Система школьного соуправления, как механизм демократического уклада ОУ
Система школьного соуправления, как механизм демократического уклада ОУ (Опыт государственно – общественного управления ОУ) Для достижения положительной динамики в развитии принципа государственно-общественного характера управления образованием применяются современные механизмы управления, позволяющие обеспечивать открытость (публичность) деятельности государственно-общественных управляющих структур: создание рабочих групп из представителей всех заинтересованных сторон по актуальным вопросам развития системы образования, освещение деятельности институтов общественного управления в СМИ, использование ИКТ - технологий, подготовка ежегодного публичного доклада с участием общественных организаций и независимых эксперто I. ВСТУПЛЕНИЕ (ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПТРЕТАЦИЯ) Особенностью нынешней ситуации является то, что с начала XXI века российская школа вступила в полосу обновления – модернизации. Среди главных задач модернизации российского образования – достижение современного качества, доступности и эффективности образования, рост его открытости и общественной привлекательности. Это означает, что выпускники должны выходить из стен своих школ компетентными людьми, способными успешно действовать в сложных ситуациях, активными гражданами, а сами школы должны научиться более эффективно использовать, имеющиеся в их распоряжении возможности и ресурсы и привлекать дополнительные. Именно поэтому в рамках КПМО большое внимание уделено повышению качества управления, и именно поэтому среди приоритетных задач – задача развития государственно общественного участия в управлении. Жизнь в гражданском обществе и правовом государстве требует от человека проявления ответственности за события своей жизни, демократического участия в жизни страны. В нестабильной социальной обстановке школа призвана стать хранилищем гуманных отношений, лидером в формировании ценностей и образцов социального сотрудничества в интересах каждой личности. Миссия современной школы состоит, в том числе, и в том, чтобы быть школой демократии, гуманизма и сотрудничества не только для детей, но и для родителей, для всего общества в целом. «Воспитание родителей» - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показываю, что на воспитание ребенка влияют: Семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица - 10%.
II. Технология опыта. Демократический уклад школы определяют как систему норм и отношений внутри детско-взрослого педагогического сообщества и вне школы – в социальном окружении. В современных условиях в виде реальных социальных партнеров школы, готовых формировать гражданский заказ, мы выделяем родительскую общественность и ответственных представителей местного сообщества. Сохранение антидемократических норм управления делает невозможным развитие школы как государственно-общественного учреждения, а их преодоление невозможно без взаимного сближения школы и общества. Все участники образовательного процесса: дети, их родители и учителя, а также заинтересованная общественность обретают активную позицию по отношению к образованию и управлению им, поиск модели соуправления ОУ как механизм формирования демократического уклада школы. Система соуправления предполагает использование гибких методов и форм, сочетает интересы отдельной личности с региональными и общегосударственными задачами образования. В МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Кулундинского района Алтайского края разработан механизм организационно - правового обеспечения государственного - общественного управления ОУ созданы и работают: совет старшеклассников; педагогический совет; методический совет; родительский комитет; попечительский совет; управляющий совет; рабочая творческая группа по сопровождению учащихся в образовательном пространстве школы согласно программы «Одарённые дети»; совет школьного западного округа; совет ветеранов – педагогов; совет выпускников школы. президентский совет, «ребячья республика» Если к реальному управлению школой начинают привлекаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Таким образом, в интересах построения полноценной модели соуправления инновационным ОУ мы осознаем необходимость формирования следующих функций государственного управления ОУ: • возможность определять специфику, уклад жизни и образовательную программу; • формулировать требования и стандарты к условиям обучения: кадровому, методическому, материально-техническому обеспечению образовательной программы; • определять основные направления (программы) развития общеобразовательного учреждения; • защищать и содействовать в реализации прав и законных интересов участников образовательного процесса; • содействовать в создании оптимальных условий для осуществления образовательного процесса и форм его организации, в повышении качества образования, в наиболее полном удовлетворении образовательных потребностей социальных заказчиков; • осуществлять общественный контроль рационального использования выделяемых учреждению бюджетных средств, доходов от собственной деятельности и привлеченных средств из внебюджетных источников, обеспечивать прозрачность финансово-хозяйственной деятельности; • осуществлять участие в оплате труда учителей, с целью связать уровень качества образования с заработной платой; • взаимодействовать с учредителем в формировании органов управления образовательным учреждением, в подборе кадров; • вести контроль за здоровыми и безопасными условиями обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении. • содействовать реализации миссии образовательного учреждения, направленной на развитие социального партнерства между участниками образовательного процесса и представителями местного сообщества. Информация, характеризующая взаимоотношения родителей со школой • Наличие желания и мотивов участия в работе органов государственно-общественного управления школой • Участие членов семьи в жизни школы
• Отношение к школе и проблемам школьной жизни • Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем Включение оценки общественности, в том числе родительской как основного заказчика образовательных услуг, в качестве образовательной процедуры оценки качества и результативности труда работников общеобразовательного учреждения, распределения выплат стимулирующего характера работникам актуализирует создание управляющих советов, обладающих соответствующими управленческими полномочиями, и повышение их роли в реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием. Социальный портрет современной семьи характеризуется устойчивыми тенденциями: • ухудшаются социально-бытовые и экономические условия жизни семьи; • растет число семей с 1-2 детьми, когда практически численность населения не воспроизводится; • семья испытывает значительные трудности в трудоустройстве, обеспечении жильем; • наблюдается недостаток общей культуры и образования родителей; • неуклонно снижается морально-нравственный уровень семейных людей и молодежи.
III. Результативность, условия и возможности применения данного опыта.
В школе возникнет единая “стратегическая команда” из профессионалов и представителей общественности, которые вместе решают важные вопросы улучшения и обновления школьной жизни. В результате особой работы с родителями ожидается повышение результативности. Результаты, оцениваемые по схеме, которая предусматривает учет вклада всех участников образовательного процесса: Перспектива Результаты "Образовательные программы" Качество освоения образовательных программ Активность освоения программ дополнительного образования Достижения повышенного уровня Готовность к продолжению образования "Спецпомощь" Состояние здоровья Гармоничность психофизического развития Удовлетворение особых потребностей Мотивация к здоровому образу жизни "Развивающая среда" Рациональное использование учебного дня Включенность в разные детские коллективы Активность родителей в школе Психологическая комфортность обучения "Административное управление" Рост образовательного потенциала педагогов Стабильность Удовлетворенность родителей школой Общественное мнение о работе ОУ
Удовлетворённость родителей школой
- высокий уровень. - средний уровень. - низкий уровень.
Активность родителей в школе. По данным регистрации участия в родительских собраниях.
Успешный старт ребенка в школьной жизни – это результат совместных усилий семьи и школы. Сумев стать партнерами родители и педагоги смогут вместе повести ребенка нелегким школьным маршрутом. Полноценное включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его ученичества, что непременно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Школа, заботясь об этом, создает условия для уменьшения разобщенности и разделенности сфер жизни ребенка, когда семья – это один замкнутый мир, одна культура, школа – другой мир и другая культура, а переменка и улица – третья. Введение родителей в современную школу предполагает, в том числе, создание общего языка и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Мы считаем, что активное освоение родителями первоклассников основ современной школы и получение помощи в определении своей родительской позиции, прошедшие в рамках адаптационного периода, способны уменьшить в дальнейшем риск неуспеваемости детей и неудовлетворенности ожиданий родителей. В школе создан и постоянно обновляется сайт школы, разделы которого доступны всем участникам образовательного процесса.