Компьютерное рисование как способ развития творческой личности
В отличие от стола обычного художника, рабочее место специалиста по компьютерной графике оснащено техникой, которая предоставляет ему возможность работы с программами. Компьютер и графические редакторы полностью заменяют все традиционные средства и материалы художника. На экране монитора электронные инструменты и изображение произведения отображается в так называемом рабочем окне, которое является аналогом рабочего места художника. Компьютерная графика - один из разделов информатики, который привлекает не только профессиональных дизайнеров и художников, но и просто пользователей-любителей. С развитием компьютерных технологий он становится всё более популярным среди самых широких слоёв населения. Поэтому практическое применение навыков и умений, приобретенных на уроках информатики и ИКТ учениками образовательных учреждений очевидно. Конечно, если говорить о количестве уроков, которое отводится в учебном курсе на этот раздел, то можно сделать вывод, что учитель может и должен дать понять ученикам принципы кодирования графической информации и научить только основным инструментам графического редактора и приемам работы в приложении. Но ведь кроме уроков во многих образовательных учреждениях популярны элективные курсы по компьютерной графике, которые с удовольствием посещают ученики предпрофильной и профильной школы. Программы таких курсов чаще всего предполагают исключительно обучение технологии, совершенно забывая о том, что компьютерная графика – это в первую очередь творчество и умение создавать и видеть прекрасное. Это новый, подаренный нам развитием компьютерных технологий, вид изобразительного искусства. Можно научить технологии создавать компьютерную графику, но, в тоже время, необходимо не терять связь с основополагающими, исторически сложившимися принципами создания графических работ. Несмотря на то, что восприятие и вкус индивидуальны, есть общие правила, которым лучше не противоречить, если вы хотите привлечь зрителя к результату своего труда и не вызвать у него отрицательных эмоций. Это принцип изобразительного искусства. Опыт преподавания элективного курса «Компьютерная графика» показал, что гармонично построенные работы с точки зрения композиции и цветоведения, получаются только у менее 50% обучающихся. И то, как правило, это те ребята, у которых есть навыки, полученные в художественной школе, или природа наградила их талантом. С какими трудностями сталкивается любитель-график? Обозначим несколько проблем: 1. Цветовое решение изображения (подбор гармоничной палитры изображения) 2. Построение композиции (выделение центра композиции и соподчинение ему второстепенных объектов) 3. Размещение текста на изображении так, чтобы он вписывался в общую картину (это можно соотнести к предыдущим двум проблемам). Решение проблем может быть в изменении отношения к преподаванию компьютерной графики в образовательных учреждениях на элективных курсах. Программы обязательно должны включать ознакомительный раздел по таким дисциплинам, как композиция и цветоведение. Увлекаясь изучением графических редакторов, нельзя забывать, что, прежде всего, мы учим детей искусству, прививаем творческие навыки, воспитываем видение эстетики в результате своего труда. Параллельно с технологией надо учить умению строить изображения, опираясь на исторически сложившиеся основные приемы, принципы и правила построения творческой работы. Это поможет избежать явных ошибок и сделать композицию не ниже среднего уровня. Такое обучение даст гораздо продуктивней результат в процессе воспитания ученика как творческой личности и позволит ему добиваться более высокого результата при применении полученных компетентностей на занятиях курсов в дальнейшей практической деятельности. Независимо от того, каким программным обеспечением вы собираетесь научить пользоваться своих учеников, необходимо понимать основополагающие принципы строения графических работ, благодаря которым он сможет определить, что плохо и что хорошо, и помочь ученику выбрать наиболее удачное решение графического изображения. В изобразительном творчестве на первом месте стоит работа мысли, а применение технических средств является второстепенным. В процессе работы над изображением надо сначала четко определиться с тем, что автор хочет донести до зрителя. Решить, к чему надо направить его взгляд, какие эмоции вызвать, чтобы сделать соответствующие акценты в работе и определиться с тем, что стушевать. Мною разработан авторский элективный курс «Дизайн. Компьютерная графика», в программу которого я включила раздел «Композиция и цветоведение». Занимаясь по программе курса, учащиеся постигают тайны создания композиции графических изображений в целом, а не автономно от взаимосвязанных наук, знакомятся с методами, средствами и приемами, которые способны привлечь внимание к графической работе, проводят тренинги на развитие чувств по композиционному балансу, уравновешенности и определения композиционных центров и направлений. Рассмотрев суть обучения компьютерной графике, её содержание, краткую историю развития, на конкретных примерах и схемах, можно сказать, что тема, безусловно, актуальна в современном мире, когда применение и использование компьютерной графики во многих профессиях постоянно развивается и обогащается новыми знаниями и технологиями. Но, не следует забывать, что на протяжении столетий осуществляется неразрывная связь между такими науками, как цветоведение, композиция, графическое искусство в целом, включая в это понятие компьютерную графику.