Воскресенье, 19.11.2017, 13:19
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Другие направления педагогической деятельности » Психологическая служба в образовании

Дистанционные технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ.
Дистанционные технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ.

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ является сложной системой реабилитационных мероприятий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, формирование системы ценностей, развитие интеллекта. Психолог должен работать с такими детьми с момента их рождения.
Перед психологами встал вопрос о том, как организовать занятия, чтобы взаимодействие с учащимися с ОВЗ и их семьями были регулярными. Это привело к тому, что возникла необходимость в использовании дистанционных технологий.
При поступлении ребенка с ОВЗ в наше образовательное учреждение мной проводится ряд диагностик, учащийся проходит через ПМПК, где рекомендуется индивидуальный образовательный маршрут.
Педагоги со специалистами на основе индивидуальной программы занимаются социализацией и обучением детей. На первоначальном этапе задачей психолога является изменение отношения учащегося с ОВЗ к себе, соответственно, изменение его отношения к окружающим. Формирование адекватной самооценки, притязаний и представлений. Работа ведется в комплексе и обязательным условием успешности является работа с семьей, потому что родители должны продолжать заниматься с ребенком вне стен школьного учреждения. Общение со специалистами строится таким образом, чтобы родители понимали, что они не одиноки в своей беде.
Целью работы психологического сопровождения является: создание условий для интеллектуального, личностного развития, социальной адаптации детей с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей.

Задачи:
• своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

• разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных коррекционных занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.

• развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

• формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.

Психологическое сопровождение ребенка и его семьи включает: установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка. Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
По результатам первичной диагностики и заключения ПМПК даются рекомендации родителям, и обсуждается дальнейшее направление работы с ребенком с ОВЗ. Разрабатываются рекомендации по определению оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей

Коррекционно-развивающая работа ведется в направлениях, регламентированных нормативно-правовой документацией в соответствии с годовым планом. Коррекционно-образовательная деятельность осуществляется в соответствии с рабочими программами «Коррекционно-развивающее обучение учащихся».

Мною ведутся индивидуальные папки для каждого ребенка:
• Карта психологического сопровождения ребенка,
• Коррекционный лист,
• Индивидуальная карта психологических особенностей учащегося.
• Согласие родителя на психологическое сопровождение;
• Диагностика,
• Рекомендации ПМПК.

Я составляю индивидуальные программы с учетом особенностей интеллектуального и физического развития, особенностей эмоционально-волевой сферы детей, с учетом результатов диагностики и рекомендаций ПМПК.
В нашей школе занятия с учащимися с ОВЗ преимущественно индивидуальные. Проходят на дому у учащихся с ОВЗ. Но семья не всегда готова принять специалиста на дому или погодные условия не позволяют выехать на дом. Преимущества занятий в дистанционном режиме еще и в том, что родители тоже участвуют в учебном процессе. Некоторые задания выполняются совместно с ребенком и родителем. Также ребенку даются ссылки на задания в Интернете для самостоятельного решения.
По итогам коррекционной работы проводится динамическая диагностика по выявленным проблемам. Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения. Даются рекомендации по результатам коррекционной работы.
Параллельно с коррекционно – развивающей работой проводится работа с родителями учащегося, повышения психолого-педагогической компетенции. Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
Просветительская деятельность при дистанционном обучении включает различные мероприятия, направленные на повышение общей психологической грамотности участников учебного процесса. Психологическое просвещение проводится как в режиме «онлайн» (по запросу), так и в форме ссылок на имеющиеся психологические ресурсы в сети Интернет. Отбирается полезная информация для детей с ОВЗ и их родителей (о познавательных, эмоциональных, личностных особенностях, о проблемах мотивации, трудоустройства и др.) в зависимости от того, кому эта информация предназначена. Также необходимо, чтобы материал был наглядным и легко воспринимался. После того, как ребенок познакомился с материалом, проводится анализ изученного и рекомендации, где в жизни можно использовать данную информацию.
Консультативная работа предполагает взаимодействие психолога с родителями, учащимися и педагогами по конкретным личностным проблемам, возникающим в процессе обучения, проводится по запросу или по плану. В зависимости от запросов родителей план работы постоянно изменяется. Консультации могут проходить в режиме «онлайн», но чаще при индивидуальных очных встречах с психологом. Бывает несколько вариантов их проведения в зависимости от поставленной проблемы:
1. Индивидуальное консультирование
2. Групповое обсуждение проводится в режиме «онлайн» или при очных встречах.
3. Тренинговые групповые занятия, опирающиеся на возможности современных компьютерных технологий.
Важным результатом работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, является то, что родители готовы вместе с ребёнком создавать новые отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя друг другу. И если семья, успешно справившись с проблемой, стала более сплочённой, родители и дети испытывают радость в совместной деятельности, это значит, что помощь, оказанная семье, эффективна.
Категория: Психологическая служба в образовании | Добавил: msika1982 (02.11.2013) | Автор: Петрова Мзия Валерьевна E
Просмотров: 1364 | Комментарии: 1 | Теги: дети с ОВЗ, Дистанционное обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]