Четверг, 23.11.2017, 10:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Другие направления педагогической деятельности » Педагогические советы, собрания, методические объединения

Применение ИКТ в воспитательном процессе
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Юкса Ольга Александровна,
заместитель директора
по воспитательной работе
МБОУ «СОШ № 10»
г. Инты, Республики Коми

Современный этап внедрения информационных технологий в системе образования включает в себя широкое использование информационных и коммуникационных технологий не только в учебном, но и в воспитательном процессе.
Знания в области компьютерных технологий делятся на две составляющие:
Базовые Профессионально-ориентированные
Современная педагогика в соответствии с основными направлениями деятельности педагога выделяет пять видов педагогической деятельности. Информационно-компьютерная грамотность специалиста реализуется в пространстве каждого из видов его профессиональной деятельности.
Проектировочная деятельность.
Гностическая деятельность.
Конструктивная деятельность.
Коммуникативная деятельность.
Организаторская деятельность.
Для организации внеклассной работы может быть использована медиатека с фондом лазерных дисков и электронных методических материалов. Потенциальные возможности могут быть реализованы на основе школьной локальной сети.
Школьная медиатека по внеклассной работе может содержать банк заданий предметных конкурсов, материалов для кружковой работы, игры, головоломки, классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, видеофильмы, презентации педсоветов по ВР и т.д.
Информатизация образования требует смещения акцентов в провозглашенных ныне целях образования, побуждает изменить объем и состав подлежащего изучению материала. На передний план выходит задача развития навыков и освоения новых средств телекоммуникации (обмена результатами информационной работы). Естественно, что эти изменения должны найти отражение в характере и содержании не только учебной работы со школьниками, но и воспитательной.
Система классического воспитания молчаливо предполагала, что существует хорошо известный набор базовых источников информации, которые содержат весь необходимый современному человеку культурный багаж. Но подходы к воспитанию меняются, в современной практике воспитательной деятельности предполагается совместное создание информационных блоков учителем и учеником.
Сегодня в распоряжении все большего числа учащихся имеются такие мощные инструменты как цифровое фото, видео, аудио, ПК. Сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьной программы. Это естественно используется учителями. Но важно не само по себе использование ИКТ, так как соответствующие технологии могут быть недоступны или ограниченно доступны в школе. Важно, чтобы в образовательно-воспитательном процессе присутствовали необходимые элементы содержания (целенаправленное обучение наблюдению и сбору данных). И как показывает практика, соответствующие средства ИКТ по мере роста их доступности быстро и легко становятся естественной частью не только образования, но и воспитания.
Использование компьютерных презентаций на внеклассных мероприятиях повышает интерес учащихся к их подготовке и проведению, усиливает зрительный эффект происходящего, делает мероприятие более ярким и интересным.
Главным признаком того, что проводимая в этом направлении в школе работа стремится решить задачи воспитания школьников телекоммуникационными навыками, может служить тот факт, что ее содержание и структура предоставляют необходимое пространство для работы с коммуникациями. Дополнительно к традиционной работе на уроках информатики такая работа предусматривает проведение ученических конференций. В школе проходят предметные недели с проведением внеклассных мероприятий на базе компьютерного класса (в этом году уже прошли – экономика, история и обществознание, литература, впереди предметная неделя по иностранному языку), выступления лекторской группы школьного музея сопровождаются мультимедийными презентациями. Групповая работа школьного клуба исследователей «Почемучки» строится таким образом, что использование в их работе современных компьютерных технологий позволяет сообщать коллективу школы о ходе выполнения поискового задания и полученных результатах. Результатом работы данного клуба в прошедшем учебном году стало создание электронной книги об Инте и о пионерах – героях.
Проверенным временем инструментом для эффективной работы является регулярный выпуск школьной газеты «Зеркало». Еще одна интересная задумка – это работа видеостудии. Это видеосъемка практически всех мероприятий в школе и компьютерный монтаж полноценных видеофильмов. Студией созданы видеофильмы о школе, о работе детских общественных организаций «Солнечный город» и «Школьная ассоциация городов», о деятельности Совета старшеклассников, кружковой и клубной работе школы, о работе военно-патриотического клуба «Турист». В прошедшем году два видеоролика, созданные в школьной телестудии стали победителями городского конкурса видеороликов «Формат V. Социальные проблемы молодежи». Эти видеоролики были созданы учениками 11 класса, членами молодежного клуба «Собеседник». В качестве примера хотелось бы продемонстрировать один из видеороликов, представленных на конкурс, и получивший высокую оценку профессионального жюри. (видеоролик «Я – человек читающий. А вы?»).
Если в школе существует и эффективно используется коммуникационное пространство, то оно естественным образом «втягивает» в себя вновь появляющиеся средства ИКТ. Например, мультимедиа-проектор и интерактивная доска делают средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке практически всех внеклассных мероприятий. С помощью проектора наши педсоветы, общешкольные родительские собрания и семинары стали более наглядными, а Интернет - позволяет осуществлять поиск нужной информации.
Педагоги школы успешно практикуют проведение внеклассных мероприятий с использованием мультимедиа презентаций, созданных самими педагогами и обучающимися. Учителя активно используют ПК, сканер, интерактивную доску и Интернет для создания методических материалов и поиска нужной информации. В школе работает компьютерный клуб «Точка отсчета». Учителя информатики и учащиеся оказывают помощь учителям-предметникам при подготовке мероприятий с применением компьютерных технологий, использование которых делают их гораздо интереснее и эффективнее. В школе создан и активно работает школьный Интернет-сайт. (http://school10inta.ucoz.ru/)
Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников воспитательного процесса. Учащимся интересно выполнять не только учебные задания, используя для этого знание программы обработки информации. Примерами таких работ являются разработанные учащимися мультимедийные презентации. Мультимедиа не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед учениками открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком.
Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Проекты позволяют глубже понять, как применить полученные знания на практике, выработать такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность. Одним из примеров является последний из созданных и реализованных в школе проектов «Сделай город краше». Таким образом, мультимедиа начинает выступать как средство для построения воспитательного процесса, а компьютер превращается в обычный рабочий инструмент ученика в равной мере с книгой и карандашом.
Однако сами по себе ИКТ не решают задачи всеобщего овладения медиаграмотностью. Соответствующие нововведения должны быть заложены в соответствующих учебных курсах. Если этого не будет, то вряд ли стоит ожидать, что ИКТ окажутся действительно полезным образовательным и тем более воспитательным инструментом.
Цифровая информационная среда помогает изменить практику распространения информации в школе, что в свою очередь, приводит к перераспределению ответственности за результаты воспитательной работы, дает педагогу новый уровень свободы в принятии решений об изменении организации и методов воспитания и принципиально меняет его работу.
В нашей школе мы используем ИКТ во внеклассной работе с учащимися по двум направлениям:
1. Использование готовых информационных ресурсов.
2. Создание собственных мультимедийных продуктов.
Разработка собственных мультимедийных продуктов очень трудоемкое дело, но для увлеченных педагогов нет преград. Вот несколько примеров того, что создано педагогами школы за последний год с использованием ИКТ:

