Применение электронных учебных комплексов и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.
Применение электронных учебных комплексов и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.
Сахарова Е.Ю. – учитель математики, председатель методического объединения учителей математики, информатики и физики ГБОУ СОШ №1378, г. Москва
Слайд №1- 2. В последнее время в учебном процессе активно стали применяться электронные учебники или электронные учебные комплексы и цифровые образовательные ресурсы по многим предметам школьной программы. Небольшой опыт работы нашего методического объединения учителей математики, информатики и физики по их апробации позволил получить нам представление о возможности использования электронных учебных комплексов и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе и вариантах применения или режима работы электронных пособий в зависимости от вида учебной или вне учебной деятельности. Слайд №3. Мы выделили следующие способы использования электронных учебных комплексов и цифровых образовательных ресурсов: при объяснении нового материала или закреплении пройденного; при самостоятельной работе учащихся; при текущем контроле знаний учащихся и уровня усвоения ими материала; накопление электронных учебных комплексов и цифровых образовательных ресурсов; при проведении лабораторных работ и групповых занятий; в качестве тренажеров и при проведении экспериментов; при дистанционном образовании. Слайд №4 - 6. Во-первых, отметим один из самых востребованных способов использования электронных учебных комплексов, когда электронное пособие применяется непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного. Здесь электронный учебный комплекс помогает учителю наглядно и доходчиво изложить материал, причем в данном случае электронное пособие может быть применено как на уроке, так и при подготовке к нему, особенно если преподаватель использует, например, собственные презентации, дополняя их вычлененными из электронных учебных комплексов цифровыми образовательными ресурсами. Учителя нашего методического объединения используют в своей работе собственные презентации, адаптированные и готовые. Также электронные учебные комплексы и цифровые образовательные ресурсы могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которого почти всегда является для учителя достаточно трудоёмким процессом. В таком режиме работы полезно использование в качестве цифровых образовательных ресурсов анимационных и видеофрагментов. Слайд №7. Во-вторых, следует отметить большие возможности выполнения учащимися самостоятельной работы с электронными учебными комплексами. Такая работа может быть осуществлена при подготовке учениками домашних заданий, зачетов, при подготовке к ЕГЭ и ГИА, цифровые образовательные ресурсы могут быть востребованы при выполнении заданий по методу проектов. Слайд №8-12. Учителями математики активно используются цифровые образовательные ресурсы при подготовке учащихся выпускных классов к сдаче ГИА и ЕГЭ. При выполнении заданий по методу проектов могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты. Уже в 5 классе на уроках информатики дети изучают использование анимации в проектах. Необходимо отметить, что при таком методе использования электронных учебных комплексов и цифровых образовательных ресурсов у учащихся возникает большой интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя молодыми исследователями в данной области, а учителю позволяет наиболее эффективным способом реализовывать межпредметные связи. Слайд №13. Третьим возможным способом использования целостных электронных учебных комплексов, а также вычлененных цифровых образовательных ресурсов является их применение при проведении текущего контроля знаний учащихся и уровня усвоения ими материала. Слайд №14 – 16. После объяснения материала учителем в большинстве случаев организуются контрольно-диагностические мероприятия, в частности, тестирование знаний учащихся, которое применяют учителя информатики и диагностические работы в системе СтатГрад в формате ГИА и ЕГЭ, используемые учителями математики. Здесь применение соответствующего программного обеспечения позволяет превратить классное или групповое занятие, фактически, в индивидуальное, т.к. уникальное задание будет выполняться конкретным учеником за его отдельным рабочим столом, при этом идентификатором учащегося будет являться его сетевое имя и, следовательно, исключается возможность списывания. К достоинствам данного подхода можно отнести и программное отслеживание хода решения, информирование преподавателя наглядным способом ( с использованием графиков, таблиц и диаграмм), о проценте верных ответов как у одного ученика, так и у группы, выполняющей тестирование. В некоторых электронных учебных комплексах вводится ранжированная система оценивания по конкретным вопросам и темам, к которым они относятся; упрощается процесс сбора и анализа информации об успеваемости, исключается возможное негативное отношение преподавателя к конкретному ученику, т.