Пятница, 15.12.2017, 07:27
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Окружающий мир

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Познание" на тему "Дикие животные осенью"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Познание " на тему "Дикие животные осенью"

Цели:
Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о внешнем виде и образе жизни диких животных наших лесов и подготовки их к зиме. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (лес, зверь, животное, медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, кабан, ёж, барсук, детёныш, зимовка, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло, зимовать, питаться, менять, линять, накапливать; дикий, хищный, пушной, осторожный, хитрый, опасный). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок-, -енок-, притяжательных прилагательных. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков в игровой деятельности.
Коррекционно-развивающие цели: развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Задачи:
-Расширение и уточнение словаря по теме "Дикие животные"
-Совершенствование грамматического строя речи.
-Формирование навыков сотрудничества.
-Развитие высших психических функций, мелкой и общей моторики.
-Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия

1. Вхождение в тему.
Педагог. Ребята, отгадайте загадку "Когда это бывает?"
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Урожай собирают.
Когда это бывает?

Дети. Это бывает осенью!
Педагог. Правильно! А ещё что бывает осенью?
Дети. Листья желтеют и опадают с деревьев. Идут дожди. Погода становится прохладной. Птицы улетают в теплые края.
Педагог. Молодцы, ребята! Но ещё и дикие животные готовятся к зиме!
Пальчиковая гимнастика "Есть у каждого свой дом"
(Педагог приглашает детей пройти на ковер, встать в круг, сделать пальчиковую гимнастику).
У лисы в лесу глухом
есть нора - надёжный дом.
(Дети загибают пальцы на руках - по одному пальцу на каждое двустишие).
Не страшны зимой метели
Белочка в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём.

(Поочерёдно то хлопают в ладоши, то ударяют кулачками друг о друга).

Педагог. Ребята, слышите, к нам кто-то идёт!
В группу "прилетает" Сорока-белобока и начинает тараторить о том, что лето кончилось, листья пожелтели и опали, наступают холода и скоро зима. А как же быть теперь его обитателям? Как прожить суровую зиму? Где добыть пищу?
Педагог. Сорока, не расстраивайся! Разве ты не знаешь, что все звери готовятся к зиме по-разному?
Сорока. Ой, ребята, а я и правда, забыла! Что-то перепутала всё!
Педагог. Давайте, ребята, мы отправимся с вами в путешествие в осенний лес, и посмотрим, как звери приготовились к зиме! А поедем мы на паровозике Знаний.
Сорока. А меня возьмёте с собой?
Педагог. Дети, возьмём с собой Сороку-белобоку?
Дети. Да!
Педагог. Тогда приготовились! Поехали!

Дети строятся "вагончиками" и паровоз отправляется в путь.
Звучит запись "Звуки леса".
- Ну вот, мы приехали, ребята! Посмотрите, как здесь красиво! Только здесь нет стульев, а есть пенёчки. На них мы и сядем. (дети садятся)
Педагог: Ребята, мы находимся в осеннем лесу на полянке Знаний, которая приготовила нам много интересного. Сейчас мы увидим обитателей леса и посмотрим, как звери готовятся к зиме. Готовы?
Дети. Да!
Показ презентации "Дикие животные осенью". Презентацию озвучивает закадровый голос. Использование фотографий формирует у детей наиболее реалистичное представление об окружающем мире.

Мультимедийная презентация "Дикие животные осенью"

1 слайд: Пришел сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы, в моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух. По прозрачному высокому небу бегут облака. В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, стрижи. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки.
Это только кажется, что лес в преддверии зимы засыпает. На самом же деле всё далеко не так просто. Каждая птичка и зверь в этот непростой период заняты своими хозяйственными хлопотами.

