Ознакомление с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Оберег кубанской семьи"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Оберег кубанской семьи»
Программные задачи: - познакомить детей со станицей Старощербиновской; -приобщать детей к истокам кубанского фольклора; - учить детей приемам декора при изготовлении кубанского оберега; - способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей; - воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.
Материалы и оборудование: - мультимедийная установка, фильм о станице Старощербиновской, презентация сказки, музыкальный центр, карусель для хороводной игры «Урожайная», венички – основа для оберега, материалы для ручного труда, кисти для клея, подставки для кистей, розетки для клея, салфетки, клеенки, контейнеры для природного материала; природный материал: кукуруза, фасоль, калина, боярышник, тыквенные семечки, шиповник.
Ход занятия. Организационный момент. Воспитатель в кубанском костюме встречает детей в группе. - Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Милости прошу вас, заходите, присаживайтесь и давайте знакомится. Зовут меня Надежда Владимировна. А приехала я к вам из кубанской станицы Старощербиновской, которую очень люблю и о ней хочу вам рассказать. Включается фильм о станице Старощербиновской.( сад 5) Воспитатель рассказывает: - Раскинулась она в северной части Краснодарского края. Это удивительное место с богатейшим животным и растительным миром. Стоит наша станица на благодатной земле, утопает в зелени садов. Трудами предков и наших современников прославлена Щербиновская земля. Давным – давно царица Екатерина направила великого полководца Суворова на освоение новых земель. И он привел сюда черноморских казаков. Именно с этого момента и началось освоение Щербиновской земли. Казаки верой и правдой служили своей родине, обживали земли, строили хаты, выращивали хлеб, ловили рыбу. И сейчас наша станица славится своими хлеборобами, которые добиваются богатых урожаев – именно благодаря им Кубань считается житницей России. На фермах станицы выращивают лучшие породы коров, которые кормят весь край, а свинофермы приезжают посмотреть даже из-за границы. Кубанская пшеница самая лучшая в мире, какие замечательные булочки и пирожки из нее получаются, их аромат слышен далеко, даже торты по - особенному вкусны, устоять невозможно. Вокруг станицы широко и привольно раскинулись фруктовые сады: сливы, яблони, груши и черешня - наш витаминный рай. Щербиновский район омывает Азовское море, отдохнуть сюда приезжают со всех уголков России. А река Ея протекает вдоль станицы. Ее плавни заселены птицами, их многообразие удивит любого. Это утки, лебеди и гуси, фазаны и куропатки. Рыбная ловля любимое занятие наших станичников. Радует рыбаков богатый улов. Мы бережно храним историю нашей станицы. Памятник казаку - основателю знает и стар, и мал. Традиции казачества узнают и мои маленькие воспитанники. Они основательно готовятся к торжественному обряду «Посвящение в казачата». Изучают обычаи своего народа, учат казачьи песни и танцы. А кубанские игры становятся самыми любимыми у детворы (пауза на 3.15). - Хотите, я научу вас играть в одну из них? Тогда выходите! (выключить фильм)
Проводится хороводная игра «Урожайная карусель» - Осень на Кубани Снова к нам пришла Щедрые подарки осень принесла. Ну-ка, ленточки берите, И по кругу все идите. Вам задам вопрос когда, Отвечайте – да-да-да! Начинаем, не зевай! На вопросы отвечай! Яблокам здесь каждый рад? - Да-да-да! Любите вы виноград? - Да-да-да! А арбузы знатные? - Да-да-да! Дыни ароматные? - Да-да-да! А грибочки белые? - Да-да-да! Груши очень спелые? - Да-да-да! Щедрые подарки осень принесла, Очень рады дети! - Да-да-да! А теперь скорей пойдем – викторину проведем! Викторина (показ слайдов презентация викторина)
Слайд № 1 Остальные слайды включаются после ответов детей - Знаете ли вы, как называется наш край? А как еще его можно назвать? ( слайд № 2) - Что выращивают на Кубанских полях? (слайд № 3) - Чем богаты сады Кубани? (слайд № 4) - Главный город Краснодарского края (слайд № 5) - Кто дал указ основать город Краснодар? (слайд № 6) - Кто является губернатором Краснодарского края? (слайд № 7) Ответы сопровождаются иллюстрациями на мультимедиа (слайд № 8) Воспитатель: - Молодцы, ребята. Каждого из вас можно назвать знатоком родного края. Ребята, надеюсь, вы согласитесь, что и взрослые и дети любят сказки. Вы хотите послушать кубанскую сказку? Тогда начинаем.