е. психологический фактор. В-четвёртых, использование мультимедийных пособий дает возможность накопления электронных учебных комплексов и цифровых образовательных ресурсов по конкретному предмету или направлению. Это позволяет сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме электронных учебных комплексов или цифровых образовательных ресурсов как для учителей, так и для учеников. Эта работа нам ещё предстоит. Пятым возможным методом использования электронных учебных комплексов и цифровых образовательных ресурсов является их применение при выполнении лабораторных и групповых занятий, что является неотъемлемой частью многих предметов школьной программы. Здесь, в основном, речь идет об интерактивных цифровых образовательных ресурсах практически являющихся имитаторами проведения лабораторных работ. Безусловно, подобное использование этих электронных учебных комплексов и цифровых образовательных ресурсов обладает рядом недостатков: ученик не участвует непосредственно в проведении опыта; результат, получаемый им, является виртуальным; опыт, хотя и показывается учащемуся в деталях, не даёт ему выполнить работу своими руками, почувствовать текстуру материала, научиться пользоваться измерительными и другими приборами. Тем не менее, при использовании подобных цифровых образовательных ресурсов достигается высокий уровень наглядности, реализуется возможность непосредственного обращения при необходимости к теоретическому или справочному материалу по теме работы, лабораторная в большинстве случаев сопровождается звуковым оформлением, учитель получает объективную картину о ходе выполнения лабораторных работ и уровне усвоения материала. А также, что достаточно существенно, применение таких электронных учебных комплексов и цифровых образовательных ресурсов позволяет заменить громоздкое и дорогостоящее оборудование учебных классов и лабораторий. Слайд №17- 18. Шестой метод наиболее характерен для предметов естественно научного цикла, а также информатики и ИКТ. Речь идёт об использовании интерактивных электронных учебных комплексов и цифровых образовательных ресурсов в качестве тренажеров и при проведении экспериментов. В данном случае программно создаётся модель объекта, явления или процесса, максимально приближенная к реальности. Такой способ использования может быть полезен не только в преподавании информатики и ИКТ, в котором уже достаточно давно активно используется клавиатурный тренажер, но и в преподавании школьного курса физики. Возможно смоделировать практически любой процесс или явление, поведение того или иного устройства, а это наряду с остальным позволяет перенести выполнение опасных или дорогостоящих опытов на компьютер. Слайд №19. Седьмым способом использования электронных учебных комплексов и цифровых образовательных ресурсов может явиться дистанционное образование, дающее возможность ученику и его родителям, а при необходимости и учителю, знакомиться с учебным материалом, выполнять лабораторные работы и тестовые задания, что весьма актуально для временно нетрудоспособных учащихся, учеников на домашнем обучении или находящихся в отъезде. Слайд №20. В заключении хотелось бы отметить, что полноценное внедрение электронных учебных комплексов и цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволит дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии. Объективно оценивать качество знаний по предмету. При этом станет возможным осуществление постоянного и многовариантного мониторинга успеваемости, причем риск предвзятой или неверной оценки будет снижен за счет большого количества результатов измерений. И наконец, будет достигнута ситуация, когда учителя предметники, классные руководители, а также руководство образовательного учреждения будет получать реально отражающую ситуацию статистику, что позволит сделать выводы об успешности деятельности по поддержанию и повышению качества образования в рамках всей школы. Список использованных источников 1. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. 2004-2012. Режим доступа: World Wide Web. URL: http: /fipi.ru/ 2. Московский Институт Открытого Образования [Электронный ресурс]. 2004-2012. Режим доступа: World Wide Web. URL: http: /mioo.ru/ Ссылка на приложение: http://mm-festival.letitbit.net/download/51085a9c96595084df33fff8de9ec19f0/SakharovaEU.ppt.html