Среда, 28.02.2024, 06:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Другие направления педагогической деятельности » Музейное дело

Занятие-экскурсия «Вспомним нашу старину»
Цель: знакомство с особенностями крестьянского жилища, укладом жизни сельского жителя в старину.
Основные задачи:
1. Способствовать принятию нравственных ценностей русского народа.
2. Ввести детей в мир русской культуры.
3. Познакомить учащихся с особенностями крестьянского жилища.

1.Вступление
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней,
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину
- Каждый человек должен знать свою историю, историю своего края.
- И сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие.

2. Основная часть
Слайд 1
- Ребята, вы обратили внимание на сказочную красоту ворот?
- Как вы думаете, где может быть такая красота? В каких домах? (Ответы детей)
- Правильно. В теремах, за кружевными воротами жили богатые люди.
Слайд 2
- Где жили бедные люди?
- Простые люди, крестьяне, жили в избах. Сегодня я предлагаю вам отправиться на виртуальную экскурсию в русскую избу.

1-ый ученик
Летят года, проходит век за веком,
Все созданное в мире человеком
Храните, человечество любя…

2-й ученик
Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений – клети и сеней, и теплого – избы с печью. Сени соединяли холодную клеть и теплую избу, хозяйственный двор и дом. В них крестьяне хранили свое добро, а теплое время спали. В доме обязательно был подклет или подпол (т.е. то, что было под полом, под клетью). Это было холодное помещение, там хранили съестные припасы.

Слайд 3
- Отгадайте загадку:
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча (печь)

- Как вы догадались? Правильно, печь. Когда ее топишь, что она горячая.
- Центральное место в доме занимала печь. От расположения печи зависела внутренняя планировка избы: даже поговорка возникла: «Плясать от печки». Печь ставили в одном из углов, справа или слева от входа, но так, чтобы она была хорошо освещена.
- Почему печь была центральным местом в доме? Для чего нужна была печь в доме?
- Печь всегда строили на определенном расстоянии от стены. Как вы думаете почему?
- Правильно, чтобы не было пожара. Это небольшое пространство между пространством и печью называлось - запечьем. Его использовали для хозяйственных нужд. Здесь хозяйка хранила необходимые принадлежности для работы.
Слайд 4
Отгадайте, о каком предмете идет речь?
Из русской печи кашу тащи,
Чугунок очень рад, что его схватил…ухват.
- Почему ему дали такое название?
- А вы знаете, что это за предмет?
- Да. Это кочерга. Для чего нужна была кочерга?
- На печи готовили пищу. Она была вкусной, пропаренной. На печи спали старики и малые дети.

Физкультминутка
- Давайте представим, что мы с вами около горячей русской печки.
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Пирогов еще хочу (Ходьба на месте)
- Садитесь. Продолжаем наше путешествие.
- Кто знает, как назывался главный угол крестьянской избы, который был по диагонали напротив печи?

Слайд 5.

- Главный угол крестьянской избы назывался «красным».
Ищите Бога,
Ищите слезно.
Ищите, люди,
Пока не поздно!
- В «красном» углу висела особая полочка с иконами – божница, под ней стоял обеденный стол. Входивший в избу человек, обязательно устремлял свой взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался с хозяином. Крестьяне были верующими. Не помолясь, не начинали никакого дела. Крестьяне любили иконы. Их бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
- Божницу украшали вышитым полотенцем – рушником.
- Из чего делали рушники? (Изо льна, вышивали его, обшивали кружевом)
- Показать рушник, рассмотреть, дать пощупать. Вызвать двух девочек (после просмотра), растянуть рушник.
- Полюбуйтесь. Какая красота!

3. Игровой момент «Лён»
Лён.
Все становятся в круг и поют.
Кто хочет знать, как сеют лен
Мой батюшка сеял так
Показывают движениями рук вперед,
Потом кружатся, говоря:
- Лен, лен, давай Бог, чтоб ты рос!
«Кто хочет знать, как жнут лен?
Отец мой жал его так (показывают)
Потом отдыхал вот так (показывают)»
Как вяжут, молотят
(при молотьбе каждый колотит своего соседа)

- А какая была мебель в избе?
- А в современных домах такая мебель? (Нет) и т.д.

Слайд 6

- Игра. Давайте обставим мебелью дома: избу и современную квартиру.
-В русской избе почти все было сделано своими руками, мебель была самодельная, нехитрой конструкции: стол в «красном» углу по числу едоков, лавки, прибитые к стенам.
- Как вы думаете, почему лавки прибивались к стене?
- Да, на них спали.
- В избе были переносные скамьи, сундуки.
- Зачем были нужны сундуки?