1) Презентации внеклассных мероприятий: праздник Последнего звонка, Новый год, отчетный концерт школы, 23 февраля, 8 марта, День города, День учителя, Посвящение в старшеклассники, Фестиваль классных коллективов «По страницам Русской истории», песенный фестиваль «Песня – верный соратник Победы»;
2) Выпуск школьной газеты «Зеркало»;
3) Ежегодная общешкольная родительская конференция по итогам ежегодного конкурса ученичества «Золотой и Серебряный росток»;
4) Ежегодная научно-практическая конференция «Шаг вперед»;
5) Диспуты школьного молодежного клуба «Собеседник»: «Проблемы молодежи», «Крепка семья – крепка Россия», «Мы за здоровый образ жизни»;
6) Внеклассные мероприятия по предметам:
- история (интеллектуальная игра «Умники и умницы»);
- литература (литературно-музыкальный вечер авторской песни «Ранняя всходит звезда»);
- информатика (общешкольный турнир по сетевой игре «Dota»);
- английский язык (КВН «Я люблю английский»);
- ИЗО (технологический проект «Конструкция и декор предметов народного быта»).
7) Тематические классные часы: «Моя родословная», «Изучаем правила дорожного движения».
8) Социальное проектирование («Росток добра», «Сделай город краше», «Мы этой памяти верны», «Выборы президента ДОО «ШАГ»);
9) Выпуск школьного методического вестника «ЗОНТ» в программе MS Publisher;
10) Подготовка и мультимедийное сопровождение педсоветов, совещаний по воспитательной работе, родительских собраний;
11) Участие в городских, республиканских и Всероссийских конкурсах компьютерной графики («Мы выбираем будущее!», Рекламный Слоган об услуге «Авангард», «С юбилеем, Х международный фестиваль «Детство без границ»!», «Флаг в детских руках», «Новое пространство России»).
С примерами создания собственных мультимедийных продуктов и их использованием в учебно-воспитательном процессе более подробно можно ознакомиться на официальном сайте школе.
Заключение
В эпоху быстрой смены технологий для развития экономики и социальной сферы государства нужны инициативные люди, способные креативно мыслить, находить нестандартные решения. Новый социальный заказ нашего общества диктует изменения в сфере образования. Об этом говорится в президентской инициативе «Наша новая школа», где подчеркивается, что одним из инновационных компонентов, характеризующих качество современного образования, становится медиаграмотность. Медиаграмотность достигается в результате образовательной деятельности, направленной на формирование умений и навыков работы с аудиовизуальной информацией - звуком, графикой, видео.
Овладение медиаграмотностью и регулярное использование мультимедиа в воспитательном процессе меняет весь образ воспитательной деятельности школы.
Своим коллегам хочется пожелать: используйте современные информационные технологии как инструмент для творчества!
http://mm-festival.letitbit.net/download/69719fea87000f3e5c154302c4189a7b8/UcsaOA.zip.html

Источник: http://moi-mummi.ru/publ/56-0-0-0-1
Категория: Педагогические советы, собрания, методические объединения | Добавил: ucsaOlga (30.06.2012) | Автор: Юкса Ольга Александровна E
Просмотров: 2280 | Комментарии: 1 | Теги: медиаграмотность, информационные технологии, мультимедиа технологии, воспитательная работа | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
ok hands

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]