Самсонова Н.М. Музыкальное занятие "ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ МИР МУЗЫКИ"
Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций; беседы о названии музыкальных инструментов симфонического оркестра; слушание произведений Э. Грига; исполнение песен, танцев в свободной деятельности.
Оборудование: фланелеграф; компактная мини-система; портрет; шумовые и музыкальные инструменты.
(Дети входят в зал) Музыкальный руководитель: Я очень рада видеть вас в музыкальном зале. Давайте улыбнемся друг другу и подарим улыбку нашим гостям. Теперь давайте поприветствуем друг друга. Здравствуйте ребята! Дети: Добрый день! Муз. руководитель: Дети, вы любите сказки? (ответ детей) Муз. руководитель: А какие сказки вы любите? (ответ детей) Муз. руководитель: Я рада, что вы ответили именно так, потому что я тоже очень люблю волшебные и музыкальные сказки. И я приглашаю вас в путешествие в сказочный мир музыки. А пойдем мы не обычным шагом, а поскоками. (Поскоки. Украинская мелодия.) Муз. руководитель: Вот мы очутились в царстве музыки. (Фрагмент увертюры М. Глинки.) Муз. руководитель: Вы удивлены? Она звучит так празднично и ярко. Музыканты чересчур разыгрались, а успокоить их может только кто? (ответ детей) Муз. руководитель: Эту чудесную музыку исполняет оркестр. Подойдем поближе.
А на сцене будто праздник Серебро и медь, Сколько труб и скрипок разных Трудно рассмотреть. Кто-то вдруг из полумрака Вышел медленно на свет. Дирижер, он в черном фраке, Он как ласточка одет: Все блестит в сиянье света, Не найти свободных мест. Муз. руководитель: Мы, ребята, знаем это ... (ответ детей) (Дети называют названия музыкальных инструментов симфонического оркестра, изображенных на иллюстрации. Затем садятся на стулья.) Муз. руководитель: На прошлом занятии мы с вами слушали произведение норвежского композитора Э. Грига (показ портрета), в исполнении симфонического оркестра. Кто вспомнил, какое произведение этого композитора мы слушали (ответ детей). Муз. руководитель: А что композитор изобразил в этом произведении? (ответ детей) Муз. руководитель: Да, он любил норвежскую природу, и изобразил в музыке ее красоту. Я предлагаю вам еще раз послушать это замечательное произведение. (Прослушивание в записи «Утро») Муз. руководитель: Что вы услышали в этой музыке? Какой характер 1 части музыки? (ответ детей) Давайте споем вместе со мной на слог ла фрагмент мелодии. (исполняется фрагмент мелодии на фортепиано) А какие тембры музыкальных инструментов композитор использовал для создания картины утра. (ответы детей) А какая по характеру средняя часть этого произведения? (ответы детей) А какая по характеру третья часть? (ответы детей) Молодцы! Теперь я приглашаю вас на прогулку с помощью музыкальных инструментов. (Музицирование с использованием шумовых и музыкальных инструментов) Вам понравилась наша прогулка? Дети: Да! Муз. руководитель: Мне тоже очень понравилась наша прогулка. А теперь встаньте и давайте представим, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала мы испугались (показ), затем удивились (показ). И пошли к морю. А на море были волны какие? (показ) Заскрипел песок (показ). А над морем летали чайки. Как они кричали? (показ) Муз. руководитель: Вдали мы увидели корабль, и закричали (показ). А затем, на берегу, мы увидели улитку. (Пальчиковая игра «Улитка», стихи И. Пивоваровой.) А теперь выпрямите спинку и посмотрите сколько песка у вас на ладошках. Давайте его сдуем (упражнение на дыхание). Молодцы! Весь песочек слетел. А теперь посмотрите на фланелеграф. Сейчас мы с помощью руки будем показывать направление мелодии. Покажи направление на фланелеграфе (показ). А почему ты мышку остановила на этой ступеньке (ответ)? Давайте исполним название этих ступенек (показ). Сейчас мы с вами поиграем. (Исполнение мелодии «Хрюшка», С. Железнов . Прием «Эхо»(показ). Прием «Перекличка»(показ). Прием «Пение про себя»(показ).) Внимательно послушайте, я сыграю припев из известной вам песенки. (Звучит припев из песни «Добрый лес» З. Роот) Как называется песенка? (показ детей) Муз. руководитель: Вспомните ребята, о чем поется в песне (ответ детей)? Давайте споем первый куплет и припев (поют). А теперь я предлагаю всем вместе спеть эту песню. Будем петь громко или красиво (ответ)? (Исполнение песни «Добрый лес» З. Роот) Муз. руководитель: Сейчас я сыграю фрагмент еще из одной песни. (Звучит фрагмент из русской народной песни «У меня ль во садочке»). Как называется эта песня? (показ детей) Муз. руководитель: Я предлагаю эту песню спеть с солистом (исполняют). Теперь давайте с вами будем композиторами. Будем сочинять мелодии на слова потешки «Едет Ваня на быке», с помощью мимических картинок (импровизация детей). Молодцы, замечательно справились с этим заданием. Теперь я сыграю фрагмент произведения, а вы определите жанр музыки. (Вторая часть «Парный танец», чешская полька) (ответ детей) Муз. руководитель: Как он называется? Дети: Парный танец. Муз. руководитель: А почему он называется парный танец (ответ детей)? А какие танцевальные движения вы будете выполнять (ответ детей)? Становитесь парами по кругу, выпрямите спинку и улыбнитесь. ( «Парный танец» чешская полька) Теперь расслабьтесь, превратитесь в тряпочных кукол (показ). Но вот наступило время нам прощаться с миром музыки. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? (ответ детей) Муз. руководитель: А что вам больше всего понравилось во время нашего путешествия? (ответы детей) А что вызвало затруднение? (ответы детей) Мне тоже понравилось наше путешествие. Вы очень хорошо занимались. А теперь давайте попрощаемся. До свидания! Дети: До свидания!