Самсонова Н.М. Опыт работы на тему: «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению"
Самсонова Наталья Михайловна МБДОУ «Лесная сказка» Г.Фокино Брянской области Музыкальный руководитель Опыт работы на тему: «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению с использованием современных образовательных технологий, в том числе ИКТ»
Музыка для меня и моих воспитанников – не просто средство развития эмоциональной сферы, это наша жизнь. Моя цель – развивать музыкальные и творческие способности детей через знакомство с музыкой, песней. Во время пения у детей пробуждается воображение, воля, фантазия. Музыка помогает устранить присущую ребенку непоседливость, утомляемость, замкнутость. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в дошкольном детстве с трудом восполнимо впоследствии. Если ребенок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы перед ним раскрыть красоту музыки, развить у него певческие навыки и музыкальные способности. Проблема развития музыкальных способностей давно занимает умы ведущих психологов мира: Блонского, Теплова и других. Эта проблема заинтересовала и меня. Я провела опрос детей, которые впервые пришли ко мне на занятия, и их родителей. Оказывается дети редко посещали школу искусств и детские концерты. Результаты диагностики перед вами на диаграмме. В начале года по всем показателям у детей преобладал средний уровень развития музыкальных способностей. Это красный цвет на диаграмме. Но в течение года работы наблюдается положительная динамика роста творческих навыков детей, уровень стал высоким. Это синий цвет на диаграмме. И сейчас я поделюсь с вами секретом своего успеха. Перед собой я поставила задачи: Выявить наиболее эффективные формы и методы развития музыкальных способностей у детей, развивать эти способности; формировать начало музыкальной культуры, обогащать музыкально-слуховой опыт детей, развивать и совершенствовать певческие навыки детей, используя при этом современные образовательные технологии, в том числе ИКТ .
Содержание своей работы я построила на основе известных программ по музыкальному воспитанию детей. В целях реализации задач я составила схему развития вокально-хоровых навыков дошкольников. Система моей работы включает организацию различных видов занятий. Большое внимание уделяю разучиванию упражнений, способствующих развитию звукового слуха, дыхания. Чтобы детям было интересно, я использую игровые и сюрпризные моменты, в этом мне очень часто помогает компьютер и DVD-проигрыватель. Это могут быть как отрывки из мультфильмов , так и песни, и др . Широко использую дидактические пособия, пальчиковую гимнастику и наглядный иллюстративный материал. Иллюстрации часто использую в электронном виде. На музыкальных занятиях использую различные методы и приемы: наглядно –слуховой, словесный, практический, метод сопоставления, создание проблемной ситуации, совместный способ решения проблемы, самооценка. Большое внимание уделяю и самостоятельному развитию музыкальных способностей у детей. В группах вместе с воспитателями и родителями мы создали творческую среду и музыкальные уголки. В рамках занятий я не могла много времени уделять развитию музыкальных способностей в пении, поэтому организовала кружок «Домисолька», где прививаю любовь у детей к русской народной песне. Индивидуальная работа с детьми позволяет раскрыть их музыкальные способности. Многим родителям я советовала обучать детей пению в школе искусств. Используя свой опыт, я составила свою программу развития музыкальных способностей в пении для детей старшего дошкольного возраста. Песни становятся основой всех развлечений и праздников в детском саду. Это яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость и эстетические переживания. Очень ярко проявляются детские таланты в театрализованных постановках по сказкам. Свою работу я организовала в тесном контакте с воспитателями. На праздниках они исполняют роли, поют сольно и дуэтами. Также я использую активные формы и методы работы с родителями. Дети принимают активное участие в городских мероприятиях. Результативность по опыту моей работы подтверждена победами воспитанников детского сада в городских, районных и областных конкурсах детского творчества. Я делюсь своим опытом работы с коллегами на семинарах. И вот теперь через Интернет хочу поделиться своим опытом работы с коллегами со всей России. Подробнее с опытом моей работы можно познакомиться, изучив презентацию.