«Маленький профессор» - развитие внимания, памяти, мышления дошкольника.
Цель: Взаимодействовать с семьёй для обеспечения полноценного развития воспитанников, повышая педагогическую культуру родителей и их компетентность по вопросу развития познавательных функций дошкольника. Задачи: • Расширить представления родительской общественности о потенциале дошкольного учреждения; • Формировать партнерские отношения в системе «педагог-ребенок-родители»; • Создать у родителей стойкую мотивацию для организации занятий с ребёнком в домашних условиях; • Активизировать творческий потенциал родителей, формировать активную позицию в вопросах воспитания и развития своего ребенка. Подготовительная работа: 1. Организация выставки книг, игр, пособий по развитию познавательной сферы старших дошкольников. 2. Изготовление атрибутов для проведения игр в структуре мероприятия. 3. Подготовка мультимедийной презентации. Приложение 1. 4. Разработка буклета «Маленький профессор» - развитие внимания, памяти, мышления дошкольника» (рекомендации и игровые упражнения для развития высших психических функций дошкольника). Приложение 2. 5. Размещение на сайте и информационных стендах дошкольного учреждения объявления о теме и времени предстоящей встречи. Приложение 3. 6. Подготовка помещения (музыкального зала) для проведения встречи. Оборудование: • мультимедийная установка для показа слайдов; • музыкальный центр, подборка треков для фонового сопровождения мероприятия; • эмблемы для каждой команды; • материалы для проведения игр. • магнитная доска-планшет (ассоциативные маркёры: «Узнал», «Понял», «Использую», «Посоветую»; веселые и грустные смайлики) для оценки эффективности мероприятия его участниками (рефлексии). Приложение 4. Участники: учителя-логопеды, педагог-психолог, родители, дети. Форма проведения: встреча детско-родительского клуба «ВМЕСТЕ» в форме игры-викторины. Прим.: мультимедийный материал (презентация, освещающая базовые теоретические материалы встречи) не является отдельным блоком, а встроена в структуру мероприятия и комментируется по его (мероприятия) ходу. Ссылки на слайды вписаны в текст конспекта.
Ход мероприятия: Вступительное слово (целеполагание, вхождение в тему): Ведущий: Добрый вечер. Мы рады приветствовать Вас на очередной встрече детско-родительского клуба «ВМЕСТЕ». Сегодня мы хотели бы поговорить о том, как помочь нашим деткам вырасти смышлеными и внимательными, как научить их запоминать, думать, делать выводы: ведь без этих важных качеств невозможно успешное обучение в школе. 1. Инициация. Игра-приветствие Ну и начнем мы, по традиции, с небольшой игры, которая поможет нам познакомиться и стать ближе друг другу. Игра «Настроение» (К. Фоппель «Энергия паузы») Ведущий: Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. А теперь, пожалуйста, назовите себя и расскажите, с каким настроением вы пришли сегодня на нашу встречу. Я начну первая. Меня зовут Светлана. Сегодня я - радостная. Это приветствие передаётся по кругу. 2. Основная часть (проработка содержания темы). Ведущий: Сегодня у нас необычная встреча. Встреча-игра. Для этой игры нам нужно разделиться на команды: команда взрослых и команда детей. Конечно же, у команды должно быть название и эмблема. В качестве эмблемы мы выбрали для сегодняшней встречи изображение совы: ведь сова – известный символ мудрости. Ну, а названия команд напрашиваются сами собой: «УМНИКИ» и «УМНИЧКИ» (командам предлагаются эмблемы с названием).
БЛОК 1. ВОСПРИЯТИЕ Итак, давайте начнем. (СЛАЙД 2 ,читать) И первая способность человеческой психики, о которой мы сегодня поговорим – ВОСПРИЯТИЕ (СЛАЙД 3,читать) (СЛАЙД 4,показать) Ведущий: Восприятие – важнейшее умение, которое помогает человеку получить максимально точную информацию об окружающем мире. Все мы знаем, что существуют различные виды восприятия: зрительное (с его помощью человек получает 70% информации об окружающем мире), слуховое (на базе этого вида восприятия у человека формируется фонематический слух, а затем и более сложное фонематическое восприятие), тактильное. Сейчас наши команды попробуют выполнить несколько заданий-игр, помогающих развивать эти виды восприятия.
