СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему. Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит от них все то, Чему их учит. Не волк воспитывал овец! Походку раку дал отец! Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе Легко толкнуть детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом. Себастьян Брант.
Концепция модернизации Российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Все родители воспитывают своих детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе, но педагогический «почерк» есть в каждой семье. Нам всем нужно понять, что семейное воспитание – это целенаправленные сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей. Чем лучше родители будут понимать, кого они хотят воспитать и как это сделать, тем успешнее будет их воспитательная деятельность. Многие психологи и педагоги уверены: от того, какой стиль воспитания выберут папа и мама, зависит многое: характер и поступки ребенка, его уверенность в себе и будущие успехи. При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют: 1. Факторы воспитательного воздействия: • эмоциональное отношение, любовь, принятие; • особенности требований и контроля. 2. Воспитательная позиция родителей: • адекватность – это умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять особенности его личности, эмоциональной, мотивационной сферы, проявлений характера, способность замечать происходящие в его душевном мире изменения; • гибкость – это способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения. • прогнозирование – способность родителей предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейным воспитанием. 3. Стили семейного воспитания: • Авторитетный стиль или демократический. Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители признают и поощряют автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. • Авторитарный стиль. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требования они, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под их контролем. В общении с ребенком они отдают приказы и ждут, что ребенок в точности их выполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. Отсюда многочисленные проблемы: некоторые дети нередко покидают родительский дом. • Либеральный стиль или попустительский. Родители слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всем. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Ребенок в такой семье слабо или совсем не регламентирует поведение. Родители открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы, или руководство родителей незначительно. Преобладает безусловная родительская любовь. Не устанавливается никаких ограничений, поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Вновь проблемы: дети часто вовлекаются в асоциальные группы. • Индифферентный стиль или хаотический. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее – участие и поддержку со стороны родителей. Но они не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям. Они закрыты для общения, из-за обремененности собственными проблемами у них не остается сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявлять склонности к правонарушающему поведению. Отсюда новые проблемы: при таком стиле воспитания некоторые дети попадают на скамью подсудимых. • Опекающий стиль – это стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что–то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, такой стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости. Нужно избегать такие перекосы межличностных отношений между детьми и родителями, как авторитарное подавление ребенка, чрезмерная опека или равнодушие к проблемам детей, а если они все же присутствуют в воспитании - стараться ликвидировать их. Необходимо выработать адекватное представление о детских возможностях и потребностях и координировать действия семьи и школы в вопросах воспитания. По словам Януша Корчака, (известного педагога, психолога, гуманиста, писателя) в настоящем XXI веке в семейном воспитании должны доминировать принципы новых отношений между миром взрослости и миром детства: принцип равенства; принцип диалогизма; принцип сосуществования; принцип свободы; принцип соразвития, принцип единства; принцип принятия.
Литература: 1. Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания» 2. Журнал «Воспитание школьников» №4 2009г.; 3. Журнал «Классный руководитель» №6 2007г.