Воспитатель рассказывает кубанскую сказку. На экране идет презентация. Презентация «Сказка край воспитатель года» Сказка Слайд № 1 В некотором царстве, Слайд № 2 в таманском государстве, в кубанской станице жила-была Слайд № 3 казачка Марья-искусница. Слайд № 4 Все в ее руках спорилась: и хлеб пекла, и рушники вышивала. Слайд № 5 Семья у нее была ладная, да дружная. Слайд № 6 Муж Григорий - казак работящий. Слайд № 7 Он и коня подковать мог, Слайд № 8 а макитры, да крынки его по другим станицам славились. Всякий к нему ехал за посудой глиняной, и долго потом благодарил. Слайд № 9 Да и казачата от родителей не отставали. Слайд № 10 Маленький Андрейка гусей пас, Слайд № 11 а Любаша за коровушкой-кормилицей ходила, и накормит ее, и напоит, и молоком парным всю семью угостит. Слайд № 12 Все вокруг удивлялись – как дружно и ладно у них все получалось – никогда ни сор, ни бед у семьи не было. И стали станичники спрашивать у Марьюшки секрет ее счастья. А она и рада людям его открыть – пусть все вокруг в мире и любви живут. Слайд № 13 А для этого в каждом доме оберег быть должен. Он семью от всего убережет, любые невзгоды пережить поможет. Слайд № 14 И я у Марьюшки была, оберег делать училась, веничек простой взяла, да его дарами кубанскими украсила. Теперь к вам пришла, и уменья сказочные принесла. Хотите, научу вас обереги делать?
Выключить презентацию.
Волшебные венички я для вас уже связала и украшение приготовила, а вам с любовью и старанием его украсить надо. Когда работать станете, думайте, чего бы вы для своей семьи желали: - Здоровья? - Счастья? - Любви? Каждый из вас по-своему может веничек украсить, главное – делать это с любовью и душою. Включить музыку – диск № 18, папка №2 трек № 2 Продуктивная деятельность.
Изготовление оберегов с детьми, воспитатель в процессе работы сообщает значение используемых материалов: - Лесные дары природы: орехи, шишки, травы, ягоды – символ здоровья; - Домашняя выпечка символизирует хлебосольность и гостеприимность. - Сухоцветы – уют и красоту. - Перья – тепло, уют нам дают. - Цветы, бусинки, кольца – символ красоты. - Злаки, бобовые – символ достатка, сытой жизни - Тыква, семена тыквы – символ плодородия, женского начала. - Хлеб – всему голова – согласие и достаток. - Лавровый лист – слава, успех. - Семена подсолнуха – здоровье детей в доме. - Семя – зарождение новой жизни. - Кукуруза – символ здоровья у детей, продолжение рода, сплоченность семьи, взаимопонимание - Веник, направленный вниз – выметает ссоры из избы. - Веник направленный вверх – к деньгам. Воспитатель: - Вот какие чудесные венички у вас получились, А чтобы оберег волшебством наполнился – его надо всей семьей рассмотреть и придумать о нем счастливую историю. И тогда непременно он сохранит в семье мир, любовь и удачу.
Рефлексия. Ну вот, друзья, и наступил момент прощанья, Давайте встанем в круг и скажем «До свиданья!» Дети становятся в круг. Смогли сегодня все вы чудо совершить, Семейный оберег на счастье сотворить. А если от общения радость остается- Тогда пусть солнышко смеется.