Суббота, 16.12.2017, 16:08
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Другие направления педагогической деятельности » Педагогические советы, собрания, методические объединения

Интернет как развивающее пространство: роль и место педагога
По своей природе школа устремлена в будущее. В каком мире будут жить новые посетители земли, к какому миру их готовить, мы в точности знать не можем, но в наших силах проследить явные тенденции развития общества. Инновационная деятельность – это талант, творчество, мастерство. Поиск путей повышения эффективности обучения неизменно приводит учителя к освоению новых современных подходов в организации и проведении уроков. Они в свою очередь опираются на новые психолого-педагогические технологии. Творчество возникает только при условии профессионально-личностной мотивации. А эта мотивация рождается и поддерживается захватившей педагога идеей. Путь творчества высок, но он нелегок. Его с достоинством преодолевают многие педагоги-мастера.
К профессиональным знаниям, которыми должен владеть современный руководитель, можно отнести: знание науки об управлении (основы менеджмента, управление персоналом и др.); применение на практике современных организационно-управленческих принципов и методов; умение работать с документацией. Если руководитель будет обладать всеми вышеназванными качествами, его можно считать идеальным. А учитель на собственном примере демонстрирует важнейший принцип развития личности XXI века: учиться на протяжении всей жизни.
Одним из основных направлений работы школы является – информатизация школы. Нужна ли информатизация и все, что с ней связано, сегодняшнему администратору школы? Понятно, что, так или иначе, она будет происходить, но в этих ситуациях сегодняшний руководитель образовательного учреждения оказывается в положении если не жертвы, то заложника обстоятельств и изменений, причем негативных. Положение сможет реально измениться, если администратор сам для себя сможет совершенно четко осознать нужность (или как вариант, второстепенность) этого направления, сможет осознанно ответить на вопрос: «Что принципиально нового даст мне как руководителю информатизация образования?»
Во-первых, грамотное использование информационных технологий (ИТ) в управлении школой — это инструмент оптимизации и автоматизации множества рутинных циклов, которые немотивированно отнимают в привычной практике большую часть времени. Кроме того, ИТ позволяют индивидуализировать учебный процесс.
Во-вторых, информационные технологии — это новые возможности в обучении учащихся. Сегодня направленность обучения в школе связана не с конкретным предметом или предметной областью, а с технологиями работы с информацией. Таким образом, ИТ в образовательной системе становятся интегративным стержнем, вокруг которого строится вся система обучения. И отсюда происходит изменение подхода к самому преподаванию ИТ: это работа в контакте с учителями-предметниками, на предметном содержании, когда технологии «работают» на качество изучения практически любого предмета школьной программы.
В–третьих, сегодня все больше и больше используются информационные технологии в организации внеурочной работы. Понятно, что в большинстве случаев это кружки технологической направленности — программирования, компьютерной графики и пр. Но, параллельно с этим есть и другие направления: проектная деятельность на базе ИТ, дающая возможности для развития индивидуальности детей, стимулирующая творчество. Например, совместное создание авторских сетевых проектов детей, где внимание уделяется не столько технологической компоненте, сколько работе над формированием содержания, в котором найдет свое отражение внутренний мир, интересы, ценности, стремления школьников, где они получат возможности для творческого самовыражения.
Важным вопросом сегодня является вопрос о необходимости и перспективах создания школьного сайта. Сайт как «визитка», PR-инструмент школы, сайт как инструмент внутри- и внешкольного взаимодействия — эти вопросы сегодня активно обсуждаются директорским сообществом и сделано в этом направлении уже сегодня немало интересного.
Хотелось бы обратить внимание на другое, кажущееся в этом разговоре очень важным. В нынешнем педагогическом сообществе, в среде учителей и образовательных управленцев, долгое время бытовало имевшее право на существование разделение: компьютеры и все связанное с ними — удел наших учеников, в крайнем случае, наших молодых специалистов. Резонное мнение, если учесть относительно немолодой возраст педагогического коллектива. Согласитесь, что, не называя все «информатизационное» только детской забавой или чем-то факультативным, мы считали это если не инородным, то уж точно не своим. Визитная карточка только с контактным телефоном, но без адреса электронной почты в настоящее время странна. Интернет — это не диковинка компьютерщиков, а постоянная среда профессиональной (а иногда и личной) самореализации и неотъемлемый элемент деятельности. И сегодня это уже не дети, а наши коллеги - учителя, администрация, учебно-вспомогательный персонал. Да, сегодня их не так много, но с каждым годом их количество будет расти. Информатизация — это не комплекс мер, например, по оснащению учебных, медицинских, административных и иных кабинетов компьютерной техникой. Это процесс, имеющий свои закономерности, свои стадии. А процесс, всегда развитие, последовательная смена состояний. Поэтому информатизация не вводится распоряжениями и приказами. Это изменение парадигмы мышления и способов деятельности.