2-3 слайд: Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж. Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и чёрные ужи. Трудно находить пауков и лягушек. В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох – стелет зимнюю постель. Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков. Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом тепло ежу. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.
4-5 слайд: Осенью меняет бурую шубку - на белую заяц. Зимой он белый, сложно его снежно-белого на снегу приметить. Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдет и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше поскачет в осинник. Осенью, по мере высыхания травы, зайцы начинают есть мелкие веточки кустарников. Запасов на зиму зайцы не делают. Зимой кормятся побегами и корой различных деревьев и кустарников. Не откажутся и от сена, лежащего в стогах. Быстро бегают зайцы, не каждая собака их догонит.
6-7 слайд: Самый весёлый, самый проворный зверёк в наших лесах – шустрая белка. С утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. В развилине елового сучка белки развесили сушить красноголовый подосиновик, тонконогие маленькие опёнки. В лесных кладовых спрятали вкусные орехи и желуди. Поздней осенью переменят белки свои красные платьица на серые зимние шубки. В вершинах густых ёлок устроены у белок теплые гнёзда. В этих гнёздах, в устланных мягким мхом глубоких дуплах, белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров.
8-9 слайд: Лиса неслышно крадется по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче. С середины лета у лисицы начинает отрастать зимний мех, в который она полностью одевается к рубежу ноября и декабря. Летний мех гораздо более редкий и короткий, а зимний — более густой и пышный. Норы лисицы роют сами, или занимают пустующие норы барсуков, сурков, песцов. Как правило, лисицы используют постоянные укрытия лишь в период воспитания детёнышей, а на протяжении остального года, в частности зимой, отдыхают в открытых логовах в снегу. Излюбленной и главной добычей лисиц остаются мыши и полевки.
10-11 слайд: Волк осенью тоже линяет, но цвет шубки не меняет. Всё лето волки выкармливают волчат, и только к осени все вместе покидают своё логово. Логово располагается в наиболее глухом, трудно доступном для человека месте. Для логова обычно используются углубления под корнями вывернутого дерева, среди бурелома, расселины скал или склона оврага… Постоянное логово служит лишь на время воспитания волчат, а в остальное время года, особенно зимой, волки ведут бродячую жизнь. Днем прячутся в зарослях кустарников и по оврагам, а в сумерки и по ночам выходят на охоту. Запасов волки не делают, их ноги кормят. А на сытый желудок и мороз не страшен.
12-13 слайд: Летом и осенью усиленно питаются медведи — жирок подкожный запасают. Он-то перезимовать в берлоге и поможет. Старательно и умело в лесной глуши готовят медведи зимние берлоги. Они выкапывают берлогу под корнями старой ели, устилают её ветками, натаскивают мох. Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают в берлоге медведи. Тепло и уютно в медвежьих берлогах. Как только ударят в лесу морозы, засыпают в берлогах медведи.
14-15 слайд: Лоси тоже не забывают о грядущем морозе. Они сейчас активно жуют солонец. Эта добавка необходима рогатым для того, чтобы суметь зимой перемалывать твёрдый корм, например, жёсткие веточки. Никого не боятся лоси в лесу. Смело бродят по лесным полянам, переходят просеки и дороги, нередко подходят близко к селениям и шумным городам. Целыми стадами бродят лоси по засыпанным снегом болотам, скрываются в кустарниках, в больших лесах. Верхняя губа у лося свисает над нижней. Ею он легко захватывает с деревьев листья и побеги, а также снимает со стволов мхи и лишайники. Летом лоси едят листья, грибы, веточки черники и брусники с ягодами, а зимой питаются ветками деревьев и кустарников. Зимой лоси кормятся днём, а ночью почти всё время остаются на лёжке. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что над ним торчит только голова.
16-17 слайд: Барсук – домосед, он трепетно относятся к своей норе. Широкими лапами с длинными когтями барсук быстро копает свою нору. У зверька округлое тело и короткий хвост. Это помогает ему передвигаться в подземных коридорах. Эти звери очень любят чистоту. Возле норы барсука всегда предельная чистота. Барсучиха выносит своих барсучат по одному из норы. Держит каждого в зубах и кладёт рядышком под кустом или около дерева. Барсучата дышат свежим воздухом, а пробирающиеся сквозь листву солнечные лучи их греют. Осенью барсук активно нагуливает жир, а зимой впадает в спячку. Поиски еды происходят в сумерках и ночью. Барсуки охотятся на жуков, земляных червей, полевок, ящериц, ловят лягушек. Также, поедают зеленые части растений, плоды, корневища.
