Олигофрения – недоразвитие сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. Олигофрения – малоумие врожденное или ранопреобретенное слабоумие. Выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта. Олигофрения относится к обширной группе заболеваний, чаще связанных с нарушением онтогенеза. Олигофрению рассматривают как аномалию с недоразвитием психики, личности и всего больного организма. Олигофрения это клинически однородная группа заболеваний различной этиологии. Заболевания объединяются двумя обязательными признаками: 1) психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуальной недостаточности; 2) отсутствие прогредиентности. К олигофрении не относят врожденные или возникающие в детстве прогредиентные заболевания, т.е. которые могут прогрессировать, и сопровождаются слабоумием (заболевания с органическим поражением головного мозга, отсутствием зрения и слуха). Также олигофренами не является малоодаренные дети и дети с временной задержкой развития в связи с истощением организма, вследствие соматических заболеваний или неблагоприятных условий среды и воспитания. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный характер, поэтому дети – олигофрены способны к развитию, которое подчинено общим закономерностям психического развития ребенка. У детей-олигофренов нарушение познавательной деятельности проявляется в узости и неоднозначности восприятия окружающих предметов и пространственных отношений, в трудности логического запоминания и воспроизведении воспринятого и заученного. Недоразвитие наглядно-образного и словесно-логического мышления затрудняет сложные функции анализа и синтеза.
Понятие «умственная отсталость»
Большинство среди умственно отсталых (далее УО) составляют лица, имеющие медицинский диагноз олигофрения.
Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально - волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга.
У детей поражение нервных клеток ГОЛОВНОГО мозга произошло в период внутриутробного развития, в период РОДОВ или в первые три года жизни. Многие из детей практически здоровы. У них не отмечается психических заболеваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения в СКОШ.
Таким образом, олигофрения относится к обширной группе заболеваний, чаще связанных с нарушением онтогенеза. Она рассматривается как аномалия в развитии ребенка + недоразвитие психики, личности и всего больного организма.
Умственная отсталость, возникающая в результате повреждения нормально сформированного мозга (после трех лет), называется деменцией. В результате травм головного мозга, различных заболеваний центральной нервной системы (менингита, энцефалита, менингоэнцефалита и др.) происходит распад уже сформировавшихся психических функций, потеря сформированных ранее навыков. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении и потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться более или менее выраженная сохранность других его отделов. Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями центральной нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость углубляется, достигает тяжелой степени. Появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет предотвратить или затормозить прогрессирование заболевания. Достаточно часто в настоящее время можно встретить детей, у которых умственная отсталость осложнена дополнительными психопатологическими синдромами: гипердинамическим, психопатоподобным, эпилептоидным и неврозоподобным. Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как по причинам и времени поражения головного мозга, так и по степени тяжести клинической картины и психолого-педагогическим характеристикам. В МКБ -10 выделяют 4 степени УО. 1-легкая 2-умеренная 3-тяжелая 4-глубокая В отечественной олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация (МКБ-9 международная классификация болезней)), согласно которой выделяли три степени умственной отсталости (по степени интеллектуального дефекта дебильность, имбецильность, идиотию). o Дебильность (70-80%) o имбецильность (20-25%) o идиотия (5%).
Легкая степень умственной отсталости — дебильность — встречается значительно чаще, чем другие формы умственной отсталости. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Нарушения познавательной деятельности становятся очевидными чаще с началом их организованного обучения (в детском саду или школе). Они не могут усвоить программный материал, как другие дети, нуждаются в специальных образовательных условиях. Такие условия создаются для них в специальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и ель специальных (коррекционных) общеобразовательных школах 8 вида. После окончания школы лица с нарушением интеллекта могут благополучно трудиться на производстве по полученной профессии и вести самостоятельную жизнь, некоторые из них продолжают свое обучение в производственных училищах. Они дееспособны, т. е. общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т.д.
Умеренная умственная отсталость является пограничной между дебильностью и имбецильность. Эти дети, обучаясь в специальной (коррекционной) школе 8 вида, выделяются в особую группу. Не все из них могут освоить учебную программу.
