Работа психолога с дезадаптированными первоклассниками
Ежегодно по итогам диагностики адаптации первоклассников к школе выявляется группа детей, испытывающих серьезные трудности адаптации. Таким детям необходима дополнительная помощь специалистов: психолога, логопеда. Работа логопеда направлена на формирование и развитие у ребенка операции звукового анализа, подготовку к систематическому овладению основами грамотного чтения и письма. Работа психолога направлена на снятие тревожности, формирование навыков самоконтроля и планирования, самоорганизации в произвольных видах деятельности, развитие навыков произвольного контроля за собственной деятельностью. В своей работе с участниками образовательного процесса я активно использую мультимедийные технологии, специальные компьютерные программы и технологию биологической обратной связи – БОС. Появление электронного журнала в школе тоже облегчает взаимодействие с родителями.
В МАОУ СОШ №2 УИИЯ перед тем, как начать коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками, я провожу работу с родителями. Во всех первых классах организуются родительские собрания на тему «Проблемы адаптации», включающие в себя активные формы работы. На таких собраниях знакомлю родителей с общими результатами адаптации детей класса. Это удобно делать при помощи интерактивной доски. Родители, работая в группах, выделяют ряд трудностей, с которыми уже столкнулись они сами и их дети, а также классный руководитель. Все вместе – родители и психолог, находят пути решения этих трудностей. С родителями детей, попавших в группу дезадаптированных, я провожу отдельную групповую консультацию, на которой выясняю особенности развития и воспитания детей, а также разъясняю необходимость посещения занятий с психологом, проговариваю структуру и содержание коррекционно-развивающей работы с их детьми, сообщаю о возможности посещения родителями наших занятий. Коррекционно-развивающая работа с дезадаптированными первоклассниками сочетает в себе групповую и индивидуальную работу. Групповая коррекционно-развивающая работа представляет собой 15 занятий. Цель программы групповых занятий: помочь первоклассникам осознать себя в роли ученика; развить навыки учебного сотрудничества, взаимодействия, развить коммуникативные способности детей; преодолеть интеллектуальные трудности при обучении в школе; развить творческий потенциал каждого ребенка. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. В проведении групповых занятий я использую презентации с заданиями и играми, презентации с упражнениями для глаз, а также игровую программу по развитию памяти. Примерная структура коррекционно-развивающего занятия: организационный момент; разминочные упражнения, игры (в том числе упражнения кинезиологические или упражнения из «Гимнастики мозга»); задания по теме; упражнения для глаз, снимающие напряжение (после графических заданий); подведение итогов. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа представляет собой 15 занятий по программе «Дыхание 2.12». Цель курса индивидуальных занятий – обучение самоконтролю и саморегуляции функциональных систем организма, снятию стрессов и физиологического напряжения, интеллектуальной усталости. Выработка диафрагмально-релаксационного типа дыхания производится путем выполнения дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания, на фоне релаксации. Методика формирования и тренировки диафрагмально-релаксационного дыхания с использованием метода биологической обратной связи (БОС) разработана А. А. Сметанкиным. Формирование, тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания реализуется в несколько этапов: Этап 1. Освоение принципов дыхания животом. Этап 2. Подготовка – приобретение навыка работы с компьютерной программой, прибором ДАС-БОС и датчиками. Этап 3. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания. Этап 4. Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. Этап 5. Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.
По окончании коррекционно-развивающей работы я встречаюсь с родителями дезадаптированных первоклассников повторно. На консультации даю информацию о динамике развития их ребенка, рекомендации по дальнейшему развитию определенных навыков в домашних условиях.
Современные информационные технологии помогают педагогам сделать урок или занятие эффективнее, интереснее для ребенка, особенно для младшего школьника. Зрительное восприятие лучше развито в этом возрасте, яркий образ визуальный, сменяющаяся картинка запоминаются быстрее. Современные методы, такие, как БОС, также помогают расширить возможность коррекционного воздействия на человека. Умелое грамотное использование мультимедийных технологий позволяет проводить урок и коррекционно-развивающее занятие по-современному, что очень нравится детям.