Для меня информатизация — это не ресурсное обеспечение процесса, а, прежде всего, образовательная технология. Оценивая уровень информатизации в своей школе, мы должны попытаться ответить себе на простой вопрос: а что в связи с внедрением ИТ мы стали делать по-новому, не так, как раньше, лучше, быстрее, интереснее, ярче, экономнее. Какие качественные изменения произошли у нас в обучении, воспитании, организации образовательного процесса, в укладе школьной жизни?
В нашей школе имелась масса разрозненной информации на бумажных носителях (классные журналы, учебно-методические материалы, приказы и т.д.), быстрый поиск которой вызывал огромные сложности для всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, учеников и их родителей. Поэтому необходимо было создать единое информационное пространство школы, а значит решить следующие задачи:
• создать единую для всей школы базу данных, содержащую информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, расписание, разнообразные отчеты и т.п.;
• предоставить пользователям возможность общения между собой (с помощью внутришкольной доски объявлений и внутришкольной почты) и доступа к общим ресурсам;
• обеспечить использование в учебном процессе разнообразных учебных курсов: как готовых, распространяемых на компакт-дисках, так и курсов собственной разработки; интегрирование всех курсов в единую среду;
• построить среду, в которой сотрудники школы и учащиеся осваивали бы новые информационные технологии.
Модернизация информационной базы позволила увеличить объемы осуществляемой образовательной деятельности, повысить эффективность образовательного процесса, оптимизировать информационно-образовательную среду школы. Компьютеры и мультимедийное оборудование в максимальной степени содействует успешному преподаванию практически по всем предметам, умственному развитию учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков в учебной и практической деятельности при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся, обеспечению высокого качества профильного образования
Для решения данных задач школа располагает современными мультимедийными компьютерами с лицензионными программами, презентационным оборудованием и оргтехникой. Усовершенствован и расширен компьютерный парк для учащихся и учителей в соответствии с современными требованиями, введен в действие кабинет информационно-коммуникационных технологий. Имеется локальная сеть, обеспечен доступ в Интернет. Освоена Net-школа – единая сетевая комплексная система, позволившая построить эффективное информационное пространство в масштабе школы.
Сегодня в распоряжении все большего числа учащихся имеются такие мощные инструменты фиксации наблюдений, как цифровое фото, видео, аудио, ПК. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника. Это может быть использовано учителями, что собственно и происходит в школе. Учащиеся получают поисковые задания для подготовки уроков.
Поэтому важно не само по себе использование ИКТ, так как соответствующие технологии могут быть недоступны или ограниченно доступны в школе. Важно, чтобы на уроке присутствовали необходимые элементы содержания (целенаправленное обучение наблюдению и сбору данных). И как показывает практика, соответствующие средства ИКТ по мере роста их доступности быстро и легко становятся естественной частью таких уроков.
Очень часто упускается из виду, что и сами средства коммуникации быстро эволюционируют. Так, сегодня существенно выросло значение письменной речи: многие школьники переписываются в чатах не меньше, чем пишут на уроках в школе. Этот навык можно использовать и на уроках учителей-предметников и может стать вариантом дистанционного обучения, например, консультаций. Быстро растет значение «графической грамотности», а рисование и техническое черчение ждут такие же изменения в содержании и методах обучения, с какими сегодня сталкивается родной язык и литература в связи с появлением текстовых редакторов со встроенными словарями синонимов и омонимов, средствами проверки правописания. Использование компьютерных словарей на уроках русского языка и литературы может повысить плотность урока, а материалы, представленные в виде презентаций, позволяют давать учителю большой объём информации, проводить литературные вечера.
Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса. Однако сами по себе ИКТ не решают этой задачи. Соответствующие нововведения должны быть заложены в соответствующих учебных курсах. Если этого нет, то вряд ли стоит ожидать, что ИКТ окажутся действительно полезным образовательным инструментом. Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.
Учащимся интересно выполнять задания учителя-предметника, используя знания для этого какие-либо программы обработки информации.
Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Проекты позволяют глубже понять, как применить полученные знания на практике, выработать такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность. Таким образом, мультимедиа начинает выступать как средство для построения учебного процесса, а компьютер превращается в обычный рабочий инструмент ученика, каким сегодня является книга и карандаш.
Через Интернет учителя школы имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, условиями Всероссийских конкурсов и олимпиад и принять в них участие.
В образовательном процессе активно используются материалы:
- предметные информационные презентации (алгебра, геометрия, физика, химия, биология, география, информатика, литература, русский язык, иностранный язык, черчение, МХК, окружающий мир, технология и др.);
- обучающие программы и диски;
- электронное сопровождение районных семинаров, конкурсов;
- презентации по административной работе;
- Web –страницы сайта школы.
