Понедельник, 11.12.2017, 10:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Другие направления педагогической деятельности » Психологическая служба в образовании

Использование информационных технологий в работе психолога начальных классов.
21 век называют веком информации. Новая реформа образования складывается в расширении использования ЦОР учащимися. Введение в этом году ФГОС в начальной школе значительно расширило возможности педагогов в использовании информационных технологий. Современные первоклассники будут обладать гораздо более широким спектром умений и навыков по сравнению с первоклассниками предыдущих лет обучения.
Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности в практической деятельности психолога образования. Основной насущной проблемой школьного педагога-психолога является оперирование с огромным количеством данных – потоком школьников в разных параллелях; обработке диагностического, коррекционного и творческого продукта, созданного детьми; общение со взрослым контингентом, сопровождающим детей в воспитательно-образовательном процессе. На современном этапе практическая деятельность психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий, позволяет увеличить продуктивность работы школьного психолога.
Работа школьного психолога по сопровождению школьников включает в себя основные виды работ: диагностику, коррекционно-развивающую работу, консультирование педагогов и родителей, психологическое просвещение учащихся и взрослых. В нашей практике ареал использования компьютерных технологий ежегодно расширяется.
Диагностическая работа занимает большую часть времени психолога, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. В нашей работе использование электронной базы тестовых материалов и заданий значительно ускоряет процесс мониторинга групп учащихся. В нашем лицее создан учебный класс - медиатека, которым мы активно пользуемся, проводя тестирование на компьютерах коллективов детей. Преимущества использования таких технологий - в мгновенном получении анализа проделанного ребенком теста, какой бы огромный и трудозатратный тест ни был. Психологу остается только собрать данные каждого ребенка, систематизировать, проанализировать, сопоставить с целым классом. В диагностической работе мы используем, например, программы «Новейшей энциклопедии психолога».
В коррекционно - развивающей работе педагога-психолога информационные технологии используются в различных ракурсах – в зависимости от поставленных задач. Так, при коррекции познавательной сферы учащихся выполнение компьютерных развивающих заданий и использование развивающих компьютерных игр оказываются незаменимыми. Мотивация детей значительно возрастает, едва они слышат слово «компьютер» или «компьютерная игра», стараются тренировать память, внимание, мышление с удвоенными силами. Мы активно используем развивающие компьютерные игры для детей.
В тренинговой работе при коррекции эмоционально-волевой сферы, поведенческих нарушений без использования компьютерных технологий также не обойтись. Мы используем в работе авторские и разработанные презентации. Для создания сказкотерапевтической оболочки и при работе с учениками методами сказкотерапии используются возможности ЦОР. Благодаря этому сказка «оживляется». Вовремя созданный музыкальный аккомпанемент меняет эмоциональный настрой детей, помогает расслабляться, овладевать методами аутотренинга. В нашей работе на коррекционно-развивающих занятиях мы используем презентации с наложение музыки, цветовариациями, художественным фоном. Также сейчас можно найти множество профессионально записанных релаксационных программ и тренингов. Использование этих программ значительно экономит силы психолога и позволяет шире использовать коррекционные возможности, так как психолог может одновременно с тренинговой программой использовать наблюдение за детьми, цветотерапию, палсинг.
В течение последних нескольких лет мы стали также использовать мультипликационный материал для просвещения, развития и коррекции детей. Мультипликационные герои, как и герои сказок, более органично воспринимаются младшими школьниками и информация, переданная ими, впитывается гораздо эффективнее. Используя мультфильмы из цикла «Смешарики» например, мы рассматриваем существующие модели поведения людей в обществе. На примере героев отрабатываем навыки безконфликтного общения, межличностного взаимодействия. Очень интересно создание мультфильмов детьми, когда герои создаются своими руками, придумывается (корректирующий, при помощи психолога) сюжет, фотографируются и компонуются кадры и монтируются фильмы. Мировоззрение детей претерпевает мягкую коррекцию. Одновременно с этим мы воспитываем творческих и инициативных граждан.
В работе родительских собраний все чаще обращаемся за помощью информационных технологий, наглядно демонстрируя в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения.
В создании аналитических отчетов, подведении итогов, разработке рекомендаций для педагогов и родителей без компьютера обойтись очень сложно. Огромные статистические данные укладываются в систему посредством разработанных программ «Excel на службе психолога». Создание диаграмм, графиков, таблиц существенно облегчает восприятие профессиональной терминологии. Учителю гораздо проще работать с таблицей, воспринимая весь класс в целом, и каждого конкретного ученика в частности. Использование мультимедийного оборудования помогает нам донести полученные данные до всего педагогического состава на педагогических советах. При подготовке к педагогическим советам, консультациям огромную помощь оказывают ресурсы интернета, сборники электронных книг, психологических электронных материалов. Психологу уже не нужно тратить столько времени на поиск информации по книгам, вручную. Подготовка проходит более эффективно и результативно.
Использование ИКТ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей и др.
Также необходимо отметить значительную роль информационных технологий в самообразовании психолога, повышении его мастерства и качества работы за счет участия в различных дистантных курсах, конкурсах, форумах. Специалист получает возможность профессионального роста находясь в родных стенах, ведь, ни для кого не секрет, что психологи – тоже семейные люди и вырваться от каждодневных забот бывает обременительно.
Роль информационных технологий в работе педагога-психолога сложно переоценить. Значение ИКТ постоянно растет. Расширяется спектр используемого в работе психолога арсенала. Качество работы творческого психолога, без сомнения возрастает.
Литература:
1. Никитенко С.Г. Интернет для психологов: ресурсы и технологии // Школьные технологии. – 2002. – № 2.
2. Сонисус О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств психологического сопровождения школьников // Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования. Сборник тезисов конференции южного куста Пермской области. 11 февраля 2005 г. Олейникова Елена Викторовна педагог-психолог, победитель дистанционной олимпиады психологов образования в номинации «Информационные технологии в деятельности школьного психолога» (г. Лесосибирск, Красноярский край)
3. Материалы сайтов Адалин, Детский психолог, 7-я.ру

Источник: http://Литература: 1. Никитенко С.Г. Интернет для психологов: ресурсы и технологии // Школьные технологии. – 2002. – № 2. 2. Со
Категория: Психологическая служба в образовании | Добавил: 8Alisa8 (22.06.2012) | Автор: Васильева Светлана Викторовна E
Просмотров: 3187 | Теги: психолог, интерактивные технологии обучения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]