Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе «Зимующие птицы Сахалина»
Автор образовательного мероприятия: Статникова Ольга Валерьевна, воспитатель, первая квалификационная категория. Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Солнышко»» г. Долинск, Сахалинской области. Цель: формирование знаний и представлений о зимующих птицах, их образе жизни, повадках. Задачи: 1. Познакомить детей с зимующими птицами Сахалина. 2. Уточнение и расширение словаря по теме (снегирь, синица, сорока, ворона, трясогузка; летать, клевать, голова, крыло, хвост.). 3. Закрепление представлений о смене времен года, характерных признаках. 4. Развитие диалогической связной речи, физиологического дыхания; тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и слухового внимания; логического мышления. 5. Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слова. 6. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, нравственно-эстетических чувств к природе. Оборудование и материалы: Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран. CD-проигрыватель, диски с музыкальными произведениями. Столы и стулья по количеству детей. Разрезные картинки. Карточки с изображением птиц для совершенствования элементарных математических представлений. Лист бумаги А-4 на каждого ребенка, ватные палочки, краски медовые или гуашь желтого и коричневого цвета. Помещение для проведения мероприятия: Групповое помещение. ИКТ-приложение к занятию: Компьютерная презентация, к образовательному мероприятию созданная с помощью программного обеспечения MS Power Point «Зимующие птицы Сахалина». Предварительная работа: Вывешивание кормушек на участке детского сада и наблюдение за птицами, подкармливание, во время прогулки и экскурсии. Просмотр DVD – фильма «Зимующие птицы Сахалина». Разучивание дыхательного упражнения «Сдуй снежинку» и подвижной игры «Снегири» с воспитателями группы. Обучение составлению рассказов по картинкам в индивидуальной деятельности. Разучивание с музыкальным руководителем песни о зиме. Формирование умения разгадывания загадок. Разучивание с инструктором по физической культуре игрового упражнения «Катание на санях» и «Займи домик». Взаимодействие со специалистами: Музыкальный руководитель – подбор музыкального сопровождения к занятию.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Дети под веселую музыку дети становятся в центре комнаты полукругом. В о с п и т а т е л ь: - Ребята, отгадайте загадку «Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?» Д е т и: - Зимой. Слайд 2. Фон – зимний пейзаж. В о с п и т а т е л ь: - Правильно. Мы с вами знаем замечательную песенку о зиме. Давайте вспомним её и споем. Дети поют песню о зиме. В о с п и т а т е л ь: - Ребята, посмотрите в окно, какой сегодня чудесный, морозный, зимний день. Предлагаю вам совершить прогулку в парк. Вы согласны? Д е т и: - Да! В о с п и т а т е л ь: - Раз-два-три-четыре-пять, в парк пойдем с детьми гулять! А на чём доберемся – догадайтесь! Зимний транспорт очень быстрый, не бензиновый, а чистый, едет в садик спозаранку, называется он… Д е т и: - Санки! В о с п и т а т е л ь: - Молодцы! Дружно с вами, сядем на санки и поедем в парк! Игровой момент «Катание на санях» под музыкальное сопровождение. Дети и воспитатель становятся перед проекционным экраном. Слайд 3. «Падающий снег».
Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку» В о с п и т а т е л ь: - Вот мы и в парке. Какой красивый падает снег. Кто самый ловкий, протяните ладошки и поймайте снежинки…. (сыпет на руки детям кусочки салфеток). А сейчас дружно их сдуем, вот так (показывает). Дети выполняют упражнение. В о с п и т а т е л ь: - Молодцы! Посмотрите вокруг и скажите, какие деревья растут в парке. В разных углах помещения установлены макеты деревьев. Д е т и: - Береза, тополь, ель, дуб. В о с п и т а т е л ь: - В нашем парке живет много зимующих птиц: снегири.., синицы…, сороки…, вороны…, трясогузки… (раздает карточки). У кого нарисовано две птицы? У кого три? (Ответы детей). - Ребята, птицы хотят с вами поиграть. А вы хотите? (Ответ детей). Тогда будьте внимательны. Под музыку, будете «летать» как птички, а как только музыка остановится, те, у кого нарисовано две птицы – становятся у березы, у кого три птицы - у ели. Раз- два- три – четыре - пять – будем с птичками играть! Подвижная минутка «Займи место под деревом» Дети бегут по кругу, с остановкой музыки – занимают места под деревьями. Играют – 1-2 раза.
В о с п и т а т е л ь: - А теперь посадим птичек на деревья, пусть отдохнут. Дети и воспитатель «сажают» (вешают карточки) птичек на деревья.
