Суббота, 27.04.2024, 02:37
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Другие направления педагогической деятельности » Педагогические советы, собрания, методические объединения

О проблемах и направлениях работы по обеспечениюсовременных норм СанПиНа в ОУ
О проблемах и направлениях работы по обеспечению
современных норм СанПиНа в ОУ.

Одной из животрепещущих тем для обсуждения в педагогических коллективах, а особенно, среди школьных администраторов, является проблема выполнения новых санитарных правил и норм во всех ОУ.

С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые санитарные правила для школ. Нормативы распространятся на все уже построенные школы и те, которые еще только строятся, реконструируются или проектируются независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Для новых объектов, которые только будут проектироваться, правила обязательны к применению. Существующие школы требуется максимально приблизить к описанному идеалу, работающие школы будут переоборудованы в соответствии с требованиями указанными в законе. Есть школы, которым соблюдать новые правила будет совсем несложно. Как выполнят требования старые школы, помещения которых переделать невозможно.
К одной из немолодых школ в нашем районе относится и наша Октябрьская, которая введена в эксплуатацию в 1965 году и остро нуждается в капитальном ремонте либо в полной реконструкции.

В новых санитарных правилах расписано все: от оснащения школ интерактивными досками до нюансов профориентационной работы.
Изменения коснулись и оборудования кабинетов, и самого учебного процесса.
В первые в новых СанПинах интегрированы требования из различных нормативных документов: к издательской продукции для детей, компьютерной технике, организации физвоспитания, школьного питания. Приведены условия для обучения детей с ограниченными возможностями. Обновлены требования к учебной мебели (конторки) и учебным доскам, оборудованию спальных комнат, медицинских кабинетов. Увеличено количество спортивных залов и определены требования к тренажерным залам. Повышен норматив искусственной освещенности в учебных помещениях, устранены запреты для проведения сдвоенных уроков в средних и старших классах. Включены требования к новому виду школ - школам полного дня.
НО все ли школы их смогут обеспечить?
Выполнение всех требований нового СанПиНа рассчитано на 3 года с 2011 по 2013. Каждая школа находится в своём индивидуальном состоянии, поэтому администраторы школ начали с составления санитарных паспортов, чтобы ещё раз всё взвесить, оценить и составить поэтапный план внедрения новых требований СанПиНа, выполнения первоочередных задач.

Документ прописывает требования к выделяемому для строительства школы земельному участку (удаленность от дорог, линий электропередачи, маршрутов и т.д.), при размещении зданий общеобразовательных учреждений должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий
Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательным учреждением, не допускается.
Данное требование совершенно невыполнимо для уже большинства существующих школ: и дорога рядом, и линия электропередачи, и здания жилых домов.

Требования к зданию (не выше четырех этажей, вместимость не более 1 тыс. учащихся. Вместимость вновь строящихся или реконструируемых общеобразовательных учреждений должна быть рассчитана для обучения только в одну смену. Ограничивается наполняемость классов - до 25 человек вне зависимости, городская это школа или сельская.
Теперь школьная территория обязательно должна быть огорожена забором и озеленена не менее чем наполовину площади.
Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы.
Что касается озеленения школы – это вполне реальная и выполнимая задача для всех школ, а вот ограждения по всему периметру требует дополнительных финансовых затрат.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие требования: потолки, двери и окна – белые, стены – желтые, розовые, зеленые или голубые, Потолки и стены в школе должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций. Никаких обоев – их не вымоешь дезинфицирующими средствами, а это обязательное требование. Полы – деревянные, паркет, плитка или линолеум.
Мебель – светло-зеленая или цвета дерева, классные доски - темно-зеленые или темно-коричневые.
Измерена каждая мелочь в классе: расстояния между столами (60 см), от первой парты до доски (300 см), от последней парты до задней стены (70 см), от пола до доски (70-90 см).
На классную доску, если она не подсвечивается изнутри, нужно крепить специальные софиты.
Данные правила существовали и раньше, вполне выполнимы, необходимо их соблюдать в период проведения текущего ремонта. Для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, но обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15 градусов.
Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки). При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей.
Регламентированы даже размеры столярных и слесарных инструментов в школьных мастерских (ножовка, шерхебель, рашпиль, рубанок и прочие), а также ведер и леек, которыми пользуются дети. Кабинеты, коридоры, залы в новых строениях станут просторнее и выше. На каждого ученика в классе должно приходиться не менее 2,5 кв. метра, а минимальная высота помещений не может быть ниже 3,6 кв. метра.
В этом году все начальные классы переходят на новые стандарты и будут в полном объёме обеспечены новыми регулируемыми партами, конторкой, школьной доской.
А вот мастерской слесарной и столярной наши ученики воспользоваться не могут, т.к. остро стоит проблема установки АПС в школьной мастерской в связи с отсутствием финансовых средств.