18-19 слайд: Напрямик через заросли кустарника лезет кабан, не обращая внимания на ветки. Кожа у кабана прочная и покрыта бурой щетиной. Поэтому ему не страшны даже колючки. Кабаны очень быстро бегают и легко переплывают реки. Они осторожны. Хорошо слышат и различают запахи. По ночам кабаны ищут корм, а днём лежат в укромных местах на подстилке из веток, листьев и сухой травы. Едят кабаны фрукты, ягоды, любят орехи, насекомых, червей, рыбу, змей и лягушек. Летом щиплют траву, объедают ветки и молодые побеги. К зиме перед ними стоит стратегическая задача — толстеть. Они себе бока наращивают. Ведь когда снег выпадет, трудно им придётся. Кабанам по лесным сугробам тяжело будет ходить, вот и ждут их впереди голодные денёчки. А на одних веточках да корешках долго не протянешь. Вот и отъедаются заранее.
20-21 слайд: Осенью занимаются заготовкой древесного корма на зиму бобры. Запасы бобры складывают в воду. Чтобы корм не вмерзал в лёд, бобры обычно подтапливают его ниже уровня воды под крутые нависающие берега. Таким образом, даже после того как водоём замерзает, еда остаётся доступной для бобров подо льдом. Питаются бобры корой и побегами деревьев. Охотно поедают жёлуди. Живут бобры в норах или хатках. Вход в жилище бобра для безопасности всегда располагается под водой. Норы бобры роют в крутых и обрывистых берегах. Чтобы участок реки над входом в нору зимой не замёрз и не запер животных в норе, они накрывают это место особым навесом. Кроме нор бобры строят «дома». На отмелях они собирают в кучу сухие ветки деревьев и обмазывают их глиной, землёй и илом. Внутри кучи делается свободное пространство, возвышающееся над водой. Вход в него осуществляется из-под воды. Стены хатки очень крепкие. Они служат прекрасной защитой от хищных зверей. При сооружении своих жилищ бобры работают передними лапами. Готовясь к холодам, накладывают на стены дополнительный слой глины и земли. Поэтому в зимние месяцы в таких сооружениях всегда держится плюсовая температура, а вода в лазах не замерзает. В своих жилищах бобры поддерживают идеальный порядок. Активны бобры ночью и в сумерках. Летом они выходят из жилищ в сумерках и трудятся до 4—6 часов утра. Осенью, когда начинается заготовка кормов на зиму, трудовой день удлиняется до 10—12 часов. Зимой активность снижается и сдвигается на светлое время суток; в это время года на поверхности бобры почти не показываются. При температуре ниже −20 °C животные остаются в своих жилищах.
22-23 слайд: Глухарь – самая большая, редкая птица в наших лесах. Не всякому удаётся увидеть в лесу глухарей, услышать их удивительную песню. Летом они скрываются в глухих чащобах, богатых ягодами и насекомыми, а также в моховых тёмных болотах. Осенью они очень часто появляются на дорогах, где клюют мелкие камешки, которые копятся у них в зобе. Делают они это для того, чтобы иметь возможность во время холодов перемалывать жёсткую пищу. И только поздней осенью глухари покидают лиственный лес, и перелетают в хвойные леса. В глухих сосновых лесах зимуют, кормятся смолистою хвоёй молоденьких сосен глухари. Эта птица прекрасно приспособлена для переноса холодной погоды. В сильные морозы птицы большую часть светового дня проводят под снегом, в вырытой подснежной камере.
24-25 слайд: На стволе дерева сидит небольшая птица с хохолком на голове, черным пятном под клювом и красной полоской под глазами – это рябчик. Очень трудно обнаружить рябчика, он очень хорошо умеет маскироваться. Первый раз рябчик лег на сук, плотно к нему прижался и вытянулся. Второй раз он сел рядом с торчащим пучком хвойных иголок и тоже вытянулся вдоль него. Не отличишь, где рябчик, а где пучок. Третий раз он сел на ствол дерева, прислонился к нему и стал похожим на нарост. Рябчики любят, чтобы сверху над ними были кроны деревьев. Там, где они живут, должны быть ягодники, вода, песок и лиственные деревья. Всё лето птицы едят листву, семена, ягоды, насекомых и пауков, а зимой поедают почки, семена и нежные концы веток. Летом на ночь рябчики прячутся среди густых деревьев. А вот зимой – в снежных лунках. Если мороз ударит посильнее, то рябчики глубоко зарываются в снег. Словно кроты в земле, проделывают они свои длинные снежные ходы.
26-27 слайд: «Чуфшшш!» - вдруг громко забормотал на поляне краснобровый красавец-тетерев. Оперение у птицы черное, с металлическим отливом. Только под хвостом белые перья да на крыльях видны белые полоски. Над глазами – ярко-красные брови. Хвост напоминает музыкальный инструмент – лиру. А крайние перья на нём словно два месяца изогнуты. Берёзовые рощи — одно из излюбленных мест обитания тетеревов. Любят ягодники и сухие места. Питаются зерновыми, ягодами, зимой же основной корм — почки и сережки березы. В зимний морозный день, когда в лесу тихо и деревья одеты инеем, на березах издали можно увидеть стаю тетеревов. Наедятся тетерева берёзовых почек, и прямо с деревьев ныряют в мягкий пушистый снег, закапываются в нём. Теперь на всю зиму тетеревам убежище есть. Полетают по лесу, покормятся – да и в снег отдыхать. Хорошо там! Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно.
28 слайд: К зиме все готовы! (конец презентации)
Педагог. Вот так, ребята, лесные животные готовятся к зиме! А ты, Сорока, больше не будешь беспокоиться за лесных обитателей?
Сорока: Нет! Теперь-то я знаю, что бояться нечего. Ребята, у меня есть для вас игра! Хотите поиграть со мной?
Дети. Хотим!
Сорока: Тогда я приглашаю вас поиграть в игру "На водопой"!

