Четверг, 25.04.2024, 12:00
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Информатика » ИКТ

Разработка урока по теме "Что такое электронная таблица"
Тема: «Что такое электронная таблица»
Класс: 9 класс
Учебно-методическое обеспечение: Авторские презентации, созданные в среде Power Point: 1) работа с электронными таблицами Excel, 2) тест по электронной таблице Excel, 3) дидактическая игра "Тяжеловесы в информатике".
Презентация "Тяжеловесы в информатике" содержит ссылки на задачи, которые нужно решить в среде электронных таблиц. Задачи подразделяются на пять уровней сложности, в каждом уровне по пять задач. Это даёт возможность учащимся выбрать и уровень сложности задачи и из предложенного набора отобрать ту, которую он считает,  что сможет решить. Переходы между уровнями задач выполнены таким образом, что в любой момент работы учащийся может закрыть файл, с которым он работал и по ссылке перейти к другому файлу. В течение выполнения практической работы учащийся имеет возможность воспользоваться помощью со стороны судьи (3-4 человека из старших классов) и со стороны учителя. Итог своей деятельности учащиеся видят на специальном  Табло успеха.
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: Закрепить основные навыки работы с электронными таблицами. Решать практические задачи в среде электронных таблиц Excel. Развивать познавательную активность учащихся.
Задачи урока:
1. Образовательная: повторить и закрепить изученный материал по использованию электронных таблиц Excel к решению практических задач и закрепить навыки работы с электронными таблицами через проведение дидактической игры «Тяжеловесы в информатике»,
2. Развивающая: формирование умений выполнять обобщение и конкретизацию, развитие качеств мышления: гибкость, целенаправленность, рациональность, критичность с учётом индивидуальных особенностей; совершенствовать умственные способности, память.
3. Воспитывающая: воспитание познавательной активности учащихся; собираться с мыслями и принимать решения; самостоятельность; инициативу; чувство ответственности за свою работу; настойчивость в достижении поставленной цели; создать бодрое рабочее настроение.
Тип урока: Урок-практикум обобщения знаний и умений учащихся с использованием дидактической игры «Тяжеловесы в информатике».
Оборудование: Проектор, ноутбук, экран, компьютеры учащихся, три презентации (EXCEL Приложение 1 на ноутбуке, Тест Электронная таблица Приложение 3, Тяжеловесы Приложение 4 на каждом компьютере для учащихся), листы – Анкеты Приложение 2 (для каждого учащегося), таблица учёта успеха учащихся (Приложение 5), трафареты «Судья № 1», «Судья № 2», «Судья № 3», «Судья № 4», «Бюро добрых услуг», электронная таблица для подведения итогов всего урока, часы или колокольчик, локальная сеть.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
1. Семакин И. Г. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
2. Семакин И. Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1, для 8-11 класса.
3. Семакин И. Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2, для 8-11 класса.
4. Семакин И. Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие;
5. Семакин И. Г. Информатика и ИКТ. Основная школа : комплект плакатов и методическое пособие
6. Дышинский Е. А. Игротека математического кружка: пособие для учителя – Москва, «Просвещение», 1972;
7. Златопольский Д. М. 1700 заданий по Microsoft Excel. СПб.: БВХ-Петербург, 2003.
План урока
1. Психологическая минутка (2 мин)
2. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе (3 мин)
3. Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся по ранее изученному материалу (5 мин)
4. Тестирование учащихся на компьютерах (тест создан учителем с помощью программы Power Point) (5 мин)
5. Отдыхаем (физкультминутка – упражнение для глаз) (3 мин)
6. Выполнение практической работы, в форме дидактической игры «Тяжеловесы в информатике» (20 мин)
7. Подведение итогов урока. Рефлексия (оценка урока, талисманы настроения) (5 мин)
8. Домашнее задание (2 мин)
Ход урока
Урок начинается с показа презентации (Приложение 1)
1. Психологическая минутка (учащимся раздаются анкеты, Приложение 2).
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у меня очень хорошее настроение. А у вас оно какое? У вас на столе лежит листок с анкетой. Выберите, пожалуйста, в анкете, тот талисман настроения, который соответствует вашему настроению, и подчеркните его. Надеюсь, что у вас оно такое же.
Талисманы настроения (Слайд №2)