С трогательной доскональностью описаны в документе школьные санузлы. Их требуется устраивать по два на каждом этаже – один для мальчиков и один для девочек. Тут должны быть «педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов».
Авторы рассчитали и «унитазные» нормативы: по унитазу на каждые 20 школьниц и по умывальнику – на 30. Для мальчиков ориентиры другие: комплект из унитаза, писсуара и умывальника на каждые 30 ребят (по сравнению с действующими нормами число увеличено вдвое).
А вот персонал в школах, по логике авторов, бесполый – насчет учительских туалетов указан норматив по унитазу на 20 человек. Умывальников им вовсе не полагается.
В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.
Для средних и старших классов нужно предусматривать комнаты личной гигиены – с унитазом, биде, гигиеническим душем и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды, из расчёта-1 на 70 человек.
Для ранее построенных зданий общеобразовательных учреждений рекомендуется оборудовать кабины личной гигиены в туалетных комнатах.
Даже в тех школах, которые были построены по старым нормам, не избежать модернизации: спортзалы, например, будут оборудованы раздевалками для мальчиков и девочек, снарядными, душевыми и туалетами.
В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.
Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.
И эти требования для выполнения являются самыми сложными. Площади туалетных комнат не позволяют оборудовать в них кабины личной гигиены. А в спортзале не предусмотрены проектом ни туалеты, ни душевые. Возможно, установить во всех требуемых кабинетах, особенно начальных классах, раковины с подводом горячей и холодной воды, а так же все необходимые к ним дополнения.

Большое внимание составители документа уделили начальной школе. Начальные классы настоятельно рекомендуют размещать в отдельном блоке или здании, желательно, в котором есть выход на открытую площадку. Продленка для первоклассников возможна только с тихим часом (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
Спальни для мальчиков и девочек должны быть раздельными. Особо стоит отметить, что запрещены двухъярусные кровати. Первый урок для малышей не раньше 8 часов утра. Занятия - только пятидневка, без оценок и домашних заданий, а в классе может быть не больше 25 человек
- использование "ступенчатого" режима обучения;
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти
На территории школы должны быть выделены следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.
При организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно- спортивной зоны и зоны отдыха, наличие площадок для игр, спорта и отдыха). Площадки для игр должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров, а при устройстве беговых дорожек следует позаботиться о дренаже для предупреждения затопления их дождевыми водами. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины не проводят. Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.
В школе должно быть тепло (18-24 градуса), в душевых - 25 С.светло, сухо (влажность 40-60%) и безветренно (скорость движения воздуха не более 0,1м/сек).
Очень хорошая идея – отдельное здание для начальной школы. У нас раньше так и было, но в связи с оптимизацией средств, всех малышей перевели в основное.
А что касается требований образовательного процесса в начальной школе, это не ново и выполняется.

Документ включает Гигиенические требования к режиму образовательного процесса. Роспотребнадзор составил и новую шкалу трудности учебных предметов для составления расписания. Старая действовала с 1972 года, когда некоторых нынешних предметов вообще не было (информатика, ОБЖ, экономика и других).
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день - четверг или пятница. Нулевые уроки не допускаются.
Расписание уроков администрация школы должна составлять отдельно для обязательных и факультативных занятий, которые нужно проводить в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком должен быть 45-минутный перерыв.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены - 20 - 30 минут.
Согласно СанПиНу, важным элементом школьной жизни станут уроки физкультуры, которых в неделю должно быть не менее трех. Заменять «физ-ру» другими предметами не допускается.
рекомендуется в учебные планы включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
Предложение хорошее, но чтобы включить предметы в учебный план, нужны кадры, а молодые учителя в школы не идут, особенно в сельские.

В новых правилах Геннадий Онищенко рекомендует иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках, второй – для приготовления домашних заданий. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать норму.
Рекомендация санитарного врача очень хорошая, но слишком дорогостоящая и для школы и для родителей.

Актовые залы в новых школах должны быть с артистическими уборными, кинопроекционными комнатами. Обязательны помещения для хранения костюмов и музыкальных инструментов.
Медкабинеты будут располагаться на первом этаже, они будут состоять из кабинета врача и процедурной комнаты. Оба помещения — не меньше 14 кв. метров. В порядке исключения – в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях
Библиотеки из тесных клетушек переедут в просторные залы и будут не местом хранения книг, а справочно-информационными центрами, оборудованными компьютерами с электронными базами данных.
Особое внимание уделено электронным образовательным ресурсам. Документ рекомендует применять изображение (светлые знаки полужирного начертания на темном фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются белые или желтые знаки на синем фоне.
В этом году стоит задача обеспечить наши, ещё библиотеки, минимальным компьютерным оборудованием за счёт средств субвенции.

Благодаря программе «Школьный автобус», организован подвоз детей в школы из отдалённых населённых пунктов.
Руководитель общеобразовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил
Медицинский персонал общеобразовательного учреждения осуществляет повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.
Категория: Педагогические советы, собрания, методические объединения | Добавил: Fedorkowa51 (05.11.2011) | Автор: Федоркова Любовь Михайловна E
Просмотров: 1982 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Aonraya  
One or two to reemmebr, that is.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]