Игра «Угадай, что звучит» (авторская разработка/адаптация на основе общеизвестной игры – воспроизведения различных звуков (шуршание бумаги, плеск воды, стук ложки о стенки чашки и пр.) за ширмой с последующим угадыванием) Цель: развивать слуховое восприятие, формировать предпосылки для развития фонематического слуха ребенка Оборудование: у ведущего и игроков каждой команды непрозрачные пластиковые контейнеры с различными наполнителями (горох, гречка, грецкие орехи, монеты, пуговицы, крупный песок и пр.). Каждый контейнер промаркирован геометрической фигурой определенного цвета (наборы контейнеров абсолютно идентичны). Карточки-ключи с плоскостным изображением геометрических фигур (из числа тех, которыми промаркированы контейнеры). Настольная ширма. Приложение 5. Ход: ведущий за ширмой производит звуки (трясёт последовательно несколько контейнеров), игроки должны, ориентируясь на звучание, воспроизвести последовательность, выставив контейнеры на столе, выбрать и показать ведущему соответствующую карту-ключ. Прим.: чем длиннее звуковой ряд, тем, соответственно, сложнее задание. Игра «Двойник» (на основе авторского АМО: Творческая группа «Вместе»: Коваленко Н. Г., Блинова С. А., Маяцкая С. В., публикация в рамках Второго открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе» 2011-2012 гг. www.moi-amour.ru) Цель: развивать зрительное, тактильное восприятие, стимулировать, активизировать межанализаторные связи, процессы перекодирования сенсорного материала. Оборудование: у ведущих - два стандартных набора игры «Чудесный мешочек», на стульчиках (отдельный ряд стульев для каждой команды) - карточки с плоскостным (силуэтным) изображением фигурок, находящихся в мешочках. Ход: игроки каждой команды по очереди подходят к ведущему, опускают руку в мешочек и, выбрав и ощупав определенную фигурку, не глядя на неё, занимают в своём ряду стульчик с её плоскостным изображением. Приложение 6. Прим.: задание тем сложнее, чем более тонкие тактильные дифференцировки требуются для его выполнения. Ср.: бочонок-ёлочка, бочонок-цилиндр Игра «Выбирай-ка» (наложенные изображения) (на основе общеизвестной методики развития зрительного восприятия) Цель: развитие зрительного восприятия, активизация процессов сличения объектов на основе полученной сенсорной информации Оборудование: у команд – карточки с наложенными изображениями нескольких предметов. У ведущего на демонстрационном столе – картинки с изображением предметов с карточек и других, похожих предметов. Напр.: груша (предмет с карточки) и матрешка (предмет, включенный в банк картинок для усложнения выбора) Ход: игрокам предлагается выбрать из банка картинок только те, наложенные изображения которых содержатся в карточке. Приложение 7. Ведущий: Ну, что же, наши команды очень старались правильно выполнить все задания игры, а теперь пришло время немного отдохнуть. Динамическая пауза (материал взят из конспекта занятия «Формирование грамматического строя речи: закрепление знания пространственных отношений, выраженных предлогами»; Творческая группа «Вместе»: Коваленко Н. Г., Блинова С. А., Маяцкая С. В., публикация в рамках Второго открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе» 2011-2012 гг. www.moi-amour.ru) Цель: обеспечение двигательной активности в процессе образовательной деятельности. Ход: участникам предлагается выполнить серию движений, соответствующих тексту. Текст: Мы играем на гармошке, Громко хлопаем в ладошки. Головой слегка качаем, Ручки кверху поднимаем. Наши ножки – топ-топ, Наши ручки – хлоп-хлоп, Вниз ладошки опускаем, Отдыхаем, отдыхаем.
БЛОК 2. ВНИМАНИЕ Ведущий: Следующий, не менее важный процесс – ВНИМАНИЕ (СЛАЙД 5,читать); СЛАЙД 6 (показать) Ведущий: Внимание бывает произвольным и непроизвольным (пример) и обладает, как и любой другой психический процесс, определенными свойствами. Нас с Вами, конечно же, больше интересует произвольное внимание, ведь именно оно пригодится нашему ребенку в школе. Давайте попробуем выполнить несколько упражнений, которые помогут нам развить внимание малыша.
Игра «Шерлок Холмс» Тунина Е.Г., Гатанова Н.В. Развиваю внимание - : Издательство "Питер", 2000 Цель: развитие произвольного внимания и зрительного восприятия, способности к поэтапному, детализированному анализу сенсорной информации Оборудование: у ведущего песочные часы, или секундомер; у игроков листы-задания Ход: игрокам предлагается найти замаскированные (спрятанные) внутри сюжетной картины изображения нескольких предметов. Приложение 8. Прим.: учет фактора времени выполнения задания усложняет игру.
