепление навыка слухового контроля и коррекции движения в соответствии с изменениями темпа, определение регистров на слух, визуальное и слуховое определение инструментов.
3. Совместное решение творческой задачи, овладение правилами коллективной игры.
Форма проведения занятия: занятие-игра с элементами учебной деятельности.
Форма организации деятельности учащихся на занятии – групповая и подгрупповая.
Оборудование учебного занятия:
• Условия проведения – свободное пространство для игры, столы для решения кроссворда, детские стулья, стулья для родителей.
• Средства обучения – фортепиано, кроссворды для малых групп, фломастеры, различные свистки.
• Для демонстрации – стенд с иллюстрациями инструментов (иллюстрации крепятся к стенду при помощи липучки), видеопроектор для мультимедийной презентации «Старинные инструменты. История флейты».

Ход занятия.
1. Организационный этап.
Педагог здоровается с детьми - вокальное приветствие-эхо «Здравствуйте!»
Дети отвечают - поют на тех же звуках, что и педагог.
Педагог таким же образом здоровается с родителями.
Затем предлагает детям и родителям разделиться на 4 смешанные команды.
Педагог: Ваши команды – это четыре музыкальных поезда, которые отправляются в музей музыкальных инструментов.
Под музыку команды (поезда) двигаются в произвольном направлении в соответствии с темпом музыки (попутно происходит закрепление понятий «ускорение, замедление темпа»).
2. Основной этап.
Повторение пройденного материала
Педагог обращает внимание детей и родителей на стенд с иллюстрациями инструментов:
- Поезда привезли нас на выставку музыкальных инструментов. Как они называются?.. Есть среди них знакомые вам? (иллюстрации: арфа, вёрджинал, флейта, валторна, лютня, скрипка, волынка, баян или аккордеон, литавры).
Примечание: набор иллюстраций может быть другим, обязательными являются арфа и флейта.
Команды детей и родителей по очереди называют инструменты (от каждой команды по одному ребёнку и одному взрослому).
Педагог: Вы услышите сейчас голоса двух инструментов. Назовите их.
(запись: Луиджи Боккерини - Соната для флейты и арфы)
Дети и родители садятся, слушают, определяют инструменты на слух и называют их
(отвечают дети).
Педагог приглашает по одному ребёнку и родителю от каждой команды и предлагает убрать ненужные инструменты (должны остаться арфа и флейта), сравнить оставшиеся инструменты, назвать их отличительные признаки.
Дети и взрослые убирают лишние инструменты. Сравнивают арфу и флейту по способу игры: арфа – щипковый струнный, флейта – духовой, по форме: арфа – рама с натянутыми струнами, флейта – дудочка; по звучанию: у арфы мягкий перебор струн, как журчание ручейка, у флейты – звонкий, чистый, даже немного пронзительный голос, очень высокий.
Педагог: арфа уже рассказала нам свою историю. Помните, кто её изобрёл?.. А кому отдал?..
Ответы детей: Гермес, Аполлон.
Новый материал, компьютерная презентация «История флейты» (см.Приложение):
слайд 1
Педагог: А вот про флейту нам пока ничего не известно. Кто же вы, барышня Флейта? Маленькая, изящная, вы приглашаете нас в путешествие по древним временам и странам и что же вы хотите нам рассказать? (запись: Музыка для флейты 16 и 17 веков – Ван Эйк или любая другая мелодия в спокойном темпе).
слайд 2
Педагог: Итак, остановка первая – Европа.
Старинные художники часто писали ангелов. Ангелы живут на небесах, а в небесах звучит музыка. Ангелы не говорят. Ангелы поют. И сопровождают своё пение игрой на виоле, арфе и флейте. Только эти инструменты, по мнению людей, могли звучать на небесах.
слайд 3
Педагог: А что же на Земле? Земные жители тоже играли – во дворцах и в поле, придворные музыканты и пастушки.
Когда же родилась флейта? Кто был её предком? Посмотрите внимательно, на что похожи эти флейты на картинах?.. Правильно, на дудочку, очень большой… (педагог незаметно для детей свистит в свисток)
Ответ детей: Свисток.