Успех реализации программы информатизации школы зависит, в основном, от управления этим процессом.
В условиях информационного взрыва, появления совершенно новых тенденций в общественной, политической и экономической жизни страны телекоммуникации могут сослужить учителю хорошую службу: помочь ему в удобное время и в удобном для него месте (дома, на работе и т.п.) учиться на различных дистанционных курсах. Заочная форма получения знаний была востребована и в прежние годы, а сейчас, в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, дистанционному обучению, как одной из форм заочного обучения, уделяется особое внимание.
Приоритетные направления деятельности учителя
1. осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя;
2. использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке;
3. использование Интернет – ресурсов в цикле гуманитарных, естественно-математических предметов и в курсе информатики;
4. дистанционное образование, повышение квалификации;
5. внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока в средних и профильных классах;
6. создание Интернет – уроков, интегрированных уроков;
7. уроки на основе готовых программных продуктов;
8. разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование медиатек;
9. создание банка данных развития школьников с помощью электронных приложений к «Net-Школа ».
Приоритетные направления деятельности ученика
1. интернет-технологии - часть общей информационной культуры ученика;
2. использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования;
3. интернет – технологии в организации дополнительного образования детей;
4. дистанционное обучение; дистанционные обучающие олимпиады;
5. компьютерные технологии для подготовки к уроку;
6. внеклассная деятельность: организация кружковой и факультативной деятельности на основе компьютерной технологии;
7. тренировочное тестирование по программе ЕГЭ;
8. компьютерные конкурсы;
10. обсуждение актуальных проблем на Интернет форуме школьного сайта.
Приоритетные направления деятельности родителя
1. посещение курсов компьютерной грамотности;
2. получение информации о расписании учебных занятий; о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы, сетевую школу;
3. интернет общение с руководством школы и учителями на форуме сайта;
4. интернет - знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.
Задача, стоящая перед школой, – организация информационной среды образовательного учреждения, позволит более эффективно управлять процессом информатизации школьного образования, а также обеспечит взаимосвязь и взаимодействие компонентов среды, направленных на осуществление системной интеграции информационных технологий в образовательный процесс и управление им.
Происходящие перемены в образовании ведут к повышению роли школьных библиотек. Библиотека школы является необходимым инструментом образовательного процесса, она функционирует в повседневном взаимодействии учащихся с административно- педагогическим коллективом школы. Развитие единой информационно-образовательной среды школы влечёт за собой переход образовательной и информационной функций библиотеки на более высокий уровень обеспечения всех участников учебного процесса полной, оперативной и актуальной информацией. Основная концептуальная идея развития библиотеки школы ставит следующие цели:
• повышение качества школьного образования;
• содействие развитию единой образовательной информационной среды;
• создание на базе библиотеки информационного библио-медиацентра школы, функционирующего как традиционная библиотека с элементами медиатеки;
• включение библиотеки школы в локальную сеть.
Создание школьного библиотечного медиацентра - как ядра школьной информационной службы - дело не одного года, требующее определённых материальных затрат, творчества всего педагогического коллектива школы и других заинтересованных лиц, и самое главное - идущее параллельно с развитием единого информационного пространства в самой школе, так как медиацентр является её важнейшей составляющей.
Организация информационной среды образовательного учреждения позволяет более эффективно управлять процессом информатизации школьного образования, а также обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие компонентов среды, направленных на осуществление системной интеграции информационных технологий в образовательный процесс и управление им.
Главное сегодня, как мне кажется, не только в том, чтобы в каждый класс поставить интерактивную доску, но и в том, как учителя общаются с детьми и родителями, насколько продуктивно они взаимодействуют между собой, какие интересные и реальные задачи ставит перед коллективом директор.
Существенной для успеха нашей педагогической деятельности я считаю такую идею: школа работает как экосистема, если в ней трудятся люди, которым можно доверять, и умеющие доверять. Убеждена, что без этих ключевых моментов школа не будет сегодня конкурентоспособной.
В каждый момент времени мы становимся либо хуже, либо лучше. И это наш выбор – двигаться вверх или вниз. Главное не стоять на месте. Я уверена в том, что любой школе всегда есть куда стремиться. Поэтому после каждой взятой высоты необходимо смотреть на следующую вершину…….
Категория: Педагогические советы, собрания, методические объединения | Добавил: gavrilova6709 (30.06.2012) | Автор: Гаврилова Елена Ивановна E
Просмотров: 910 | Теги: интернет, ИК технологии, медиа - ресурсы, медиа - библиотека | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]