Конспект занятия по познавательному развитию с использованием мультимедийных систем на тему «Животные Земли»
Программное содержание:
• расширять знания детей о животных и их особенностях; • продолжать развивать интерес к природе и животным; • совершенствовать умение работать с картой.
Материалы:
• презентация на тему «Животные Земли»; • карта мира из контурных карт по количеству детей; • наборы карандашей.
Ход занятия (1 слайд) Воспитатель сообщает детям, что сегодня их занятие посетят гости и предлагает детям обратить внимание на экран.
(2, 3, 4 слайд) Дети приветствуют гостей исоглашаются вместе с ними узнать много нового и интересного о животных, которые живут на нашей планете. Воспитатель вызывается им в этом помочь.
(5 слайд) В: Это маргай, иначе это животное называют длиннохвостая кошка. Это маленький, красиво окрашенный хищник. Она ведет дневной образ жизни, а ночью спит в дупле или развилке дерева. Это удивительное животное – маргай может весить на дереве, держась за него лишь одной лапой, а так же спускаться по стволу головой вниз. Длиннохвостая кошка- типичный хищник. Она охотится на птиц, мелких и средних млекопитающих, а так же ловит ящериц и лягушек. Посмотрите на иллюстрацию и скажите мне, чем отличается длиннохвостая кошка от домашней? О: ***
(6 слайд) В: Длина тела длиннохвостой кошки может достигать 80 сантиметров, длина хвоста может быть до 50 сантиметров, а масса тела достигает 9 килограммов.
(7 слайд) В: Обитает длиннохвостая кошка лишь на территории Южной Америки.
(8 слайд) В: Это – гризли. Он очень похож на бурого медведя. Гризли – «цари» зверей, у которого нет врагов. Эти животные ведут одиночный образ жизни и стараются избегать встреч с представителями своего вида, а так же с другими крупными животными, так как чаще всего такая встреча приводит к драке. Весной и летом гризли много времени проводит в поисках пищи. Осенью он много есть для того, чтобы нагулять необходимый слой жира перед тем, как залечь в спячку. Зимой они находятся в полудрёме, иногда просыпаются в солнечные дни и отправляются на охоту. Несмотря на то, что гризли хищники, не меньше, чем мясо, они любят лесные плоды и фрукты – он питается лесными ягодами, орехами, водорослями, кореньями, а так же насекомыми, грызунами, рыбой и др.
(9 слайд) В: Высота гризли в положении стоя может достигать 2 метров, а масса – 300 килограммов.
(10 слайд) В: Обитают гризли лишь на территории Северной Америки.
(11 слайд) В: Следующее животное, которое видели наши гости в зоопарке – африканский слон. Несмотря на то, что африканский слон – самое крупное из современных наземных животных, оно одновременно и самое доброжелательное из них. Слоны держатся семейными группами. Пасутся стада слонов только в местах, где есть источники питьевой воды и места для купания. Слоны очень любят купаться, особенно по вечерам. После купания слоны посыпают свою влажную шкуру песком. Как вы думаете, для чего они это делают? О: *** В: Образующийся в результате этой «песочной ванны» слой пыли и грязи помогает им защищаться от укусов насекомых. Слоны – травоядные животные. Они едят травы, листья, маленькие ветки и кроны деревьев, а так же фрукты. Слоны срывают их с помощью хобота и кладут в рот.
(12 слайд) В: Высота этих животных может достигать 4 метров, а масса – 5 тонн, то есть 5000 килограммов.
(13 слайд) В: Обитают африканские слоны исключительно на территории Африки.
(14 слайд) В: Следующее животное – амурский тигр. Ребята, а скажите мне, что такое Красная книга и для чего её создали? О: *** В: Правильно, молодцы! Амурский тигр занесен в Красную книгу, так как особей этого вида осталось очень мало. Амурский тигр – типичный хищник, и несмотря на огромную силу и развитые органы чувств, ему приходится очень много времени уделять охоте. Тигр ползком подползает к своей жертве и лишь затем нападает на неё. А ест тигр лежа, придерживая добычу лапами. Тигры предпочитают охотиться на крупных копытных животных, однако иногда ловят рыбу, лягушек, нападают на птиц, а изредка едят плоды деревьев.
(15 слайд) В: Длина тела до кончика хвоста амурских тигров в среднем – 4 метра, при этом длина хвоста до 1 метр. Высота может достигать 110 сантиметров, а масса – 280 килограммов.
(16 слайд) В: Обитают амурские тигры лишь на небольшой территории Азии.
(17 слайд) В: Еще одно животное, которое часто можно увидеть в зоопарке – большой рыжий кенгуру. Кенгуру – травоядные животные, которые предпочитают жить стадами. Кенгуру активны ночью, а днём прячутся в тени деревьев и кустарников. Иногда они выкапывают в песке мягкие «кроватки», в которых пережидают изнуряющий зной. Эти животные очень интересно приспособились к жизни в сухих районах – в самые жаркие часы они стараются не двигаться. Питаются большие рыжие кенгуру травой и листьями.
(18 слайд) В: Длина тела больших рыжих кенгуру, включая хвост в среднем 3 метра, а масса может достигать 90 килограммов.
(19 слайд) В: Обитают большие рыжие кенгуру лишь на территории Австралии.
(20 слайд) В: Еще одно очень интересное животное, которое видели наши гости – европейский зубр. Это животное занесено в красную книгу, так как находится на грани вымирания. Зубры предпочитают жить небольшими стадами величиной от трех до двадцати животных. Питаются зубры побегами, листьями и корой древесных и кустарниковых пород, древесными лишайниками, растениями травянистого покрова. Предпочитают иву, осину, ясень, клен. Все звери находятся на учете, работа по восстановлению численности зубра продолжается.
(21 слайд) В: Высота зубра может достигать 2 метров, а масса – 1 тонны.
(22 слайд) В: Обитают зубры на территории Южной Европы, где они тщательно охраняются.
(23 слайд) В: А сейчас у меня с гостями есть для вас очень интересное задание. У каждого из вас есть карта мира, но которой не отмечены места обитания животных, о которых мы с вами сегодня разговаривали. Вам нужно придумать для каждого животного условное обозначение, вспомнить, где это животное обитает, обозначить территории обитания всех животных.
**дети выполняют задание**
В: Ребята, вы все замечательно справились с поставленной задачей, вы придумали интересные условные обозначения всем животным, и сделали очень красивые и яркие карты. В: Давайте вспомним, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии о животных, которые живут на нашей планете? О: *** В: А какое из этих животных, на ваш взгляд самое удивительное и почему? О: *** В: Наше занятие подходит к концу, время прощаться с нашими гостями и пригласить их в следующий раз в гости. **дети прощаются с героями**
(24 слайд) (25 слайд)
**после занятия можно предложить детям подготовить познавательные сообщения с иллюстрациями о других интересных животных, которые дети смогут рассказать своим одногруппникам во время познавательных вечеров.