Ознакомление с миром рек и водоёмов Сахалинской области-как фактор всестороннего развития детей дошкольного возраста
Ознакомление с миром рек и водоёмов Сахалинской области – как фактор всестороннего развития детей дошкольного возраста.
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу – значит охранять Родину» М.М.Пришвин.
Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. В современном обществе глубоко укоренились технократический образ жизни, однако даже самая совершенная техника наносит ущерб окружающей среде и здоровью человека. Природа требует бережного, внимательного к себе отношения. Наш остров неповторим своей природой. Наши дети становятся свидетелями бесхозяйственности, а порой и участниками всех этих безобразий. Бездумная хозяйственная деятельность, загрязняющая реки и природу – это следствие экологической безграмотности населения. Стремительное развитие всех отраслей промышленности, энергетики, транспорта, увеличение численности населения и урбанизация, химизация всех сфер деятельности человека привели к определенным изменениям окружающей среды, в том числе и неблагоприятным. Воздействие вредных веществ антропогенного происхождения на природную среду становится глобальным. С каждым годом природные ресурсы все интенсивнее используются для нужд человечества. Особенно это касается водных ресурсов, так как ни одна отрасль хозяйства не может развиваться без воды. В последнее время проблемы водообеспечения обостряются, под влиянием хозяйственной деятельности изменяется гидрологический режим естественных водных объектов, качественный состав воды в них. Проблема рационального использования и охраны природных ресурсов от загрязнения и истощения требует проведения комплекса природоохранных мероприятий и прежде всего наблюдений, оценки и прогнозирования их состояния. Оптимальное решение вопросов использования и охраны природных ресурсов возможно лишь при наличии объективной информации о состоянии качества воды водных объектов, научного обоснования антропогенного воздействия на водные объекты. На Сахалине наблюдения за состоянием окружающей среды проводит единственная служба - Сахалинское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Контроль за состоянием окружающей природной среды осуществляют Государственный комитет окружающей среды по Сахалинской области и Сахалинский комитет природных ресурсов. Характерными показателями загрязнения водных объектов являются нефтепродукты, фенолы, соединения меди, взвешенные и органические вещества. Основными причинами загрязнения водоемов является отсутствие необходимых очистных сооружений, неудовлетворительная работа имеющихся, а так же открытая система нефтесбора , потери нефти при ее транспортировке. В последнее время наблюдается улучшение экологической обстановки в нашей области, но не смотря на это она остается достаточно не благополучной. Улучшение экологической ситуации связано не со строительством новых очистных сооружений, не со стабильностью имеющихся, а происходит за счет консервации, остановки и закрытии предприятий. Наблюдения за качеством поверхностных вод проводят специалисты лаборатории мониторинга загрязнения морских и поверхностных вод Центра Мониторинга Загрязнения Окружающей Среды Сахалинского УГМС. В нашей области 7% рек, из числа тех, на которых ведутся наблюдения, относятся к классу чистых вод. 70% рек нашего острова считаются умеренно загрязненными. Практически в водах всех рек, на которых проводятся наблюдения за качеством воды, отмечается превышение содержания нефтепродуктов, фенолов, соединений меди в 1-2 раза. А ведь следует помнить, что все наши реки являются нерестовыми и местами зимовья ценных и особо ценных пород рыб. Токсичность многих органических и неорганических веществ для рыб и беспозвоночных обитателей водной среды в несколько сотен раз выше, чем для теплокровных организмов, так как для рыб загрязненная вода является средой обитания. Чувствительность рыбы к запахам многих химических веществ в несколько раз превышает чувствительность человека. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбирать все до донышка; можно брать, но не разорять. Наверное, неповторим и размах браконьерства. Нужен новый подход к использованию природных богатств. Но новое мировоззрение не может родиться само собой. Чтобы реализовать эти принципы, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому в «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, начиная с детского сада. Поэтому я решила начать работать с детьми среднего дошкольного возраста по программе «Капелька», автор Штерцер Н.