Педагог показывает различные свистки, раздаёт детям, предлагает посвистеть:
- Какая разница между свистком и флейтами на картинах?..
Дети свистят, затем сравнивают свисток и флейту по форме, размерам, количеству отверстий, материалу.
слайд 4
Педагог: Вот вы и сделали маленькое открытие: свисток и флейта – родственники. Когда археологи нашли древнюю флейту, они её назвали.… Прочитайте.
Дети читают: «свистковая флейта».
Педагог: Как вы думаете, почему флейту назвали «свистковой»?
Предположительные ответы детей и родителей (навести на мысль, что звук той флейты был больше всего похож на звук современного свистка – звонкий, пронзительный, немного резкий).
Самую древнюю свистковую флейту нашли в Египте. Уважаемые родители, если бы вы жили в Египте времён фараонов, из чего бы вы сделали флейту?..
Ответ родителей: из тростника.
- А если бы вы жили на Руси времён волхвов и князей?..
Ответ родителей: из дерева, из тростника.
- Ребята, как бы вы называли по-русски эту свистковую флейту, прочитайте…
Ответ детей: свирель.
- А теперь давайте перейдём в зал Древней Азии.
Музыкальная минутка – дети и родители под спокойную музыку в произвольном направлении двигаются по залу, педагог в это время меняет изображение.
слайд 5
Педагог: Индия и Китай. В Индии флейта была любимым инструментом бога Кришны. Первому изображению флейты в Индии 2000 лет. А китайская флейта Ди – так звали императора – ещё старше, ей 3000 лет. На флейте могли играть только посланники неба на земле – императоры и их приближённые. Легенда гласит, что Жёлтый император приказал сановникам сделать первую флейту из бамбука. Именно в Китае была обнаружена при раскопках самая древняя флейта – ей 8000 лет. Смотрите, как интересно – в Европе на флейтах играют ангелы, в Индии – бог Кришна, в Китае – императоры…(Музыка стихает)
А что же в Древней Греции?
слайд 6
Педагог: Очень необычный инструмент. Что в нём странного?..
Ответы: две дудочки
Педагог: Да, две трубочки – двойной авлос, в которые дуют одновременно… И звучат они по-разному.
Музыкальная грамота. Педагог предлагает детям и родителям поиграть в игру «регистры», играет на фортепиано две мелодии и просит детей определить регистры.
Ответы детей: высокий и низкий.
Педагог: Вот и дудочки флейты-авлоса звучали по-разному. Предлагаю вам поиграть на разных флейтах: уважаемые родители – у вас басовая флейта. Как она звучит?
Ответ родителей: низко, приглушённо.
Педагог: а у детей - флейта-пикколо, что значит «маленькая». Как звучит она?
Ответ детей: тоненько, высоко, звонко.
Педагог: послушайте, как звучат две флейты вместе. Это произведение исполняют два музыканта и мы вместе с ними.
(Музыка для флейты 16-17 веков, «De vous server» композитор Sermisy или любая другая музыка для двух флейт. Можно использовать для прослушивания исполнение современного флейтиста, играющего на авлосе)
Импровизация. Родители и дети одновременно имитируют игру на флейте.
Педагог: а вот древнегреческому флейтисту приходилось гораздо труднее, он один играл на двух дудочках авлоса. Древние греки были большими любителями мифов и легенд, и про флейту у них тоже есть легенда. Какая?.. Об этом вы узнаете, отгадав кроссворд.
Дидактическая игра, кроссворд (см. приложение). Дети и родители подходят к столам и разгадывают кроссворд.
Педагог: Какие слова выделены краской реки?..
Ответ: Тростник, Пан.
Педагог: Вам понятно, почему Тростник?..
Ответ: Флейту делали из тростника.