Тяжелая умственная отсталость — имбецильность — выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие малыши позже начинают держать головку (к четырем — шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Значительно позже начинают ходить (в три года и позже). У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления». Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Нарушено произношение многих звуков. Существенно страдает моторика, поэтому эти дети с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания, чем дети с умеренной умственной отсталостью. Их познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Они не в состоянии овладеть тем учебным материалом, который усваивают дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, поэтому обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы они могут выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую высококвалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов и др.). Практика показала, что лица с тяжелой умственной отсталостью прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.
Глубокая умственная отсталость — идиотия — выявляется в первые месяцы жизни ребенка.
У таких детей снижены пороги чувствительности, наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, праксиса, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают лиц с идиотией к лежачему образу жизни. Многие из них не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, хотя кто-то все-таки может научиться частично обслуживать себя. Лицам с глубокой степенью умственной отсталости даже во взрослом возрасте не доступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и часто остается на уровне звукоподражаний, отдельных слов. Однако такие люди все же способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения (речевым или безречевым), расширить их представления об окружающем мире. Чаще всего они определяются в интернатные учреждения Министерства здравоохранения и социального развития и труда, где за ними осуществляется уход.
ЭТИОЛОГИЯ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Причиной возникновения психических нарушений при умственной отсталости может быть широкий круг вредных воздействий. С достоверностью этиология установлена приблизительно лишь у 35% умственно отсталых индивидов. • В одних случаях это наследственные факторы (70—90%), действующие до зачатия и поражающие половые клетки будущих родителей. • В других это врожденные вредности, действующие на уже развивающийся плод. • В-третьих, это разнообразные приобретенные неблагоприятные воздействия, поражающие ребенка первые три года жизни.
Эндогенные причины.
Изменение наследственных структур (мутации) — наиболее частые причины умственной отсталости. Генные мутации — изменение внутренней структуры генов. Хромосомные мутации — изменения структуры хромосом. К ним относятся транслокации (обмен сегментами между хромосомами), делеции (поломки хромосом с утратой их части), дупликации (удвоение участка хромосомы) и инверсии (две поломки в одной хромосоме с поворотом участка между ними на 180 градусов).
Клинически все хромосомные формы умственной отсталости, связанные со структурными перестройками. Распространенность хромосомных болезней среди новорожденных составляет— 0,5%.
У человека мутации возникают постоянно это естественный процесс, происходящий в ходе жизнедеятельности. Кроме того, они происходят под влиянием физических воздействий (ионизирующая радиация: электромагнитные излучения, гамма- и рентгеновы лучи, корпускулярные излучения: быстрые нейтроны, альфа-частицы). Вредоносными могут стать химические вещества (гербициды, формальдегиды, ароматические углеводороды, противоопухолевые средства). Опасно также действие некоторых биологических факторов (вирусов гепатита, гриппа, краснухи, кори, ветряной оспы, свинки и др.). Помимо этого, для появления мутаций имеет значение возраст родителей и семейное предрасположение, что может быть связано с нарушением генетического управления делением клеток.
Эндокринные заболевания и метаболические дефекты • Диабет матери может быть причиной отставания в умственном развитии ее ребенка. • Фенилаланиновая эмбриопатия возникает в том случае, если у матери имеет место фенилкетонурия, т. е. содержание фенилаланина в ее крови превышает 30 мг/л. • Перезревание половых клеток. Это понятие включает комплекс изменений в яйцеклетках и сперматозоидах, происшедших от момента их полного созревания до момента образования зиготы. Эти изменения могут быть связаны, в частности, с увеличением срока между овуляцией и оплодотворением, гормональными расстройствами, нерасхождением половых хромосом.
Возраст родителей. Частота рождений детей с трисомиями 13, 18 или 21 у женщин: • в возрасте З0—34 лет составляет один случай на 510; • в возрасте 35—39 лет 1 на 185; • в возрасте 40—44 лет 1 на 63; • а старше 45 лет 1 на 24. Частота трисомий зависит и от возраста отцов. Основной причиной возрастного фактора является старение половых клеток, увеличение частоты мутаций (из-за снижения устойчивости хромосом к химическим мутагенам, падения активности ферментов, гормональных нарушений и др.).
