Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница вода»
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница вода» Цель: уточнять представления детей о воде, ее свойствах и состояниях; прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу. Оборудование: морковь, яблоко, три стакана с водой, кусочек стекла, мультимедийное оборудование. Ход занятия: Слайд 2. -Дети, как вы думаете, что это изображено на экране? (Земля) - Кто знает, почему Земля кажется из космоса синей? (Это вода) - Как вы думаете, зачем на Земле столько воды? (Ответы детей) - Правильно, всем живым организмам на Земле нужна вода. Нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Слайд 3. Кому и для чего нужна вода? (человеку, животным, растениям) Слайд 4. Дети рассматривают слайд и рассуждают, кому и зачем нужна вода. Слайд 5. Зачем человеку нужна вода? Дети рассматривают слайд и рассуждают, зачем человеку нужна вода. - Для каких целей человек использует воду? Может ли человек прожить без воды? (Рассуждения детей) - Правильно, вода нужна человеку, чтобы: пить, готовить пищу, умываться, купаться, стирать, делать уборку в доме, увлажнять воздух и т.д. То есть, человек не может прожить без воды. -Дети, сколько жидкости мы выпиваем в день? Давайте посчитаем (чай, кофе на завтрак; компот на обед; молоко, кефир на полдник; чай на ужин; дома ещё раз пьем чай и т.д.) - А ещё борщи, супы. Слайд 6. Игра «Кто больше назовёт съедобной жидкости» Дети перечисляют. (Минеральная вода, кисель, сок, бульон, какао, кофе и т.д.) Слайд 7. -В каждом фрукте и овоще тоже есть вода. Посмотрите, вот морковь и яблоко. Как вы думаете, в чем содержится больше сока? (Дети высказывают свои предположения) Опыт. Воспитатель с детьми трут морковь и яблоко на тёрке, отжимают сок. - Вода обладает чудесным свойством, она может растворять различные вещества. Съел ты бутерброд, разжевал, проглотил, вода растворит этот бутерброд на мелкие частички, и кровь разнесёт питательные вещества по всему организму, каждой клеточке. Вода – это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Отгадайте загадки. Слайд 8.Загадки и изображение отгадок звучат в ходе последовательности щелчков (Звучит загадка, если дети отгадали правильно, появляется изображение). Загадки о воде В огне не горит И в воде не тонет. (лёд) Сперва летит, потом бежит, Потом на улице лежит… Тогда без бот или калош Его сухим не перейдёшь. (дождь)
Растёт она вниз головою, Растёт не летом, а зимою. Чуть солнце её припечёт, Заплачет она и умрёт. (сосулька)
Что за звёздочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные – вырезные, А возьмёшь – вода в руке. (снежинки) Слайд 9. Физкультминутка. Слайд 10. - Кто догадался, что на Земле выглядит белым из космоса? Что изображают белым на глобусе? (это льды и снега). - Это тоже вода. А ещё вода умеет превращаться в… дождь, пар, туман, облака и т.д. Слайд 11. - Найдите воду на картине. Кто узнал её? (дети находят воду в видоизменённом состоянии). Опыт. Воспитатель предлагает детям определить, одинаковая ли вода в трёх стаканах по цвету, по запаху, по вкусу, по температуре. Слайд 12. - Как мы определим цвет, прозрачность? (увидим) - Температуру? (потрогаем) - Запах? (понюхаем) - Вкус? (попробуем) Дети определяют цвет, прозрачность, температуру, вкус воды в каждом стакане. - Вода прозрачная, бесцветная, холодная, а на вкус – солёная, сладкая, кислая. -Дети, посмотрите, соли, сахара, лимонного сока не видно, а вкус остался. - Что за волшебница-вода? Оказывается, вода обладает способностью растворять соль, сахар, лимонный сок. - Дети, а вы знаете, что морская вода тоже солёная? Как в неё соль попала? (Предположения детей) Слайд 13. Реки на своём пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли. Реки приносят эту соль в море, где она остаётся на всё время, потому что море никуда не течёт. А в реках вода остаётся свежей и несолёной, так как реки постоянно наполняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море. - А как реки знают, что им надо течь к морю? (Предположения детей) Возьмём кусочек стекла, нальём на стекло немного воды… Что получилось? (лужа, озеро маленькое). А теперь наклоним стекло,… речка потекла. А если сильно наклонить? Теперь совсем быстро потекла. Вот так и в природе. Если река течёт с гор, то она течёт быстро. Если по равнине, течёт медленно. - Вода бывает разная: солёная морская, пресная речная. А кто пробовал родниковую воду? (ответы детей). - Родниковая вода – самая полезная, самая чистая, она бьёт из глубин земли. (Дети с воспитателем подходят к крану с водой). - А откуда у нас дома и в детском саду вода? Реки рядом нет, озеро далеко за городом. Мы пользуемся водой из озера. Озёрную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением. -Ребята, а вы знаете, что будет, если из крана непрерывно капает вода? (Предположения детей) Слайды 13 - 21. Выучим правила пользования водой. Слайд 22. 1. Закрывай кран с водой. 2. Не пускай воду сильной струей. 3. Набирай столько воды, сколько необходимо. 4.Не засоряй природные водоёмы. Слайд 23. Заключительный. Авторская разработка. Ссылка на презентацию к занятию: http://mm-festival.letitbit.net/download/55324a445cc85012a61a04f0b1167b8b3/KOLESANOVA_TP.rar.html