Самсонова Н.М.Конспект совместной деятельности педагога и детей образовательной области музыка «Волшебный мир осени»
Задачи: Образовательные: • закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года; • совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; • закреплять практические навыки выразительного исполнения песен. Развивающие: • способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха; • развивать умение видеть красоту созданного изображения; • развивать чувство ритма, вокально-хоровые навыки. Воспитательные: • воспитывать бережное отношение и любовь к природе; • воспитывать самостоятельность, расширять кругозор; • воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника.
Вводная часть ( дети заходят в музыкальный зал , их встречает музыкальный руководитель держа в руках красивую коробку) Музыкальный руководитель: Доброе утро ребята! ( ответ детей) А доброе оно потому, что мы вновь встретились с вами в музыкальной гостиной. И вы наверное уже догадались какое время года у нас в гостях (ответ детей). Правильно ребята - это осень. И сегодня я приглашаю вас в волшебный мир осенних звуков, красок и стихов. Тихо, тихо встанем рядом, Входит музыка в наш дом. В удивительном наряде, В разноцветном расписном! .... Слышите? ( в грамзаписи звучат звуки дождя) Музыкальный руководитель: Ой, ребята, кажется, пошел дождь, где же мой зонтик? (достает и открывает зонтик, пряча под ним детей, а в это время коробку убирают) Вот и закончился дождик. Вдаль бегут лесные тропки Тают в дымке голубой Это музыка торопит И зовет нас за собой ..... ( музыкальный руководитель оглядывается, ищет свою коробку) А где же моя коробочка? Вы не видели? Куда же она подевалась ? (ответы детей) В этой коробочке у меня лежали звуки, краски и стихи осени, чтоже мы будем делать? Где же мы теперь будем их искать? ( ответ детей) Музыкальный руководитель: Правильно ребята за стихами мы пойдем к поэту, звуки найдем у композитора, а краски нам подарит художник. Ну что ж в путь. По местам!!! Основная часть игра «Мы - шофёры» (Авт. А.Е. Алябьева) Едем, едем на машине.(«Держат руль», поворачивая слегка вправо, влево) Нажимаем на педаль, (Носок правой ноги приподнять вверх и прижать к полу) Г аз включаем, выключаем, (Выставить правую руку, сжатую в кулачок, вперёд, вернуть в исходное положение) Смотрим пристально мы вдаль, (Правая рука «козырьком») Дворники стирают капли, (Руки, согнутые в локтях поднять кверху) Вправо, влево - чистота, (Покачать вправо - влево - вправо) Волосы ерошит ветер, (Приподнять волосы) Мы шофёры - хоть куда! (Большие пальцы кистей поднять кверху) Музыкальный руководитель: Мы в волшебный лес попали, Мы тут раньше не бывали, Полон звуков этот лес, Очень много здесь чудес ... (показ слайда)
Смотрите какие вокруг красивые деревья, и пенечки и грибочки, а листьев сколько!!! ( дети создают композицию) Ребята, а какую осень мы с вами знаем? Дети: Раннюю, золотую и позднюю. Музыкальный руководитель: Ребята, давайте мы с вами прочтем стихи о том, какая бывает осень. Стихи: 1.«Приметы осени» Т. Шорыгина 2.«Дождик на дворе» А.Веденин 3. «Уж небо осенью дышало» А.С. Пушкин, Музыкальный руководитель: Ребята, какой поэт написал это стихотворение? ( ответ детей), (показ слайда)
Как поэты красиво рассказали нам об осени. Ребята, а хотите, я вам расскажу историю, которая случилась с маленьким ветерком. Дети. Да! «Пластический импровизационный этюд с осенними листьями» «Осенняя песнь» П. И.Чайковский Музыкальный руководитель. Однажды Ветерок почувствовал приближение холодов и решил улететь в теплые края. Путь туда лежал через лес, в котором жили его друзья - листочки. (МУЗЫКА) Он посмотрел вниз и ахнул: на земле лежал необыкновенной красоты ковер из разноцветных листьев. Ветерок опустился вниз и начал играть с листьями. Он поднимал их с земли и подбрасывал в воздух, кружил в осеннем прощальном танце, собирал в букеты, разбрасывал в разные стороны, а потом опять кружил, кружил. Но вот Ветерок последний раз взмахнул крылом и улетел, а листочки тихо опустились на землю, стараясь улечься так, чтобы получился яркий, красивый ковер. Дети бегают врассыпную по залу, останавливаются, поднимают листья, далее импровизируют в соответствии с текстом. В конце этюда дети останавливаются в кругу, оставляя листья на ковре. Музыкальный руководитель: Ребята, пора нам дальше в путь, только кажется, мы заблудились! Вижу, вдалеке волшебный домик заглянем туда? ( дети садятся на стульчики) Музыкальный руководитель: Посмотрите, у кого мы оказались в гостях? (показ слайда) ( музыкальный руководитель обращает внимание на портрет Антонио Вивальди) ( ответ детей)