3-ий ученик
В сундуках хранилось добро, поэтому их обивали железными полосками, закрывали на замки. Чем больше сундуков в доме, тем богаче считалась семья. Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто.
- Показ рукомойника. Ребята, как вы думаете, что это за предмет?
- Для чего он был нужен в доме?
- Почему его так назвали?
- Для чего 2 носика?
- В избе всегда был рукомойник – кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой выливали.
- О каком предмете идет речь?
Три братца пошли купаться,
Два купаются, третий на берегу валяется,
Искупались, вышли, на третьем повисли.
(2 ведра, коромысло)

Слайд 7
- Воду носили в деревянных ведрах на коромысле.
- Часть посуды в избе была деревянной. Наиболее распространенными были ковш в виде плывущей уточки и деревянные ложки.

4-ий ученик (с ложками)
В доме всем всегда нужны
Ложки деревянные,
Пусть изящный их же вид
Вмиг поднимет аппетит

- Но так же была посуда, сделанная из лыка (лыко, подкорковый слой у липы). Это «сухарница», туесок. В них хранили крестьяне сыпучие продукты: соль, муку, крупу.
- А из чего сделана эта посуда? (показываю крынки)
- Жидкости хранили в глиняных крынках.
- Мы уже говорили, что крестьяне поддерживали чистоту в своем доме. Давайте поможем почистить посуду.

Физкультминутка

Мы почистим тебя песочком (дети трут кулаком о ладонь)
Окатим тебя кипяточком (поочередно руки поднимаем вверх)
Вытрем тебя полотенчиком (делаем круговые движения руками)
И ты будешь опять, (поднимаем руки в стороны, вверх, вниз)
Словно солнышко сиять»
-Давайте проверим, всю ли посуду мы вымыли.
Посмотрите вверх и прямо,
Посмотрите вниз и прямо,
Посмотрите влево – прямо,
Посмотрите вправо и прямо на меня
- Продолжаем наше путешествие.

5-й ученик
Слайды 8-9

Пальцы легкие и проворные,
Залетают, вспорхнув едва,
Как мороз по стеклу узорные
Вологодские кружева.

Говорили еще: «белопенное» кружево. В глубокую даль веков уходят истоки замечательного ремесла – кружево.

6-й ученик

- Высоко ценились в древности кружева, их носили цари да князья. Они были признаком роскоши и богатства, поскольку плелись из драгоценных серебряных и золотых нитей или тонкого золотого шнурка. Царский дом имел собственные мастерские. Белопенное кружево плели крепостные девушки.

7-й ученик

Кружевоплетение постепенно переходит в распространенный промысел, кружево входит в городской, а затем и в крестьянский быт. Украшают им свадебные простыни, полотенца, одежду. В основном кружевоплетением занимались женщины, но изредка и мужчины. Сажали за коклюшки и мальчиков лет 7-15, девочек же этому рукоделию приучали с пятилетнего возраста.

- Кружево плели на специальных коклюшках. Показ коклюшек.
- До наших дней дошло кружевоплетение. Славятся Елецкие, Вологодские (растит.), Михайловские (цветные) кружева.


4. Игра «Волшебный мешочек».
-Я предлагаю поиграть в игру «Волшебный мешочек».
Класс делится на две группы. Выбираются капитаны, которые по очереди из волшебного мешочка достают предмет и после обсуждения с командой дают описание:
1. Название предмета
2. Из чего сделан
3. Его назначение
4. Какое место в доме вы бы для него выбрали? Почему?
5. Используется ли в настоящее время этот предмет?
Карточки – планы даются обеим командам. В мешочек можно положить бумажки с номером, а предметы обозначить этими же номерами.

5. Итог:
Молодцы! Я вижу наше путешествие не прошло даром. С заданием вы все справились. И нам пора возвращаться. На этом мы и закончим наше путешествие.
Слайд 8
-Что сегодня нового вы узнали?
Но вы все можете самостоятельно продолжить путешествие, но уже в своем классе, в своем уголке музея.

Литература:
1. Ожегов С.И. Толковый словарь. - Москва, 2000
2. Федотов Г. Русская печь. - Москва, 2002 г.

http://letitbit.net/download/76927.70e1b0f26a1868d18ce4052c6397/DenisovaVD.zip.html
Категория: Музейное дело | Добавил: murashovavd (04.11.2011) | Автор: Денисова Валентина Дмитриевна E
Просмотров: 2029 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]