В., в детском саду для формирования экологического сознания на изучение природы родного края. Мы все знаем, что нет жизни без капельки воды и кислорода, что нет общего без капельки частного, что малая Родина – это капелька нашего государства, а сознание ребенка формируется, приобретая знания по капельке. Надеюсь, что история маленькой Капельки поможет детям полюбить наш родной край-Сахалин Цель программы «Капелька» заключается в воспитании бережного и рационального отношения детей к лососям и их среде обитания, популяризации идей сохранения биоразнообразия лососей Сахалинской области. Задачи: 1.ознакомить детей с жизнью лососёвых рыб и условиями их обитания; 2.ознакомить со значимостью лососей для природы и людей; 3.ознакомить с антропогенными угрозами местам обитания и численности лососей; 4.содействовать осознанию причастности человека к миру природы. В программе «Капелька» рассказывается о взаимосвязи живой и неживой природы, о жизни сахалинских лососей и о влиянии человеческой деятельности на здоровье и численность популяции лососевых. Компьютерные технологии принадлежат к числу средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Приоритетная задача использования информационно-коммуникационных технологий в специальной педагогике состоит в комплексном преобразовании среды обитания воспитанников, создании новых средств развития для детей, с особыми образовательными потребностями. Активное внедрение современных компьютерных технологий способствует коренным изменениям широко используемых в традиционной методике демонстрационных и иллюстративно-объяснительных методов, ориентированных в основном на коллективное восприятие информации. Занятие состоит из трех частей: Познавательный блок: мультимедийные видеодиски, проигрывание видео-файлов: показ фотографий, рисунков, других материалов, способствует экономии времени, быстроте и удобству преподнесения материала, возможности быстро вернуться к ним при необходимости. А также плакаты, сказки коренных малочисленных народов севера Сахалинской области. Блок игровой деятельности: « День-ночь», «Чей домик», «Дождь», «Ручеёк», «Исключи лишнее», «Собери рыбку»," и другие подвижные, дидактические игры. Экспериментальный блок: дети учатся экспериментировать и делать выводы по пройденному материалу. 1.Для знакомства с капелькой использую мультимедийный проектор с «Пейзажи леса, реки, поля, пустыни, моря, гор» 2.Чтобы дать детям понятие «Большое облако» использую видеоролик «Круговорот воды в природе» 3.Для знакомства детей «Чистая река» использую мультимедийный проектор с иллюстрациями «Загрязнения реки» 4.Чтобы дать детям понятие «Пресноводные беспозвоночные» видео-файлы с иллюстрациями личинок и взрослых насекомых – подёнки, веснянки, ручейника, комара-звонца, и другие современные компьютерные технологии к образовательной деятельности. Так как программа для изучения сложна детям я начала использовать в своей работе современные компьютерные технологии как средства обучения. Приоритетная задача использования информационно-коммуникационных технологий в специальной педагогике состоит в комплексном преобразовании среды обитания моих воспитанников, создании новых средств развития для детей, с особыми образовательными потребностями.
Использованная литература
1. А.А.Беккер, Т.Б.Агаев. Охрана и контроль загрязнения природной среды. г. Южно-Сахалинск, Гидрометеоиздат, 1998г. 2. Лихатович Дж. Лосось без рек, 2004г. 3. Ежегодники качества поверхностных вод суши и эффективность проведенных водоохранных мероприятий. г.Южно-Сахалинск, 1993-97г.г. 4. Программа «Наблюдай лосося», АНО «Дикая природа Сахалина», 2005г. 5. Промысловые рыбы, беспозвоночные и водоросли морских вод Сахалина и Курильских островов, СахТИНРО, 1993г. 6. Рухлов Ф.Н. Жизнь тихоокеанских лососей,1982г. 7. Таранец А.Я. Краткий определитель рыб советского Дальнего Востока и прилежащих вод, 1937г. 8. Штерцер Н.В. Методическое пособие по ознакомлению детей 4-6 лет с рыбами семейства лососевые, г.Южно-Сахалинск,2009 9. Варченко В.И., Тупичкина Е.А. Дидактические основы использования компьютерных игр в условиях предшкольного образования. Статья в научно-методическом журнале «Детский сад: теория и практика» №6, 2011. С 22-31.