Координация речи с движением - игра "На водопой".
Сорока приглашает детей пройти на ковёр и предлагает выполнить знакомое упражнение. Дети совместно с Сорокой выполняют упражнение.

- Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
(Дети идут по кругу друг за другом)
- За мамой-лосихой топал лосёнок,
(Идут, громко топая)
- За мамой-лисицей крался лисёнок,
(Идут крадучись)
- За мамой-ежихой катился ежонок,
(Передвигаются в глубоком приседе)
- За мамой-медведицей шел медвежонок,
(Идут вперевалку)
- За мамою-белкой скакали бельчата,
(Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
- За мамой-зайчихой скакали зайчата,
(Скачут, сделав ушки из ладоней)
- Волчица вела за собою волчат.
(Идут на четвереньках)
- Все мамы и дети напиться хотят.
(Останавливаются, делают лакательные движения языком).

Педагог: Ребята, полянка Знаний тоже приготовила нам задание. Сейчас мы разделимся на две команды: одна будет собирать картинки с животными, которые впадают зимой в спячку, а вторая команда будет собирать картинки с животными, которые не впадают зимой в спячку. (Картинки находятся на "полянке Знаний"). Затем вам нужно будет разместить их на "Зимней полянке" (игровое поле "Зимний лес"). Первая команда будет размещать свои картинки внизу поля, "под снегом", а вторая - в лесу.

Дети делятся на две команды и выполняют задание.

Педагог и Сорока-белобока: Молодцы, ребята! Вы отлично и без ошибок справились с этим заданием!

Педагог. Ребята, а нас уже ждёт паровозик Знаний! Нам пора возвращаться в детский сад!

Сорока прощается с ребятами, дети уезжают на паровозике в группу.

Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском «От рождения до школы» под ред. Н. Е .Вераксы, М А. Васильевой ,Т. С. Комаровой .
2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2012. - 704 с.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы:

1.http://katyaburg.ru/razdely/zabavnye-zhivotnye/los-olen-foto-video
2.https://www.google.ru/search?q
3.http://animalbox.ru/animals/barsuk
4.http://fotozveri.ru/eg.html
5.http://ru.wikipedia.org/wiki/
6.http://animalbox.ru/animals/zayac-rusak-lepus-europaeus
7.http://www.molomo.ru/myth/squirrel.html
8.http://zooclub.ru/wild/hish/42.shtml
9.http://hunts.in.ua/page331.html
10.http://zooclub.ru/wild/hish/19.shtml
11.http://www.nrk.cross-12.ipk.ru/body/pie/body/7/blinnikova/medvedbur.htm
13. http://dikiymir.ru/catalog-statei/ptica/97-rabchik.html
14. http://www.zooeco.com/fan2-1.html
15.http://www.slideshare.net/pestryakova/ss-14820212
16.http://ulpressa.ru/2012/10/26/kak-gotovitsya-k-zime-surskiy-les/
17.http://p-shkola.by/ru/child_periodical/rukzachishka?art_id=1580

Приложение к статье: http://yadi.sk/d/1LgwamPvArVXW

Источник: http://yadi.sk/d/1LgwamPvArVXW
Категория: Окружающий мир | Добавил: Patmos (13.10.2013) | Автор: Жабина Альбина Сергеевна E
Просмотров: 3080 | Комментарии: 2 | Теги: презентация, Дикие животные осенью | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
Уважаемый коллега! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и
допущена к участию во Второй Всероссийской научно – методической конференции!

Технический эксперт по направлению Мельникова Наталья Леонидовна

2  
Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]