Мультимедиа технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста
Ознакомление детей с окружающим миром является именно той областью, где использование визуальных и аудиоэффектов создает наиболее полную картину для восприятия и использования в жизни преподносимого материала. Однако, даже большое количество наглядных пособий и демонстрационных плакатов не смогут в аналогичной степени охватить весь объем информации доступный для мультимедиа технологий, объединяющих текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении, позволяя создать наиболее точное представление у детей об окружающем мире. Решая данный вопрос под управлением интерактивного программного обеспечения, с использованием современных технических и программных средств (теле и видеоаппаратура) с легкостью преподносится разноплановая и точная информация о: 1. Животных и растениях; 2. Природных явлениях. Использование мультимедийных средств на занятиях в дошкольном учреждении не меняет методов работы (использование наглядного и пояснительного материалов), но значительно углубляет и расширяет качество и объем информации преподносимого детям. Использование современных технологий на занятиях позволяет демонстрировать воспитанникам все явления природы, а так же всех ее обитателей. Возможна демонстрация не только изображения той или иной особи, или явления, но и видеоматериалов, прослушивать звуки, что, несомненно, повышает интерес к новой информации, создавая более четкие представления. Как же именно можно построить занятие по изучению окружающего мира с использование мультимедийных средств? Рассмотрим это на примере изучения такого представителя животного мира, как бурый медеведь. 1. Показ фотографии (Рис.1, Рис. 2); Рис.1. Бурый медведь (http://one2.ru/ohotnichi-zhivotnye/medved). Рис.2. Бурый медведь и его следы (http://www.ecosystema.ru/08nature/mamm/054.htm)
2. Показ видеоматериала, демонстрирующего поведение и повадки изучаемого объекта в естественных условиях (Рис.3); Рис. 3. Видеофильм о бурых медведях (http://my.mail.ru/community/brown-bear/6FBE5982E000C9DC.html)
3. Прослушивание реального звука медвежьего рыка (Ссылка на аудиопример: http://www.weborama.fm/#/music/%D0%97%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B/8830/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C/)
5. Использование на занятиях распечатанных раскрасок, недорисовок и т.д. (Рис.5) Рис. 5. Раскраска «Медведи» (http://www.topglobus.ru/besplatno-raskraski-dlja-detej-zhivotnye-medvedi)
Задания для закрепления знаний 1. Назови животное / явление; 2. Угадай чей голосок (голоса животных и звуки природы); 3. Угадай чьи следы; 4. Кто где живет и т.д.
И, тем не менее, стоит не забывать, что мультимедиа технологии, являясь наилучшим средством для преподнесения разносторонней и обширной информации не способны охватить весь спектр знаний и дать стопроцентное представление об объектах окружающей среды. Так к знаниям, которые не передадут мультимедиа технологии, относятся знания, передаваемые через органы осязания, обоняния, вкуса и тактильные ощущения. Решение данного вопроса видится в использовании на занятии различного раздаточного материала, а так же проведение занятий в местности естественного нахождения изучаемых объектов (экскурсии и пешие прогулки). Грамотно построенное занятие по изучению окружающего мира с дошкольниками, с применением раздаточного материала, выходами на природу и использованием мультимедиа технологий вызовет у детей не только восторг, но и будет способствовать лучшему запоминанию информации, а так же будет стимулировать интерес к изучению окружающей природы и протекающих в ней процессов.