Сценарий мастер-класса «Использование практико-ориентированных заданий на уроках»
Информатика, как наука, имеет прикладной практико-ориентированный характер. Именно эта ее особенность позволяет перевести обучение из плоскости знаний в плоскость деятельности.
Применение технологий проектного и кейсового обучения при изучении информатики очень эффективно. Ученик в процессе работы с материалами кейса или над учебным проектом постигает реальные процессы и объекты, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся самостоятельно собирают информацию, опираясь на свой жизненный опыт.
Практика указывает на преимущества выполнения таких заданий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисциплинированность.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
1. Знакомство со слушателями мастер-класса
Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте познакомимся. Я буду говорить некоторые фразы. Утверждения, к кому из Вас они подходят, те выходят в круг. (Приложение 1. Слайд 2)
Фразы: • Кто пришел сегодня на класс с хорошим настроением? • Кто любит мыть посуду? • Кто пришел сегодня в юбке? • Кто сегодня завтракал? • У кого есть сотовый телефон? • У кого день рождения 7 числа? • Кто любит мороженое?
Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос «Чего я ожидаю от класса?». Затем ответы зачитываются вслух.
3. Постановка целей и задач мастер-класса (Слайды 4-5)
Мастер:
Цель класса: Создать условия для формирования навыка формулирования практико-ориентированных заданий
Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете: • объяснить, что такое практико-ориентированные задания; • отличать практико-ориентированные задания от других видов учебных заданий; • формулировать практико-ориентированные задания по заданной теме; • видеть возможности применения практико-ориентированных заданий на своих уроках.
4. Шаг первый. Что это такое?(Слайд 6)
Мастер: Для начала давайте определимся с понятием, что такое практико-ориентированные задания (выслушиваются мнения присутствующих).
Практико-ориентированные задания: (Слайд 7) • являются интегрированными, • новые ЗУН формируются и проявляются исключительно в деятельности.
Задание 1
Мастер: Предлагаю Вам темы занятий по информатике и разные виды заданий по этим темам. Выберите из предложенных заданий те, которые, по Вашему мнению, являются практико-ориентированными и обоснуйте Вашу точку зрения (Слайд 8).
Слушатели класса работают в микрогруппах с Приложением 2. Затем ответы обсуждаются всей группой (Слайды 9-11)
5. Шаг второй. Сформулируй по образцу (Слайд 12)
Задание 2
Мастер: Предлагаю Вам несколько тем из курса информатики. Выполните предложенное практико-ориентированное задание. Попробуйте составить 1-2 практико-ориентированных задания для этой темы (Слайд 13).
Слушатели класса работают в микрогруппах с Приложениями 3 – 5. Затем ответы обсуждаются всей группой (Слайды 14-16)
Задание 3 Мастер: Придумайте несколько практико-ориентированных заданий по своему предмету, не забыв указать тему урока (Слайд 18).
7. Шаг четвертый. Отсроченный во времени(Слайды 19-20).
Задание 4
Мастер: Познакомьтесь с одним из вариантов использования практико-ориентированных заданий на уроках (Урок по информатике с мультимедиа презентацией на тему «Обработка информации». Приложение 6)
Разработайте и проведите урок с применением практико-ориентированных заданий. Поделитесь своими впечатлениями об изменениях в результатах деятельности учащихся.
Мастер предлагает слушателям представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: – Я съел бы еще этого… – Больше всего мне понравилось… – Я почти переварил… – Я переел… – Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист ватмана, комментируя.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов: 1. База данных мастер-классов http://www.openclass.ru/master_classes 2. Задания Международной Олимпиады по основам наук http://www.urfodu.ru/index.php 3. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/ 4. Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2006 5. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001 6. Как подготовить и провести мастер-класс http://www.openclass.ru/wiki-pages/51793 7. Копилочка активных методов обучения http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/ 8. Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru 9. Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/ 10. Цифровые ресурсы к учебникам http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/