Игра «Угадай, чья тень» Тунина Е.Г., Гатанова Н.В. Развиваю внимание - : Издательство "Питер", 2000 Цель: развитие произвольного внимания, зрительного восприятия, способности к поэтапному, детализированному анализу сенсорной информации Оборудование: у ведущего песочные часы, или секундомер; у игроков листы-задания Ход: игрокам предлагается найти силуэтное изображение конкретного предмета среди нескольких похожих, отличающихся незначительными деталями. Приложение 9. Прим.: учет фактора времени выполнения задания усложняет игру.
БЛОК 3. ПАМЯТЬ Ведущий: Конечно же, говоря о развитии высшей нервной деятельности человека, мы не можем не упомянуть о таком важном процессе, как ПАМЯТЬ (СЛАЙД 7, читать) Узнать о том, какой бывает память и какими свойствами обладает этот замечательный психический процесс, вы можете, взглянув на следующий слайд. СЛАЙД 8 (показать) А нас с Вами, конечно же, интересует вопрос: «Как научить ребенка запоминать информацию точно и прочно, как быстро выучить заданное в школе стихотворение?». Существует множество методик, позволяющих развить память, но в рамках сегодняшней встречи мы хотели бы познакомить Вас с техникой «мнемограммы». Мнемограмма – это кодирование нужной информации при помощи ассоциативных символов, что позволяет быстро и качественно запомнить и сохранить ее. И нашим командам пришло время потренировать свою память. А команде «УМНИКИ» (команда взрослых) - еще и ассоциативное мышление. Игра «Мнемограммы» (авторский материал, сконструированный по общеизвестному принципу построения ассоциативных мнемо-таблиц) Цель: развитие ассоциативного мышления, способности к запоминанию, кодированию и декодированию информации с целью её последующего воспроизведения Оборудование: у каждой команды мнемо-таблица, кодирующая определенный (лучше знакомый) текст (известные стихи, песенки, скороговорки, чистоговорки). Ход: команде детей предлагается в максимально короткий срок при помощи ведущего запомнить закодированную в мнемо-таблице информацию и воспроизвести её наизусть; команде взрослых – декодировать мнемо-таблицу, опираясь на ассоциативные образы, узнать и воспроизвести литературное произведение (песенку). Приложение 10. БЛОК 4. МЫШЛЕНИЕ Ведущий: Итак, уважаемые игроки и гости, мы с вами добрались до МЫШЛЕНИЯ – психического процесса, присущего только человеку (СЛАЙД 9, читать); (СЛАЙД 10, показать) Ведущий: Развитие мышления – одна из важнейших задач, стоящих перед каждым педагогом не только в детском саду, но и в школе. А решить эту задачу нам поможет замечательная «Программа комплексного развития интеллекта», разработанная специалистами психологического центра «АДАЛИН» adalin.mospsy.ru. И наши команды сейчас попробуют выполнить несколько заданий, включенных в эту программу. Прим.: уровень сложности заданий подбирается с учетом контингента участников мероприятия Работа с карточками-заданиями «Программы комплексного развития интеллекта» Цель: формулируется, исходя из выбранного материала Оборудование: у игроков карточки-задания, у ведущего песочные часы, или секундомер Ход: игрокам предлагается выполнить задания в соответствии с инструкцией на карточке Прим.: процесс выполнения заданий будет более комфортным, если обеспечить каждого игрока индивидуальным заданием с возможностью командного обсуждения и взаимопомощи; учет фактора времени выполнения задания усложняет игру
3. Рефлексия Ведущий: ну, что же, уважаемые участники и гости, вот и подошла к концу наша встреча, и пришло время нам всем вместе определить, насколько она была интересной, запоминающейся и полезной для всех нас. «Экран продуктивности» (авторская разработка) Цель: определить значимость и продуктивность выполненной работы Оборудование: магнитная доска-планшет, оформленная в виде блок-схемы с разделами: «Узнал», «Понял», «Использую», «Посоветую»; веселые и грустные смайлики в количестве, четырехкратно превышающем количество участников мероприятия Ход: каждому участнику мероприятия (независимо от активности его участия: гость, игрок, ведущий) предлагается прикрепить соответствующий его оценке смайлик в поле каждого блока. Приложение 4.