Четверг, 18.04.2024, 13:15
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Другие направления педагогической деятельности » Работа с трудными детьми и подростками

Мультимедиа технологии в работе социального педагога
Мультимедиа технологии в работе социального педагога
Дергун Светлана Гельмановна
Социальный педагог
ГООУ «Окружная санаторно-лесная школа» г. Салехард
Мультимедиа окружает нас повсюду - через различные экраны современный человек соприкасается с виртуальными мирами, влияние которых становится все более существенным. Практически все сферы деятельности - наука, культура, образование, бизнес, сегодня немыслимы без продуктов мультимедиа. Презентация доклада, обучающая программа, анимационный рекламный ролик - вот небольшой перечень мультимедийных средств передачи информации.
Главное свойство мультимедиа - художественная привлекательность, решения кадров, сочетания текстовой и графической составляющих, продолжая применением анимации, звуковых эффектов.
До настоящего времени в школе использование педагогом в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов, поощрялось, но не являлась для них обязательным. С принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов ситуация существенно изменилась. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию.
Таким образом, необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемой ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.
В данной статье приведу примеры из личного опыта работы, с использованием мультимедиа технологий, с целью показать эффективность и практичность их использования.
Использование мультимедиа технологий позволяет самосовершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном росте. На электронных сайтах представлена возможность изучать методическую литературу и опыт российских педагогов, а так же представлять свой опыт работы. Не выходя из дома можно повышать квалификацию на различных дистанционных курсах. Для получения необходимых для работы знаний прошла дистанционные курсы по следующим темам: «Готовимся к аттестации», «Изучаем PowerPoint 2007 шаг за шагом», «Теория и практика педагогического общения», «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде», «Технология целеполагания» и др.
В своей повседневной деятельности активно использую мультимедиа технологии для составления электронного банка данных по детям, мониторинга, с использованием графиков, таблиц и т.д.
В Санаторно-лесной школе пребывают дети с разных поселков Ямало-Ненецкого округа. Воспитанники обучаются, получают специализированное профилактическое лечение, находясь с сентября по май. Возрастная категория школьников 1-4 классы. Проблемы возникают как в воспитании, так и в обучении данного контингента: низкий уровень мотивации к обучению части учащихся, трудности в установлении коммуникативных отношений отдельных учеников со сверстниками и взрослыми. Ежегодно, на начало учебного года, по приезду детей, с целью формирования мониторинга социальных показателей составляется социальный паспорт школы.

По национальному составу

Статус семьи Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей

Поступление детей в Санаторно-лесную школу – это смена режима жизни, разлука с родителями, близкими, привыкание к новому коллективу и его требованиям, все это является довольно сильными стрессовыми факторами. Поэтому на проблему адаптации обращается особое пристальное внимание и в этот период проводится большая работа всего педагогического коллектива, чтобы адаптация оказалась для детей легко преодолимой.
В направлении диагностики проводится системная, комплексная работа, с целью изучения личностных качеств воспитанников, а так же межличностных отношений, определение степени удовлетворенности учащихся состоянием школьной среды, используются методики, рекомендованные министерством образования. По результатам диагностических мероприятий воспитатели и классные руководители получают консультации, рекомендации.

Тест «Уровень тревожности» по методике И.П. Подласый

Результаты социометрического опроса

Мониторинг адаптационных процессов

Основываясь на личном педагогическом опыте и практической деятельности многих коллег, могу утверждать, что применение инновационных технологий приводит к повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса в начальной школе. Активное использование ИКТ на уроках и внеклассных занятиях способствует созданию благоприятных условий для формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки к жизни в современном обществе.
Чтобы внеклассные занятия были интересными и увлекательными, для успешности восприятия информации в своей работе использую дополнительную мотивацию и наглядность. Главным способом повышения активности учащихся является использование дидактических игр и упражнений, в которых дети принимают непосредственное участие. Включаю в беседу игровые упражнения, дидактические компьютерные игры, интернет – тесты, презентации PowerPoint. Использование интерактивных заданий вызывает живой интерес учащихся, привлекает их внимание, побуждает к продуктивной деятельности, раскрепощает, позволяет работать в быстром темпе, интенсивно менять виды упражнений, учит работать с информацией, позволяет моделировать нестандартные жизненные ситуации, развивает воображение и творческие способности.
Так программа PowerPoint стала незаменимым помощником в моей профессиональной деятельности. С помощью использования программы PowerPoint, провожу увлекательные мероприятия, беседы:
«Витамины – это жизнь»;
«Уроки безопасности»;
«Учимся вежливости»;
«Дружба – чудесное слово»;
«Здоровый образ жизни»;
«Спешите делать добро»;
«Права ребенка» и т.д.
Так же инструктажи:
«Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации»;
«Детский травматизм»;
«Возможные опасности и опасные ситуации дома»;
«Если ты остался один дома»;
«Электричество и газ как источники возможной опасности»;
«Огонь - друг и враг человека» и др.
По проведению цикл бесед с использованием мультимедиа технологий, показатели по опросу учащихся полученной информации, восприятие у учащихся значительно выше, чем проведение бесед без использования мультимедиа технологий. Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизировало внимание школьников к содержанию излагаемого материала и повысило интерес к новой теме. Обсуждение новой темы, становилось занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение и повышение качества излагаемой информации. Интерактивная беседа сочетала в себе преимущества традиционного способа восприятия информации под руководством педагога и индивидуального компьютерного обучения. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивная беседа имела значительную эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе компьютерных слайдов.

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы является работа с трудными детьми. При построении работы с воспитанниками, учитывая этнические характерные особенности детей, использование мультимедийных технологий очень помогают в этом вопросе. Применяя их на практике, обучающая и воспитывающая функции, обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.
Дети группы социального риска

Динамика результатов коррекционной работы с детьми группы риска

Таким образом, применение в своей педагогической деятельности мультимедиа технологий значительно улучшает процесс усвоения информации. Использование данного метода, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса. Мультимедиа технологии доказали свою эффективность в школьном образовании. Предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения информации в сочетании с интерактивностью, мультимедиа обеспечивает качественно новый уровень обучения и воспитания.

Список используемой литературы:
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
2. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//Материалы Региональной научно - практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999 г. - С. 170 -172.
3. Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы. Кручинина Г.А. Нижний Новгород, 2000.
Категория: Работа с трудными детьми и подростками | Добавил: svetlanadergun (05.06.2014) | Автор: Светлана Гельмановна E
Просмотров: 2285 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
Уважаемая Светлана Гельмановна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании».
Технический эксперт Е.Н. Сенникова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]