Проект «Создание коллажа «Наша учебная группа» в графическом редакторе Gimp»
Дело не в том, чтобы научиться рисовать,
а в том, чтобы научиться мыслить.
Стендаль
В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения использование проектной деятельности на уроках и во внеурочное время приобретает все большую актуальность. Проектная деятельность дает возможность сделать обучение увлекательным и захватывающим, реализовать индивидуальный подход в обучении, активизировать познавательную деятельность учащихся и способствовать повышению уровня их самостоятельности. В данной статье я предлагаю вашему вниманию описание поэтапной работа над проектом «Создание коллажа «Наша учебная группа» в графическом редакторе Gimp».
Цели проекта: Образовательные: - развитие навыков сбора, анализа, структурирования и обобщения материала; - развитие умений и навыков работы с компьютерной графикой средствами графического редактора; - развитие художественного вкуса и творческого воображения; - развитие исследовательских и творческих способностей. Развивающие: - развитие наблюдательности и пространственного воображения; - формирование навыков исследовательской деятельности; - расширение кругозора воспитанников. Воспитательные: - развитие ответственности, внимательности; - развитие навыков коллективной деятельности, способности в взаимопониманию, интереса и внимания к творческим усилиям товарищей; - воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы; - развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Этапы проекта: I этап - подготовительный - презентация проекта педагогом; - предъявление темы и целей проекта суворовцам. Слайд 1. Проект по теме: «Создание коллажа «Наша учебная группа» в графическом редакторе Gimp». Слайд 2. Коллаж (франц. collage — "оклеивание", от colle — "клей", из греч. kolla — "клей") — техника и основанная на ней разновидность декоративного искусства, заключающаяся в создании изображения наклеиванием на какую-либо основу материала, отличающегося от нее фактурой и цветом. Слайд 3. Коллаж — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажное мышление, спровоцированное ритмами жизни мегаполисов ХХ века, наиболее адекватно соответствует “разорванному” “клиповому” сознанию современного человека и в то же время коллаж можно рассматривать как один из способов обобщения. Слайд 4. Именно поэтому основные цели создания данного проекта таковы: • создать коллаж, максимально полно характеризующий вашу учебную группу (класс), общие интересы учащихся ее составляющих; • развивать умения работы с компьютерной графикой средствами графического редактора; • развивать навыки коллективной деятельности, способности к взаимопониманию, интерес и внимание к творческим усилиям товарищей. При создании коллажа необходимо обратить внимание: на цветовую гамму в соответствии с образом и сюжетом. В соответствии с передаваемым настроением. Слайд 5. Несколько слов из истории появления коллажа. Первые свидетельства использования техники коллажа относятся приблизительно ко II веку до н.э., это приблизительно соответствует времени изобретения бумаги в Китае. До X века использование коллажа встречается крайне редко. С X века японские каллиграфы стали использовать в своей работе специально обработанную и склеенную из небольших кусочков бумагу. В Европе история коллажа начинается в XIII веке. Несмотря на использование до XX века художественных методов похожих на коллаж, некоторые критики утверждают, что искусство коллажа появилось только после 1900 года, вместе с первой фазой модернизма. Сам термин «коллаж» ввели Жорж Брак и Пабло Пикассо в начале века, в 1910-1912 годах, когда коллаж стал отличительной частью современного искусства. Слайд 6. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа был Курт Швиттерс. Слайд 7. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Слайд 8. В наше время мы все чаще встречаемся с фотоколлажем, который представляет собой соединение нескольких фотоэлементов в одной плоскости, проще говоря, в одной картинке. Фотоколлаж отражает дух времени, его динамику и свежесть, круговорот и стихию. С появлением цифровых методов значительно расширились возможности, так как компьютер помогает комбинировать изображения из нескольких источников, эпох и средств с целью создания совершенно необычных работ. В процессе выполнения данного проекта вы и создадите именно такие работы. Часто в коллаж из фотографий добавляют подписи, поскольку текстовое послание и фотографическое изображение взаимодействуют и между собой и с другими элементами композиции. А также расширяют ваши возможности.
II этап - планирование - определение задач; - разработка плана действий; - анализ имеющихся проблем; - создание банка идей и предложений, проблем, которые требуют решения. На данном этапе работы учащиеся, пытаются выработать концепцию собственного коллажа, сформулировать основную идею, которую постараются в нем передать. Здесь же, учащиеся сталкивались с проблемой невозможности реализации возникающих идей ввиду отсутствия умений работы с графическим редактором Gimp.
III этап - поисковый (исследовательский) - сбор информации по теме; - овладение основами работы с графическим редактором Gimp; - изучение справочного материала необходимого для дальнейшей работы с графическим редактором Gimp. Учащимся предлагается начать сбор информации по теме с поиска необходимых фотографий учебной группы (класса), возможно, фотографирования. После чего, поиск необходимой для реализации замысла информации, а также иллюстраций можно продолжить в сети Интернет. Для решения проблемы возникшей на этапе планирования учащимся предлагалось выполнить пробный коллаж, руководствуясь предложенными инструкциями. Работа над пробным коллажем разделена на два этапа: подготовка материалов для фотоколлажа и его создание. На этапе подготовки материалов для фотоколлажа учащимся предлагается самостоятельно исследовать возможности работы с различными фильтрами в растровом графическом редакторе Gimp, рассмотрев их на примере применения к одному и тому же изображению. Для расширения своих возможностей учащимся предлагается также самостоятельно изучить интересующие их функции графического редактора Gimp, используя его справочную систему, а также материалы соответствующих сайтов. Например, http://docs.gimp.org/ru/index.html, http://gimp.cc, http://www.progimp.ru.
IV этап - результаты и выводы - анализ и структурирование полученных материалов; - отработка практических умений по созданию коллажа средствами растрового графического редактора; - оформление результатов (синтезирование изображений в графическом редакторе); - формулировка выводов, обоснование выбора средств самовыражения. На данном этапе учащиеся приступают к созданию собственных коллажей.
V этап - презентация проекта - представление суворовцами своих коллажей, - организация выставки коллажей. На данном этапе суворовцам предлагается представить свой фотоколлаж товарищам и объяснить особенности выбора средств самовыражения, что позволяет учащимся не только продемонстрировать результаты своего труда, но и обосновать свою точку зрения.
VI этап - оценка результатов - обмен мнениями между участниками проекта; - ответы на вопросы; - качество и объем использования источников, креативность, потенциал продолжения работы, качество коллажа (концептуальность, индивидуальность, возможность тиражирования). Этот этап позволяет провести обсуждение работ, их самооценку и взаимооценку, а также выявить лучшие работы. Освоение такого вида искусства как коллаж, позволяет расширить кругозор учащихся, способствует развитию воображения, фантазии и творческих способностей суворовцев. А также развитию ИКТ-компетенции.