Педагог: А вот кто такой Пан? (снова звучит флейта)
слайд 7
Легенда. Педагог: Слушайте рассказ флейты: «В холодных аккадских горах дева-наяда жила с именем нежным - Сиринга. Часто спасалась она от богов, что в тенистом лесу обитают и в плодородных полях. Раз возвращалась Сиринга домой и увидал её Пан – бог козлоногий лесной и, пленён красотою, остановиться молил. Но, испугавшись его, убежала Сиринга от Пана к тихой реке, к Ладону, поросшему тростьем. И когда её путь преграждён был водою, взмолилась Сиринга: «Сёстры мои водяные, спасите меня, измените мой облик!». И превратилась в болотный тростник... Пану казалось уже, что догнал он Сирингу, но не девический стан, а хрупкий тростник обнимал он. И по тростинкам задвигавшись, ветер тоненький звук издавал, на жалобный голос похожий… Новым искусством пленён и сладостью звука, срезал тростинки неровные Пан и воском скрепил. Часто с тех пор приходил он на берег тенистой Ладоны и, вспоминая наяду, играл…» (флейта смолкла)
слайд 8
Педагог: Посмотрите, какие необычные инструменты. На что они похожи?..
Ответ: на флейту Пана.
Педагог: Прочитайте их название.
Дети читают: сампоньо, кувиклы.
Педагог обращает внимание детей на то, что слово «кувиклы» встречалось им в кроссворде и теперь они знают, что это за инструмент.
Подведение итогов. Итак, лиру придумал крылатый бог ………, а флейту – бог лесов ………..
Ответы детей: Гермес, Пан
- А ваши родители ответят нам, кому отдал Гермес лиру?.. А как звали наяду, которая превратилась в тростник?..
Ответы родителей: Аполлон, Сиринга.
слайд 9
Педагог: Вот такую историю рассказала нам флейта. И теперь вы знаете, что вся жизнь жителей древней Греции сопровождалась двумя инструментами – лирой и авлосом. Но если лира была инструментом поэтов и богов, то под звуки авлоса шли в военные походы, играли в театре, справляли свадьбы, пели и танцевали.
(запись: Музыка для флейты 16 и 17 веков, Ван Эйк).
слайд 10
Педагог:
Скромна, изящна, невесома,
но лишь услышишь первый звук,
наполненный любви истомой
и всё меняется вокруг.
Как будто с голубиной стаей
паришь свободно в небесах,
летишь, несбыточно мечтая,
с улыбкой лёгкой на устах.
Вот голос флейты тише, глуше,
и слышно лишь биенье крыл…
Её чарующую душу
флейтист недаром полюбил.
(музыка смолкает)

3. Заключительный этап.
Педагог: Вот мы и вернулись в наше время. Пришла пора прощаться. Уважаемые родители, вы – левый авлос, а вы, ребята, - правый. Помните, как они звучат?.. Тогда представим, что я – древний флейтист, а вы все – двойной авлос (педагог ставит родителей слева от себя, детей - справа)
Вокальное эхо – «До свидания». По жесту педагога родители и дети поют на два голоса в октаву «До свидания».
Список использованных материалов:
1. Литература: Гульянц Музыкальная энциклопедия, М. 2005
Фильштейн Музыка от А до Я, СПб 2005
2. Интернет-ресурс: Музыкальные инструменты в живописи:
www/liveinternet.ru/users/2010239/post104954762/
http:/www/liveinternet.ru/users/kykolnik/post92819309/
Мифы древней Греции: www/greece-info.ru/historygreece/literature/mythes/

Данная разработка предназначена для детей от 7 лет и всех, кто интересуется историей музыкального искусства. Целиком или фрагментарно может быть использована на уроках музыки, внеклассных занятиях, совместном занятии с родителями, в учреждениях дополнительного образования и школах.

Приложение http://mm-festival.letitbit.net/download/76124d250bf97aef3c60f2e59a71ed54a/ErasovaIA.zip.html
Категория: Музыкальные занятия | Добавил: Ерасова-Ирина (10.06.2012) | Автор: Ерасова Ирина Александровна E
Просмотров: 3423 | Теги: презентация, флейта, кроссворд, музыка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]