Врожденные причины
Так как во внутриутробном периоде центральная нервная система (ЦНС) плода особенно чувствительна, то ее повреждения встречаются часто и приводят в итоге к психическому недоразвитию (70—90%). Среди причин, вызывающих нарушение созревания плода, известно более 400 внешних факторов. Высокий риск рождения умственно отсталых детей связан с гипоксией плода у матерей, страдающих в тяжелой форме хроническими заболеваниями: сердечно-сосудистой недостаточностью, болезнями печени и почек, диабетом, болезнью щитовидной железы. Эти болезни способствуют также недоношенности и осложнениям во время родов.
Несовместимость по резус-фактор. Примерно у одной из восьми женщин дети могут пострадать от несовместимости. Вырабатываются антитела, проникая в кровоток ребенка, разрушают его эритроциты. Возникающий в результате эритробластоз приводит к нарушению ЦНС, что в дальнейшем может проявиться в умственной отсталости, нарушении слуха и других неврологических симптомах. Эритробластоз встречается у одного из 150—200 новорожденных.
Внутриутробные инфекции. Многие инфекции передаются от матери плоду, однако лишь малая их часть вызывает умственную отсталость. Они становятся причиной поражения ЦНС плода в 4—5% случаев тяжелой — и 1% легкой умственной отсталости. Среди микроорганизмов, вызывающих умственную отсталость, чаще всего встречаются инфекционные вирусы (у 5% беременных). Инфекция, попавшая в материнский организм, в ряде случаев не дает внешних признаков заболевания у беременной, но при этом может поражать плод. Для возникновения умственной отсталости очень важно время поражения плода, степень благополучия его развития и наличие неповрежденных тканей, способных компенсировать повреждения или замедление развития, вызванные инфекционным агентом. Чем раньше действует вредность на плод, тем, скорее всего, произойдет выкидыш или возникнут пороки развития. В дальнейшем эти же вредности поражают ткани плода и замедляют его развитие. Примером может быть вирус краснухи, который в разные сроки беременности действует по- разному. При этом предполагают, что основной механизм повреждения ЦНС плода — аноксия (недостаток кислорода), в результате чего останавливается клеточное деление, что приводит к возникновению уродств или ограничению роста органов. Вероятность поражения плода зависит также от плаценты, которая не пропускает к нему возбудителей многих острых инфекций. Однако эффективность этого плацентарного барьера различна. Возбудители сифилиса, и некоторых других микроорганизмов проникают через это препятствие, а также могут попадать из околоплодной жидкости. Плод защищается от инфекций антителами матери. Тем не менее, и этот механизм не всегда эффективен. Так, беременная, будучи иммунной, к определенному заболеванию, все же способна передать возбудитель эмбриону.
Вирусные заболевания
1. Краснуха. Если беременная заболевает ею в первые три месяца беременности, то риск умственной отсталости у ребенка составляет от 15%до2О%. 2. Цитомегалия. Вызывается вирусом слюнных желез, попадающим от матери к плоду, который приводит к воспалению мозга и его оболочек, что завершается смертью или тяжелым заболеванием эмбриона. От 1% до 2% умерших младенцев обнаруживают цитомегалию. 3. Врожденный сифилис. Ни для кого не секрет, что в последние десятилетия произошло увеличение в десятки раз числа больных сифилисом и привело к возрастанию риска появления врожденного сифилиса. 4. Листериоз. Листерии, обладающие способностью проходить плацентарный барьер, поражают преимущественно нервные ткани плода. Это может приводить к его гибели или к менингоэнцефалиту, оставляя грубые органические поражения ЦНС. После рождения в связи с этим возникает тяжелая умственная отсталость.
Физические факторы
Радиационные воздействия на беременных женщин при диагностических, терапевтических, профессиональных или случайных рентгеновских облучениях при катастрофах на атомных электростанциях могут вызвать и умственную отсталость у детей.
Механические воздействия, вызывающие пороки: чрезмерное давление матки или опухоли на плод, при маловодии или крупной миоме. Повышение температуры тела, а также воздействие шума на беременную вызывают тератогенный эффект.
Острые или хронические эмоциональные стрессы в течение беременности могут оказаться причиной пороков развития, малой массы плода и умственной отсталости Влияние недоношенности и переношенности на психическое развитие ребенка. Частота неврологических и психических нарушений у таких детей составляет не менее 20%.
