Библиотека - медиатека в детском саду Сейчас в детских садах создаются библиотеки-медиотеки. Наш детский сад из города Стерлитамака создал свою небольшую библиотечку-медиотеку,разработали положение,содержание работы на год. Одной из важных составляющих методического кабинета дошкольного учреждения является правильно организованная библиотека. В современном ДОУ она служит центром формирования навыков детского и семейного чтения: приобщает дошкольников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга , развивает информационную культуру личности , участвует в адаптации детей к условиям жизни в обществе. Основу книжного фонда в методическом кабинете нашего ДОУ составляет обычно специализированная литература по вопросам развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ежегодно он пополняется новыми экземплярами в соответствии с изменяющимися педагогическими тенденциями и разнообразием современного книжного рынка.Но поскольку книга перестала быть единственным источником информации ,то в арсенале современного ДОУ появляются видео - и аудиоматериалы , энциклопедии и т.д. Открытию нового структурного подразделения библиотеки – медиотеки в МБДОУ №29 г.Стерлитамака способствовала появление методической , развивающей литературы и пособий на электронных носителях , подключение к сети Интернет ,организация локальных сетей между отдельными службами ДОУ , а также изменившиеся интересы и потребности пользователей (педагогов и родителей), желающих получать информацию с помощью средств информационных технологий Библиотека – медиатека представляет собой информационный центр , который накапливает ,каталогизирует и систематизирует материалы на всех видах носителей ,а также обеспечивает воспитателям , родителям и детям максимально возможный доступ к педагогической информации. Основными задачами деятельности структурного подразделения являются обеспечение доступа к информационным образовательным ресурсам педагогическим работникам, воспитанникам ДОУ,их родителям ,а также помощь участникам педагогического процесса в овладении информационными компетенциями ,социализации воспитанников , развитии их творческого потенциала .Библиотека – медиатека формируют навыки независимого библиотечного пользователя : поиск ,отбор , критическая оценка информации , внедрение новых информационных технологий. Первым этапом в организации деятельности была разработка положения о библиотеке - медиатеке (приложение1) и определение ее миссию.
Миссия библиотеки - медиатеки заключается: • В повышении компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания дошкольников; • Обеспечение доступа педагога и пользователя-родителя к объективной и всесторонней информации о воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста; • Формирование информационной культуры личности педагога; • Консультативной помощи в поиске и выборе источников информации (использование ее в самообразовании, индивидуальной и групповой работе с детьми); • Активизации внимания родителей к проблеме приобщения детей к чтению,книге; • Пропаганде ценности детства.
Особое значение в организации деятельности библиотеки - медиотеки имеет планирование с учетом знаменательных дат, праздников и традиционных массовых мероприятиях детского сада. В начале года составляется годовой план работы с указанием направлений и содержания деятельности, срока выполнения и ответственных исполнителей (приложение 2),а в конце учебного года - отчет о проделанной работе. На сегодняшний день в нашей библиотеке – медиотеке ДОУ ежемесячно оформляются информационные буклеты и стендовые материалы для просветительской работы с родителями, презентационный материал к городским окружным открытым мероприятиям, выставкам, создаются электронные альбомы групп «жизнь группы в детском саду в20_/20_учебном году».
Использование ресурсов библиотеки - медиатеки.
Помимо обеспечения информационными ресурсами участников образовательного процесса библиотека – медиатека выполняет педагогическую функцию – ее ресурсы используются при организации массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры воспитанников. Актуальной проблемой является приобщение дошкольников к книге ,ведь статус чтения и отношение к нему сильно изменилось . Многие родители сами практически не читают и зачастую не осознают , что чтение – это ключ к современному информационному пространству. Поэтому одна из важнейших задач - повышение компетентности родителей в сфере детской культуры, общение с ребенком на основе книги и системной работы с текстом. В специальном разделе для родителей представлено психолого-педагогическая литература, рекомендательная библиография и другая полезная информация. Групповая работа с детьми по приобщению их к книге организуется по средствам «громкого чтения». Сочетание живого голоса, книги и общения создает ауру тепла и общности, которая способствует возникновению положительных эмоций. В ДОУ проводятся тематические мероприятия, например, книжные выставки, литературные викторины досуги, КВНы. Особый интерес вызывает медиалекторий для детей «Хочу все знать!». Помимо традиционных форм проводится виртуальные путешествия, интерактивные игры и викторины ,разработанные на основе презентаций. Например, виртуальное путешествие по родному городу Стерлитамаку, приуроченное ко Дню города; интерактивная игра «Подарок для самого слабого», веселые приключения в стране «Мультфильмия» ко дню анимации, и т.д. Подводя итоги, можно отметить, что структурное подразделение «Библиотека -медиотека» является информационно-образовательным центром ДОУ, т.к. имеет достаточные ресурсы по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, хорошее техническое оборудование и обеспечивает разнообразие форм досуговой деятельности воспитанников.