«Осенний лес полон чудес. » Программное содержание: Закреплять знания детей о временах года, о сезонных изменениях в природе, связанных с различными временами года. Расширять представление детей об образе жизни лесных зверей и оседлых птиц осенью. Учить строить высказывания типа рассуждений ; развивать умение строить причинно-следственные связи. Учить понимать образный смысл загадок. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Материалы к занятию: Компьютер, слайды с изображением лесных зверей и перелетных птиц. Две одинаковые веточки и пятью пластилиновыми шариками на нитках. Ход занятия: 1. Организация начала занятия. Воспитатель: Сообщение темы занятия, создание установки к деятельности. - Сегодня мы с вами отправимся в Сказочный осенний лес и поедем мы туда на необычном транспорте - на сказочном. А доставит нас туда карусель. 2. Воспитание интонационной выразительности речи, развитие координации слова с движением. игра «Карусель» Мы примчались к карусели. (Стоят лицом в круг.) - Все успели? (Наклоняют голову вправо, разводят руками.) -Все успели. (Кивают головой.) -Все ли сели? (Наклоняют голову влево, разводят руками.) - Все мы сели. (Кивают головой.) - Полетели? (Наклоняют голову, разводят руками.) - Полетели.(Кивают головой.) И за тридевять земель в лес осенний золотой понесла нас карусель (Бегут по кругу, взявшись за руки.) В облаках летать занятно, хоть и мило в синеве (Медленно идут по кругу, взявшись за руки.) После космоса приятно поваляться на траве (Ложатся на ковер.) - Вот и мы и попали в лес, сели детки на пеньки. Тихо. Никого не слышно. (Слайд №1 ) Здравствуй лес, дремучий лес, Полон сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре? - О том, что зверюшки пугливы, боязливы. Поэтому давайте наденем шапки- невидимки, для того чтобы понаблюдать за животными. (Дети имитируют движения.) Воспитатель: Тихо. Иногда с шуршанием упадет лист. Не слышно птиц. Почему? Где же все птицы? Чем питались птицы летом? (Кто-то мошками и жучками, кто-то ягодами и зелеными растениями.) - Что произошло осенью с растениями и насекомыми? (Не стало еды для птиц, вот они и улетели на юг, где тепло и сытно.) - Эти птицы называются перелетными. (Дети называют перелетных птиц.) (Слайды №2 Ласточки № 3 стрижи №4 журавли № 5 грачи № 6 утки №7. гуси Почему они так называются? Во время полетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря. -Где же звери? Смотрите, кто это? Кто на ветке шишки грыз И взлетает на дубы? И бросал объедки вниз? Кто в дупле орешки прячет, Кто по елкам ловко скачет сушит на зиму грибы? (Слайд №8 ). Это белка, но уже не рыжая, а серая. она «шубку» на более теплую поменяла. -Но почему цвет шерстки стал другим? Так белка от врагов спасается, например от хищной птицы-ястреба, куницы. Деревья зимой голые, серые. -Какой цвет меньше заметен на фоне этих деревьев? -Чем же зимой будет питаться белка?(Она делает запасы.) Кое-что белка она запасает на зиму. Сушит грибы, натыкая их на острые ветки, орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Зубы белки постоянно стачиваются и вновь отрастают. Своими острыми зубами белка прогрызает скорлупу твердых плодов. Если попадется такая кладовая , не трогайте её, белке эти орешки нужнее. Забавно наблюдать, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по ветке орешника и смотрит... Представьте себе, что вы белки. А вот куст орешника. (воспитатель берет в руку заранее приготовленные ветки. к одной из них подвешены 2 пластилиновых шарика, к другой-5.) -На какой ветке больше орехов? (Ответы детей.) Вы ребятки считать умеете, но белка считать не умеет. Поэтому и стучит по веткам. Вот так. Воспитатель легко ударяет по каждой ветке так, что они начинают качаться. -Как же белка узнает, где орехов больше? На той ветке, которая дольше качается. Так белка едой запасается. -А что еще нужно холодной зимой? (Теплый домик, чтоб согреться.)Давайте посмотрим ее дом. В дупле сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход пробкой из сухой травы, сворачивается клубком и спит. Нос хвостом закрывает. -Зачем? -Для чего белке нужен хвост? Он у нее как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку, хвост словно руль. А когда в лесу очень ветрено, садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается. -Как вы думаете какие у белки коготки? (Острые, цепкие.) -Как вы об этом догадались? (белки ловко по стволам бегают.) - И другие звери готовятся к приходу холодов? Вот бежит торопится ёж. (Слайд №9 ). -Как вы думаете, как еж листья на колючки насаживает? Изобразите. Физкультминутка. Подбежал к ямке под пнем, избавился от листьев и снова за ними побежал. Выберёт место, где листья совсем сухие, и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Покатается так, понатыкает на свои колючки листья и снова к ямке, дом себе на зиму готовит. -А чем же ёж будет питаться зимой? Ягод, грибов, зеленых растений нет, червяки, жучки попрятались...( Ёж зимой спит.) Ёж нагуливает жир летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать. -Кто еще из зверей в впадает спячку как ёж? (Медведь) (Слайд №10 ). -Большую часть зимы медведь проводит в берлоге. Весной он просыпается, худой и голодный. -Чем медведь питается летом и осенью? (Ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой.) Может съесть любое животное, которое поймает в лесу. В голодное время он набивает свой желудок травой, мхом, древесной корой, иногда он может разворошить муравейник и полакомиться муравьями и их яйцами. Но все же предпочитает растительную пищу- сочные листья, ягоды малины, а осенью желуди, он прекрасный рыболов. - Делает ли медведь на зиму запасы? (на зиму он не делает запасов.) Подумайте почему? Вот и приходится медведю, как и ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную и голодную зиму. -Где спит медведь? Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом. Натаскал молодых елочек, которые вырвал с корнем из земли, мха, хвороста. Зимой берлогу закроит снежное одеяло. Тепло в ней медведю. Спит, лапу сосет. Физкультурная минутка. Загадки о животных можно использовать , как физкультминутка. Дети отгадав загадку, не дают ответ, а изображают это животное. Можно играть и наоборот, ребенок изображает себя животным, показывает движениями и звуками другие отгадывают. Воспитатель загадывает загадки о еже, белке, медведе, лисе и т.д. Вот ребятки и попутешествовали мы с вами по лесу, про диких животных много интересного узнали, про осенний лес, про птиц, но нам и домой пора возвращаться. Сняли шапки - невидимки, и обратно полетели на карусели. Подводит итог занятия.