Использование мультимедийных технологий в НОД с целью активизации познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Непосредственная образовательная деятельность имеет огромную роль в образовательном процессе ДОУ, поэтому очень важно поддерживать у детей постоянный интерес к ней, активизировать познавательную активность каждого ребенка. В настоящее время существует множество традиционных методов обучения, которые можно использовать в образовательном процессе для активизации познавательного интереса: - рассматривание иллюстраций по теме; - беседы; - рассказы воспитателя; - наблюдения; - экспериментирование; - и др. Но есть и инновационные методы обучения, одним из которых является использование в образовательном процессе мультимедийных презентаций. В своей работе мы используем мультимедийные презентации сравнительно недолгое время, но нами уже было выявлено много преимуществ этого приема: - использование таких презентаций стимулируют познавательную активность дошкольников. - герои, иллюстрации, задания на экране привлекают внимание детей, вызывают наибольший интерес и надолго откладываются в памяти каждого воспитанника. - презентации позволяют детям легче усвоить сложный для восприятия материал. Презентации могут использоваться во всех областях и позволяют: в области Познание: - расширять кругозор детей, обогащать знания об окружающей действительности, объектах живой и неживой природы; - упорядочивать и систематизировать полученную и получаемую информацию о мире; - знакомить детей с объектами, которые нельзя пронаблюдать в повседневной жизни (знакомство с планетами Солнечной системы, с открытиями великих путешественников и др.); - знакомить детей с цифрами, закреплять навыки счета; - учить группировать предметы по одному и нескольким признакам; - учить различать и правильно называть геометрические фигуры; - учить сравнивать предметы по количеству, длине, ширине, высоте; - закреплять временные представления. в области Коммуникация: - формировать звуковую культуру речи, грамматический строй речи; - в наглядной форме заучивать артикуляционные и пальчиковые гимнастики; - обогащать и расширять словарный запас дошкольников; - закреплять видовые (название предметов), родовые (фрукты, овощи, мебель, посуда и др.), отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.); - знакомить со словами омонимами, антонимами, синонимами; - совершенствовать произносительную сторону речи. в области Здоровье: - наглядно и занимательно знакомить детей со строением тела человека; - расширять представление о правилах безопасного поведения в быту, на природе, на улице; - знакомить и закреплять правила дорожного движения. в области Художественное творчество. Музыка: - знакомить детей с произведениями изобразительного искусства разных видов. Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать непосредственную образовательную деятельность более интересной, эмоциональной и запоминающейся для детей не только старшего возраста, но и других возрастных групп. Большинство наших презентаций строятся на основе сюрпризного момента: к детям приходят знакомые герои мультфильмов и предлагают отправиться в путешествие и узнать много нового. Так же, использование мультимедийных допустимо на разных этапах знакомства с темой: - на этапе знакомства с новым материалом; - на этапе закрепления пройденного материала; - на этапе контроля знаний. Если при знакомстве с новым материалом презентация будет основываться на иллюстрациях, репродукциях, схемах, то при закреплении пройдённого материала основой презентации будут задания по пройдённой теме («Найди лишнее», «Назови одним словом», «Чего не хватает» и др.) Наибольший интерес у детей вызывают задания, которые включены в каждую презентацию, и как бы подводят её итог. В процессе наблюдения было выявлено, что дети выполняют задания предложенные на экране с большей активностью и интересом, чем аналогичные задания в тетрадях. В каждой презентации, используемой в непосредственной образовательной деятельности мы соблюдаем определенные требования: - презентация не должна быть перегружена демонстрационным материалом; - длительность непосредственной образовательной деятельности с использование мультимедийных презентаций не должна превышать 30 минут (для старшей и подготовительной возрастных групп); - на одном слайде должно быть не более 4-5 иллюстраций; - занятия с использованием презентаций проводятся в первую половину дня в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). - мультимедийная презентация демонстрируется в театре детского сада, который оснащён специальной техникой – мультимедийным проектором и большим экраном. - презентации составляются с учетом интеллектуального развития и подготовки детей. Применение мультимедийных презентаций на практике показало, что их систематическом использовании в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и приёмами повышает эффективность работы по активизации познавательного интереса у детей. Это подтверждают следующие факторы: - дети лучше воспринимают новый материал; - знания полученный на занятиях наиболее ярко запоминаются детям за счет зрительного и звукового сопровождения презентаций; - дети более легко усваивают сложные темы, которые нельзя пронаблюдать в жизни («Космос», «Солнечная система» и др). Таким образом мы можем сказать, что использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении позволяет сделать образовательный процесс простым и интересным для детей, а так же способствует повышению его эффективности.