Слайд 4. Кормушка с пятью птицами. Воспитатель привлекает внимание детей к слайду. В о с п и т а т е л ь: Рано утром на опушке мы повесили кормушку. Для щеглов и для синичек и для всех голодных птичек. - Посмотрите на экран, на нашу кормушку прилетели зимующие птицы. Птичкам зимой холодно и голодно, поэтому мы их должны подкармливать. Подойдите к столу и нарисуйте палочками птичкам зернышки. Звучит музыкальное сопровождение и пение птиц. Продуктивная деятельность «Рисование корма для птиц». В о с п и т а т е л ь: - Молодцы ребята, наши птицы будут очень довольны угощением.(Прикрепляет рисунки к магнитной доске). - Посмотрите, кто-то на нашей кормушке лишний. Найдите и назовите его.
Упражнение «Четвертый лишний». Д е т и: - Лишний гусь, потому что это не зимующая птица, а все остальные – зимующие. Слайд 5. Кормушка с четырьмя птицами. В о с п и т а т е л ь: - Молодцы, вы дали правильный ответ. Упражнение «У кормушки» В о с п и т а т е л ь: - Посмотрите и скажите, какие птички прилетели к нашей кормушке? Д е т и: - Синица, воробей, снегирь, голубь. В о с п и т а т е л ь: - Верно! Запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а открыв, скажите, кого не стало. 1-2-3-4-5- начинаем мы играть! Дети закрывают глаза. Слайд с изображением меняется.
Слайд 6. Кормушка с тремя птицами. В о с п и т а т е л ь: - Откройте глаза, кого не стало? Д е т и: - Воробья. В о с п и т а т е л ь: - Где сидел воробей? Д е т и: - Воробей сидел на краю кормушки. В о с п и т а т е л ь: - Что делал воробей? Д е т и: - Клевал зернышки. В о с п и т а т е л ь: - Закройте глаза. Дети закрывают глаза. Слайд с изображением меняется.
Слайд 7. Кормушка с двумя птицами. В о с п и т а т е л ь: - Откройте глаза. Что изменилось? Д е т и: - Не стало голубя. В о с п и т а т е л ь: - Где сидел голубь? Д е т и: - Голубь сидел в кормушке. В о с п и т а т е л ь: - Что делал голубь? Д е т и: - Голубь клевал хлебушек. В о с п и т а т е л ь: - Какие птицы остались на кормушке? Д е т и: - Снегирь и синичка. Составление рассказа-описания о снегире и синице со зрительной и слуховой опорой. В о с п и т а т е л ь: - Как вы догадались? Д е т и: - У снегиря красная грудка, а у синички желтая. В о с п и т а т е л ь: - Какие у них голова, спинка и крылья? Д е т и: - У снегиря голова спинка и крылья – черные, а у синички - синие. В о с п и т а т е л ь: - Вот какие нарядные и яркие снегирь и синичка. Птичкам зимой холодно, поэтому они перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево. 1-2 повернись, в зимующих птичек превратись! Подвижная игра «Снегири» Вот на ветках, посмотри, Делают 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головой. В красных майках снегири. Делают 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головой. Распушили перышки, Греются на солнышке. Вертят кистями рук, опущенными вниз – потряхивают «перышки». Головой вертят, Делают 2 поворота головой с кивком – вправо, влево. Улететь хотят. Делают 2 поворота головой с кивком – вправо, влево. Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью! Разбегаются по помещению, взмахивая руками.
Упражнение «Собери картинку». В о с п и т а т е л ь: - 1-2-3-4-5- птичек будем собирать. Посмотрите на экран, вам нужно собрать из разрезанных частей такого же снегиря и синицу, как на кормушке. Дети под музыку собирают, воспитатель контролирует. В о с п и т а т е л ь: - Кого вы собрали? (Ответы детей). Молодцы ребята! Вы замечательно справились со всеми заданиями, но нам пора возвращаться в детский сад. Дружно садимся на сани и поехали! Слайд 8. Снегопад. Игровой момент «Катание на санях» под музыкальное сопровождение.
Слайд 9. Фон - ребенок смотрит в окно на снегирей. В о с п и т а т е л ь: - Вот мы и в детском саду. Где с вами были сегодня? О ком говорили? Что делали? Что вам понравилось и запомнилось? Воспитатель напоминает детям еще раз, чтобы они не забывали подкармливать птиц каждый день. В о с п и т а т е л ь: - За то, что вы были заботливыми и внимательными вам вручаются медали «Знатокам зимующих птиц». Слайд 10. Молодцы!