Музыкальный руководитель. Да, действительно, мы сегодня оказались с вами у итальянского композитора Антонио Вивальди. Сейчас мы с вами послушаем отрывок музыкального произведения итальянского композитора Антонио Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». Дети слушают муз. отрывок из концерта №3 А.Вивальди "L'аиtиппо" (Осень) II - Adagio тolto(«Bрeмена года»). Музыкальный руководитель. Подумайте и скажите, какое настроение у этого музыкального произведения? Дети: грустное, печальное, жалобное, серое, плачущее. Музыкальный руководитель. Да, в этой пьесе выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка звучит монотонно, жалобно. А про эту музыку можно сказать сумрачная? Дети. Да. Музыкальный руководитель: Ребята, если мы с вами послушаем слова Сентябрь, Октябрь, Ноябрь , то первые звуки этих слов образуют слово( СОН) Правильно ребята ,потому, что природа засыпает. Музыкальный руководитель: Кто же в домике живет? Может это язычок? 1. Артикуляционная гимнастика: Зарядка для язычка: Влево, вправо (проткнуть язычком левую щеку, затем правую) Раз, два (еще раз левую, еще раз правую щеку ) Вверх, вниз (проткнуть язычком верхнюю губу, затем нижнюю) Язычок, не ленись! (еще раз верхнюю губу ,еще раз нижнюю губу), Губы просыпайтесь! («вибрато» губами) Ротик, открывайся! (широко открыть рот ) Язычок, покажись (высовывать язык вперед и убирать назад ) И зубов не страшись! (покусывая всю поверхность языка), А зубы-то, а зубы Кусают даже губы (покусать нижнюю губу по всей поверхности ) Кусаются, кусаются (покусать верхнюю губу по всей поверхности ) И не унимаются А губы то хохочут (в улыбке открыть верхние зубы ) То сильно обижаются, (вывернуть нижнюю губу придав лицу обиженное выражение), То весело хохочут (в улыбке открыть верхние зубы ) То снова обижаются. (Вывернуть нижнюю губу) Зубам надоело кусать- Стали язык жевать. (Пожевать язык боковыми зубами) Язычок - не лист капустный И совсем, совсем невкусный! Зубки, зубки успокойтесь, Хорошенечко умойтесь, (провести языком между верхней губой и зубами) Не сердитесь, не кусайтесь (провести язычком между нижней губой зубами) А вместе с нами улыбайтесь! (Улыбнуться). 2. Распевка: Игра «Осень, холодно» - ( музыкальный руководитель предлагает детям погулять по лесенке с песенкой) Игра « Тучка - сердючка» - (музыкальный руководитель предлагает детям показать, как может петь тучка (грустно, весело, удивленно, сердито) 3. Ритмодикламация: Игра «Сильный дождь» - (фразу «кап-кап-кап» произносит сначала один ребенок, затем два, три и так далее так постепенно включаются все дети и происходит нарастание звука.) 4. Песня «Вредный дождик» (музыка и слова Л. Лугарева ) - узнай песню по мелодии - ритмические помощники - спрячь песенку Песня «Мой щенок» индивидуальное исполнение Песня « Осень» А. Арутюнов - исполнение песни подгруппой детей ( девочки) 5. Гимнастика для глаз. «Осенний лес» Вот стоит осенний лес! (Смотрят вперед) В нем много сказочных чудес. (Не поворачивая головы, выполняют круговые движения глазами) Слева сосны, справа дуб, (смотрят влево, вправо, не поворачивая головы) Дятел сверху, тук да тук (вверх- вниз выполняют движения глазами) Глазки ты закрой открой (закрывают и открывают глаза ) И скорей беги домой. (Быстрое моргание глазами). Заключительная часть Музыкальный руководитель: Ой, ребята смотрите, кого я вижу? Это художник, пойдемте, поздороваемся с ним. ( дети вместе в музыкальным руководителем подходят к художнику и здороваются разными способами (песенкой, весело, хитро и т. д.)
Музыкальный руководитель: Смотрите ребята, наш художник, кажется грустный, нет, нет внимательно посмотрю - он задумчивый. О чём задумался наш художник? Художник: Думаю, я, какими красками в этом году осень раскрасить. Хочется мне и желтыми и оранжевыми и красными. А может добавить немного серебра. А как вы думаете ребята можно ли разделить осень по цветам? ( ответ детей) Дети. Ранняя осень - это зеленый и немного желтого цвета. Золотая ¬-желтый, красный, оранжевый и немного зеленого, а поздняя - белый или серебристый. Художник: Только боюсь я ребята ,что не успею я раскрасить осень. Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поможем художнику осень раскрасить! (ответ детей) Только мы просим тебя поиграть с нами сначала в нашу любимую игру« Кто скорее?» . Художник: С большим удовольствием!!! Игра« Кто скорее?» муз. Шварца Музыкальный руководитель: Художник, кисточка у тебя одна , как же мы будем тебе помогать? Художник: Не волнуйтесь, у меня есть много волшебных кисточек. ( дети проходят за столы и приступают к рисованию нетрадиционным способом картины осени, в это время в зале звучит отрывок концерта №3 А.Вивальди "L'аиtиппо" Осень I часть («Времена года»). Музыкальный руководитель: Какая красивая получается осень, какие разные цвета, как красиво!!! (Выполненные работы взрослые располагают на центральной стене зала) Художник: Какие молодцы, как вы назовете свои картины? (ответы детей) Музыкальный руководитель: Ой, ребята смотрите, смотрите, нашлась моя коробочка! Вот так чудеса!!! ( дети подходят к музыкальному руководителю). Сегодня мы с вами побывали в волшебном мире осенних звуков, красок и стихов. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, станет знаменитым композитором, поэтом или художником. А помогут ему в этом наши встречи в музыкальной гостиной. Давайте посмотрим, что в коробочке! (В грамзаписи звучит песня «Где водятся волшебники» ,музыкальный руководитель открывает коробочку, а там угощение для детей).