Мультимедиа технологии в работе социального педагога
Мультимедиа технологии в работе социального педагога Дергун Светлана Гельмановна Социальный педагог ГООУ «Окружная санаторно-лесная школа» г. Салехард Мультимедиа окружает нас повсюду - через различные экраны современный человек соприкасается с виртуальными мирами, влияние которых становится все более существенным. Практически все сферы деятельности - наука, культура, образование, бизнес, сегодня немыслимы без продуктов мультимедиа. Презентация доклада, обучающая программа, анимационный рекламный ролик - вот небольшой перечень мультимедийных средств передачи информации. Главное свойство мультимедиа - художественная привлекательность, решения кадров, сочетания текстовой и графической составляющих, продолжая применением анимации, звуковых эффектов. До настоящего времени в школе использование педагогом в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов, поощрялось, но не являлась для них обязательным. С принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов ситуация существенно изменилась. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию. Таким образом, необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемой ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы. В данной статье приведу примеры из личного опыта работы, с использованием мультимедиа технологий, с целью показать эффективность и практичность их использования. Использование мультимедиа технологий позволяет самосовершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном росте. На электронных сайтах представлена возможность изучать методическую литературу и опыт российских педагогов, а так же представлять свой опыт работы. Не выходя из дома можно повышать квалификацию на различных дистанционных курсах. Для получения необходимых для работы знаний прошла дистанционные курсы по следующим темам: «Готовимся к аттестации», «Изучаем PowerPoint 2007 шаг за шагом», «Теория и практика педагогического общения», «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде», «Технология целеполагания» и др. В своей повседневной деятельности активно использую мультимедиа технологии для составления электронного банка данных по детям, мониторинга, с использованием графиков, таблиц и т.д. В Санаторно-лесной школе пребывают дети с разных поселков Ямало-Ненецкого округа. Воспитанники обучаются, получают специализированное профилактическое лечение, находясь с сентября по май. Возрастная категория школьников 1-4 классы. Проблемы возникают как в воспитании, так и в обучении данного контингента: низкий уровень мотивации к обучению части учащихся, трудности в установлении коммуникативных отношений отдельных учеников со сверстниками и взрослыми. Ежегодно, на начало учебного года, по приезду детей, с целью формирования мониторинга социальных показателей составляется социальный паспорт школы.
По национальному составу
Статус семьи Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей
Поступление детей в Санаторно-лесную школу – это смена режима жизни, разлука с родителями, близкими, привыкание к новому коллективу и его требованиям, все это является довольно сильными стрессовыми факторами. Поэтому на проблему адаптации обращается особое пристальное внимание и в этот период проводится большая работа всего педагогического коллектива, чтобы адаптация оказалась для детей легко преодолимой. В направлении диагностики проводится системная, комплексная работа, с целью изучения личностных качеств воспитанников, а так же межличностных отношений, определение степени удовлетворенности учащихся состоянием школьной среды, используются методики, рекомендованные министерством образования. По результатам диагностических мероприятий воспитатели и классные руководители получают консультации, рекомендации.
Тест «Уровень тревожности» по методике И.П. Подласый
Результаты социометрического опроса
Мониторинг адаптационных процессов
Основываясь на личном педагогическом опыте и практической деятельности многих коллег, могу утверждать, что применение инновационных технологий приводит к повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса в начальной школе. Активное использование ИКТ на уроках и внеклассных занятиях способствует созданию благоприятных условий для формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки к жизни в современном обществе. Чтобы внеклассные занятия были интересными и увлекательными, для успешности восприятия информации в своей работе использую дополнительную мотивацию и наглядность. Главным способом повышения активности учащихся является использование дидактических игр и упражнений, в которых дети принимают непосредственное участие. Включаю в беседу игровые упражнения, дидактические компьютерные игры, интернет – тесты, презентации PowerPoint. Использование интерактивных заданий вызывает живой интерес учащихся, привлекает их внимание, побуждает к продуктивной деятельности, раскрепощает, позволяет работать в быстром темпе, интенсивно менять виды упражнений, учит работать с информацией, позволяет моделировать нестандартные жизненные ситуации, развивает воображение и творческие способности. Так программа PowerPoint стала незаменимым помощником в моей профессиональной деятельности. С помощью использования программы PowerPoint, провожу увлекательные мероприятия, беседы: «Витамины – это жизнь»; «Уроки безопасности»; «Учимся вежливости»; «Дружба – чудесное слово»; «Здоровый образ жизни»; «Спешите делать добро»; «Права ребенка» и т.д. Так же инструктажи: «Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации»; «Детский травматизм»; «Возможные опасности и опасные ситуации дома»; «Если ты остался один дома»; «Электричество и газ как источники возможной опасности»; «Огонь - друг и враг человека» и др. По проведению цикл бесед с использованием мультимедиа технологий, показатели по опросу учащихся полученной информации, восприятие у учащихся значительно выше, чем проведение бесед без использования мультимедиа технологий. Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизировало внимание школьников к содержанию излагаемого материала и повысило интерес к новой теме. Обсуждение новой темы, становилось занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение и повышение качества излагаемой информации. Интерактивная беседа сочетала в себе преимущества традиционного способа восприятия информации под руководством педагога и индивидуального компьютерного обучения. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивная беседа имела значительную эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе компьютерных слайдов.
Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы является работа с трудными детьми. При построении работы с воспитанниками, учитывая этнические характерные особенности детей, использование мультимедийных технологий очень помогают в этом вопросе. Применяя их на практике, обучающая и воспитывающая функции, обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. Дети группы социального риска
Динамика результатов коррекционной работы с детьми группы риска
Таким образом, применение в своей педагогической деятельности мультимедиа технологий значительно улучшает процесс усвоения информации. Использование данного метода, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса. Мультимедиа технологии доказали свою эффективность в школьном образовании. Предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения информации в сочетании с интерактивностью, мультимедиа обеспечивает качественно новый уровень обучения и воспитания.
Список используемой литературы: 1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с. 2. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//Материалы Региональной научно - практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999 г. - С. 170 -172. 3. Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы. Кручинина Г.А. Нижний Новгород, 2000.
Уважаемая Светлана Гельмановна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании». Технический эксперт Е.Н. Сенникова
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]