Четверг, 28.03.2024, 13:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Другие направления педагогической деятельности » Психологическая служба в образовании

Психологические аспекты использования информационно-коммуникативных технологий педагогами
Пcихологические аспекты использования информационно-коммуникативных технологий педагогами.

В настоящее время трудно представить себе учителя, который не использует в своей работе в той или иной степени информационно- коммуникативные технологии. Хотя совсем недавно некоторые учителя возмущались: «С какой стати компьютер ворвался в традиционное образовательное пространство, включающее и старую добрую книгу, и мудрого терпеливого учителя, и добросовестного, в меру ленивого ученика?»
Но, я думаю, большинство учителей согласится со мной, что компьютер появился в «нужное время и в нужном месте». Ведь именно это интеллектуальное устройство способно совершить очередной прорыв в области самостоятельного обучения.
Сегодня информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом – от управления до воспитания.
И современное общество формулирует и диктует социальный заказ системе образования: в век информационных технологий выпускник школы, как будущий житель информационного общества, должен уметь реализовать свою деятельность. А с другой стороны все эти необходимые знания, умения и навыки должен дать учитель, компетентный в области информационных технологий.
Но всегда ли учитываются психологические аспекты при внедрении новых технологий, в частности ИКТ?
Сегодняшние представления об информатизации образования часто сродни ощущениям людей, которые пришли в библиотеку, плохо умея читать. Сознание детей уже подготовлено к восприятию информационного мира, они интуитивно понимают законы информационного мышления, дети с легкостью осваивают новые информационные и коммуникативные технологии.
И многие учителя хотят войти в информационный мир, найти новую точку опоры, преобразовать свою деятельность, чтобы идти наравне с теми, кого они обучают, то есть со школьниками.
Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего», - человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. И первыми на себе это ощутили учителя. Но все ли учителя готовы к использованию ИКТ в своей повседневной деятельности? Ведь для того, чтобы учитель захотел применять современные технологии, он должен быть психологически готов к этому. Психологическая готовность – многофакторный компонент, включающий в себя интеллектуальную готовность, мотивационную готовность и коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у педагога необходимых знаний, умений и навыков в области информационных технологий. Следовательно, необходима более глубокая и качественная подготовка специалистов, в которой делался бы упор на практический, проектный характер учебного процесса для учителя.
Мотивационная готовность предполагает желание учителя войти в информационный мир и быть наравне со своими учениками. И здесь мотивация выступает уже как полимотивация. Ведущими мотивами должны стать:
- познавательный мотив;
- мотив сотрудничества;
- мотив самореализации;
- деловой мотив;
- коммуникативный мотив.
В нашей школе половина учителей прошли обучение на курсах «Обучение для будущего», освоили и применяют на практике метод проектов, в основе которого лежит личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированное обучение объединяет в себе разные педагогические технологии, и проектная деятельность, занимающая в нем особое место, подразумевает формирование познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
А ведь педагоги, психологи, философы давно ищут пути развития активного, самостоятельного мышления ребенка.
Что дает учащимся участие в проектах на базе ИКТ?
1. Позволяет удовлетворить собственные интересы.
2. Приобретаются навыки совместной творческой деятельности.
3. Позволяет решить значимые личностные проблемы.
4. Формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми.
5. Происходит активное накопление опыта использования современных компьютерных технологий.
6. Способствует повышению мотивации к учению.
7. Способствует решению учебных затруднений.
8. Стимулирует личностный рост, способствует развитию индивидуальности.
ИКТ играют серьёзную роль в изменении системы контроля знаний учащихся. Новые системы контроля знаний на базе ИКТ характеризуются оперативностью, регулярностью, создают оперативностью, регулярностью, создают широкие возможности для дифференцирования (создание индивидуальных заданий, отличающихся уровнем сложности, темпом выполнения), обобщения результатов и накопления материалов, позволяющие оценить личностную динамику ученика. Кроме того, они позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.
Один из психологических моментов связан с возможностями смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. Система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для учителя, и для ученика.
Для ученика она в значительной мере является бесстрессовой, поскольку создается возможность работы в индивидуальном режиме, наедине с компьютером, что исключает в значительной мере фактор тревожности, связанный с непосредственным взаимодействием с учителем.
Таким образом, ИКТ-компетентность современного педагога становится ключевой компетентностью в современном информационном обществе.
В качестве показателей ИКТ – компетентности можно выделить:
- готовность к освоению эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и аналитической обработке её;
- стремление к формированию и развитию личных творческих качеств;
- наличие высокого уровня культуры (в том числе коммуникации посредством информационных средств), теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия, осуществляемого в режиме диалога «человек-компьютер»;
- готовность к совместному со всеми субъектами информационного взаимодействия освоению научного опыта, совместной рефлексии и саморефлексии;
- освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции информации (в том числе в рамках выбранной предметной области);
Процесс становления информационно-коммуникативной компетентности учителей подразумевает развитие мотивации, потребности и интереса к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации. Компетентный учитель должен обладать знаниями, составляющими информативную основу коммуникации и поисковой познавательной деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов, иметь опыт отношений « человек-компьютер».
Эффективным средством формирования ИКТ-компетентности педагогов можно рассматривать дистанционное обучение, позволяющее установить интерактивное общение между обучающимся и обучаемым без обеспечения их непосредственной встречи, а также самостоятельное освоение знаний и умений.
[size=12][/size]
Категория: Психологическая служба в образовании | Добавил: helgamoon (30.10.2013) | Автор: Гурова Ольга Анатольевна E
Просмотров: 2404 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 kleo-55  
Уважаемая Ольга Анатольевна, сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую
экспертизу и допущена к участию в
Конференции.
С уважением, Кутузова Елена Юрьевна, технический эксперт

2 helgamoon  
Благодарю Вас, Елена Юрьевна!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]