Приобретенные причины
В 9% случаев умственной отсталости причиной поражения мозга становятся перинатальные вредности, что связывают с гипоксией. Недостаток кислорода в процессе родов может быть обусловлен тяжелыми болезнями матери (сердечно-сосудистой недостаточностью, заболеваниями крови и т. д.). Асфиксия плода обычно сочетается с родовой травмой, чему способствуют быстрые или затяжные роды, узкий таз, лицевое предлежание, ягодичное предлежание плода, недоношенности и переношенности плода, упомянутые вредности внутриутробного периода. В первые годы жизни наиболее частой причиной поражения ЦНС и умственной отсталости оказываются энцефалиты, тяжелые интоксикации, черепно-мозговые травмы, состояния клинической смерти. Заболевания, сопровождающиеся тяжелым токсическими истощениями, сменяющие друг друга инфекции также могут оказаться причиной отставания в развитии особенно у недоношенных или детей, перенесших тяжелую родовую травму.
Социальные и культурные факторы
Личный опыт, среда и особенно семейное окружение оказывают серьезное влияние на развитие интеллекта и личности ребенка. Условия, в которых ребенок воспитывается раннем возрасте, во многом предопределяют его дальнейшую жизнь. Для оптимального психомоторного развития формирование навыков должно происходить в чувствительные (критические) периоды жизни. ) Обнаружено, что для освоения цвета, формы, звука и материала предметов наиболее подходящее время — от 2,5 до 6 лет. В то же время слишком раннее форсированное обучение навыкам чтения и счета, до того момента, когда ребенок способен их воспринять и получить удовлетворение от своих достижений, в дальнейшем может привести к нарушениям способности обучаться или даже к ограничению интеллектуальных возможностей Благоприятная атмосфера в семье — непременное условие развитие когнитивных функции и формирования эмоциональной сферы. Препятствием в развитии ребенка могут стать условия депривации, в которых сможет приобрести социальный опыт или этот опыт окажется недостаточным. Наиболее важные факторы депривации таковы: 1) недостаточность и непоследовательность материнской заботы с элементами пренебрежения; 2) искаженное воспитание психически больными или отсталыми родителями; 3) дезорганизация семейной жизни в связи с отсутствием отца или матери или их антисоциальное поведение; 4) социальная изоляция семьи; 5) неблагоприятные материально-бытовые условия, невозможность владения личными вещами и игрушками, одеждой, постелью и т. д. У ребенка, воспитывающегося в условиях депривации, ограничены возможности для обучения, что влечет за собой отставание формировании речи, моторных, познавательных функций и способности общении. Все это негативно отражается на решении жизненных задач ребенком и ухудшает обучаемость. В некоторых исследованиях обнаруживается участие этих факторов в происхождении 80-90 % случаев умственной отсталости.
Используемая литература
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьника [Текст]/М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2000. - 212 с. 2. Бурменская Г.В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий [Текст]/ Г.В. Бурменская. // Вопросы психологии. 2002.- №2. –С.30-35 3. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст]/ В.В.Воронкова. – М.: 1994.-211 с. 4. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости [Текст]/ Л.С.Выгодский. // Избранные психологические исследования. М.: 1956. -480с. 5. Епифанцева Т.Б., Кисиленко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога – дефектолога [Текст]/Т.Б. Епифанцева и др. –Издание 4 – -Ростов на Дону: Феникс, 2008.-564с. 6. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]/ Д.Н. Исаев. Руководство.- СПб.: Речь, 2007. – 391 с. 7. Петрова В.Г.Психология умственно отсталых школьников [Текст]/ В.Г. Петрова. М.: Издательский центр «Академия»,2004, - 160 с. 8. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике [Текст]/ И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 2006.- 189 с. 9. Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника [Текст]/ Рубинштейн С. Л. М.: Просвещение, 1979.-190с. 10. Семаго М.М., Семаго Н.Я.. - Организация и содержание деятельности психолога специального образования [Текст]/ М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-336 с. 11. Шиф Ж.И Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе [Текст]/. Ж.И. Шиф / Под редакцией Ж.И. Шиф - М.: Педагогика, 1972.-230 с.