Литературно-правовой аукцион «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Литературно-правовой аукцион «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Цель: Знакомство родителей и педагогов с основными статьями Конвенции о правах ребенка, пропаганда правового воспитания детей. Нормативно-правовое обеспечение: • Конвенция о правах ребенка. • Семейный кодекс РФ. Участники: • Педагоги всех категорий: воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители; • Родители дошкольников; Ведущие: заместитель заведующего по УВР, социальный педагог. Предварительная работа: • Подбор музыкального сопровождения. • Создание мультимедийной презентации с правильными ответами. • Видеоролик с интервью детей «Какие права я знаю» Оборудование: • Выставка литературы. • Мультимедийное оборудование. • Музыкальное сопровождение. • Цветные карандаши и листы бумаги. • Конвенция о правах ребенка.
Сценарный план
1. Мотивационно - организационный этап
Не травите детство спором. Не судите разговором. Не давите злом и страхом, Не бросайте слов с размаху. Душу детскую щадите, Пуще глаза берегите, За шалость не корите. Ни родитель и не взрослый, Развивая детский разум, Не влезайте в дебри сразу, Детства дни не торопите, Детству солнце подарите.[3]
Веду¬щий делает сообщение по проблемам правового воспитания де-тей в дошкольном учреждении. Организация Объединенных Наций провозгласила 2001-2010 годы Международным десятилетием культуры, мира и ненасилия для детей Земли. Человеческое достоинство – это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок- личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Показывается видеоролик о детях (высказывания детей о правах ребенка)
2.Содержательный этап
В игре участвуют две команды. Члены каждой команды расска¬зывают о своем опыте по ознакомлению детей с их правами. Проводится викторина. Задания и вопросы викторины 1. Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, исполь¬зуя статьи Конвенции о правах ребенка. ♦ У детей есть только одно право: делать то, что велят им родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответ¬ственностью. (Согласно ст. 2 все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по за¬щите его прав.) ♦ Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам. (Согласно ст. 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.)
2. Выберите правильный ответ. ♦ Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое ис¬пользование детьми своих прав: а) таких различий нет; (Согласно ст. 2 все права распределя¬ются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических и других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имуществен¬ного положения, состояния здоровья и рождения.) б) национальная принадлежность; в) состояние здоровья. ♦ Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка: а) педагоги; б) родители; (Согласно ст. 18 родители несут основную от¬ветственность за воспитание ребенка.) в) члены правительства. ♦ На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей: а) на благотворительные организации; б) на иностранных спонсоров; в) на государство. (Согласно ст. 20 государство обязано обес¬печить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.) ♦ Государство должно защищать ребенка от экономической эк¬сплуатации и работы, которая: а) не указана в официальных справочниках; б) может мешать образованию и вредить здоровью; (Соглас¬но ст. 32ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, предоставляющая опасность для его здоровья или развития.) в) не соответствует интересам и склонностям ребенка. ♦ Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголов¬ного законодательства, должно способствовать развитию в них: а) чувства страха перед наказанием; б) осторожности в реализации своих желаний; в) чувства достоинства и значимости. (Согласно ст. 40ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.) • ООН считает человека ребенком от рождения до: а) 16 лет; б) 18 лет; (Согласно ст. I ребенком признается лицо, не дос¬тигшее 18лет, за исключением тех случаев, когда в соот¬ветствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.) в) 19 лет. 3. Приведите примеры из детской художественной литературы, где нарушены права детей на: —образование; — необходимый уровень жизни; — имя. 4. На экране Вы видите слова, на карточках даны определения этих слов. Соотнесите слова с определениями. На экране Для проверки Гражданин Конвенция Декларация Декларация Закон Конституция Конвенция Гражданин Конституция Закон ООН ООН На карточках: Международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендации. Принята в декабре 1993 года. Ее вторая глава – “Права и свобода человека и гражданина” отражает требования Всеобщей Декларации прав человека. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства. Обязательные для всех правила. Принимается государством, которое следит за его выполнением. Создана в 1945 году, представляет собой международную организацию на добровольной основе государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами. Подводятся итоги. 3.Заключительный этап Резюме: Дети - будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них позаботимся, зависит завтрашний день всего общества. Знания прав детей способствуют развитию правового общества. Мы убедились в том, что мы, взрослые, не имеем достаточно знаний о правах детей. В наших руках восполнить эти пробелы. Обратная связь от родителей.
Список используемой литературы: Копытова Н.Н. Правовое Образование в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2007. Мячина Л.К. и др. Маленьким детям - большие права: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группа. Разработка занятий./Сост.Р.А. Жукова.-Волгоград: ИТД «Корифей».
Приложение по ссылке: http://mm-festival.letitbit.net/download/53da827b3c79b2aa37eaa5b8fbcd08d29/LohovaOV.zip.html