Информационно-коммуникативные технологии как средство развития профессиональной компетентности педагога
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Общество находится в состоянии перехода от индустриального века к информационному, оно заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Компьютерные и коммуникативные технологии являются вполне очевидным проявлением информационной революции. Более того, можно утверждать, что формирование информационной культуры личности, владеющей современными информационно-коммуникативными технологиями, является социальным заказом данного этапа развития – перехода к информационному обществу. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Российском образовании идет процесс перехода к стандартам нового поколения, при этом определяется роль информатизации и подтверждается факт вхождения человечества в эпоху глобализации информационных процессов. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс школы влечёт за собой не только появление современных технических средств, но и новых форм и методов обучения. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и др. Учитель в современной школе остаётся ключевой фигурой учебно-образовательного процесса и, в то же время, ключевой фигурой программы внедрения информационно-коммуникативных технологий в образование. Следовательно, меняется профессиограмма учителя и уровень его профессиональной компетенции. Усиление роли информатизации в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции учителей. Владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, перевода из одной знаковой системы в другую (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), участия в обсуждении проблем, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам и использования сведений для ее аргументации, умение публично презентовать результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования, применять информационно-коммуникативные технологии для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности способствует реализации личностно-ориентированной парадигмы образования. Международное общество информатизации образования (ISTE National Educational Technolody Standarts for Teachers) разработало стандарты профессиональной информационно-коммуникационной компетенции преподавателей. Данные стандарты предназначены для всех учителей и включают шесть компонентов: - общие представления в области информационных технологий; - планирование учебного процесса с использованием информационных технологий и применения его на практике; - интеграция информационных технологий в программы конкретных дисциплин; - использование информационных технологий для оценки результатов обучения; - использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции; - понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий. На основе стандартов Международного общества информатизации образования вырабатываются конкретные требования к формированию базовой информационно-коммуникационной компетенции преподавателей, которая предполагает владение навыками использования информационно-коммуникативными технологиями в своей практике не только для интеграции в учебный процесс, но и как средства повышения квалификации и профессионального развития. В системе методической поддержки педагогических кадров в области современных технологий реализуются разнообразные формы и методы формирования и развития информационно-коммуникационной компетенции учителей. Создаются сетевые педагогические сообщества, основная идея которых состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий в работе учреждений общего и профессионального образования при переходе на новую ступень использования технологии в учебном процессе, предполагающей активное использование современных цифровых учебных ресурсов, и тем самым создание условия для достижения большинством учащихся (независимо от места их проживания или социального статуса их семей) образовательных результатов, адекватных новым требования рынка труда и современной социальной жизни. Формируются и действуют виртуальные методические объединения учителей, основная задача которых формирование сетевых профессиональных сообществ учителей, методическая поддержка и профессиональный рост педагогов за счет широкого использования современных информационных средств, с целью сформирования «методические копилки», как в области традиционной педагогики, так и в области современных образовательных и информационно-компьютерных технологий. Проводятся видеоконференции, то есть одновременная двухсторонняя передача, обработка, преобразование и представление интерактивной информации на расстояние в реальном режиме времени с помощью аппаратно-программных средств техники. Создаётся единая база идей по использованию информационно-коммуникативных технологий учителями-практиками - объединение современных психолого-педагогических разработок с новейшими информационными технологиями, как одно из средств для превращения преподавателя в профессионала, который будет заниматься воспитанием информационно развитой личности. Большое внимание уделяется повышение квалификации учителей средствами дистанционного обучения, которое сегодня дает возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией и концентрируются в информационной сфере. Таким образом, для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности педагогов в настоящие время существуют широкие возможности. Однако успешность процесса информатизации образования зависит от многих факторов, в том числе от обеспечения информационно-коммуникационными технологиями всех учебных заведений, от совершенствования информационно-образовательной среды (формирования коллекции качественных образовательных ресурсов), от системной целенаправленной подготовки педагогических кадров в области информационно-коммуникативных технологий и современных педагогических технологий с целью формирования информационно-коммуникационной и профессиональной компетенций.