Итак, плохое настроение и лень умножим на нуль!
Учитель объясняет, что представляет собой Анкета и как с ней работать. Учащиеся в течение урока заполняют анкету на листочках.
- Ребята! Сегодня мы прово­дим урок-практикум обобщения ваших знаний и умений по теме «Работа с электронными таблицами» с использованием дидактической игры «Тяжеловесы в информатике» (Слайд 1). Девиз урока: «Человек должен думать, а машина работать» (Слайды 3, 4).

2. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
Учитель: Давайте с вами вспомним, какие правила для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять в компьютерном классе (Слайд 5):
Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.
Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.
Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.
В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари — подозвать учителя или лаборанта.
Взгляд на монитор должен падать перпендикулярно плоскости монитора на расстояние не менее 50 см.
3. Фронтальный опрос (Слайды 6,7).
Опрос учащихся по следующим вопросам:
1. Что такое электронная таблица?
2. Где мы можем использовать электронную таблицу?
3. Из чего состоит электронная таблица?
4. Как в предмете «информатика» используется КНИГА?
5. Как называются электронные таблицы, с которыми работает пользователь в приложении Excel?
6. Что такое ячейка?
7. Как определить адрес ячейки электронной таблицы?
8. Где еще отображается содержимое ячейки, кроме самой ячейки?
9. Какое количество строк и столбцов может содержать лист электронной таблицы?
10. Какое расширение имеет документ Excel?
11. Какие данные можно вводить в ячейку?
12. Какое выравнивание в электронных таблицах по умолчанию применяется к тексту? К числу?
13. Что такое формула в Excel?
14. С помощью рисунка ответьте на вопросы:
а) Имя документа, с которым ведется работа?
б) На какой ячейке стоит курсор?
в) Какой текст введен в активную ячейку?
4. Тестирование учащихся на компьютерах. (Слайд 8, Приложение 3).
Учащиеся отвечают на вопросы теста на компьютерах, и компьютер выставляет им оценку, которую они записывают в свою анкету.
5. Отдыхаем (физкультминутка) (Слайд 9)
Упражнения для глаз.
Закрыть глаза на несколько секунд, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть их, расслабив мышцы глаз. Дыхание ритмичное. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор в течение трёх полных ритмичных дыханий. До усталости глаза доводить нельзя. Затем посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на несколько секунд, затем посмотреть вдаль прямо. Аналогичным образом проводить упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 4-5 раз.
Часто открывать и закрывать глаза (моргать) в течение 20-30 сек.
6. Выполнение практического задания, в форме дидактической игры «Тяжеловесы в информатике».
Организация игры «Тяжеловесы в информатике»
Учитель показывает слайды с игрой (Слайды 10, 11): Игра – состязание «Тяжеловесы в информатике» является своеобразным конкурсом по решению задач различной трудности. Сложность задач «оценивается» в килограммах. Поэтому в презентации «Тяжеловесы» (Приложение 4) указывается «вес содержимого задач» в виде гиперссылки. На практическую работу отводится 25 минут.
Ход игры:
Учащиеся на своём компьютере открывают презентацию «Тяжеловесы в информатике» (Приложение 4), в которой задачи оформлены в виде электронной таблицы одного «веса», в которой пять листов с задачами одного уровня сложности. Каждая электронная таблица имеет «вес» от 60 кг до 100 кг (вес зависит от уровня сложности задачи). Выполняются не все пять задач из выбранного «веса», а только одна задача из выбранного «веса». За 25 минут учащиеся выполняют столько задач, сколько успеют.
Игра – состязание заканчивается строго по истечении 25 минут (учитель звенит в колокольчик или ставится звонок на будильнике).
Назначаются судьи состязания (учащиеся из старших классов, 4 человека). Каждый из них контролирует работу 3-4 человек группы, в зависимости от количества учащихся.
Правила игры:
Объясняются правила игры. Правила: по команде учителя все учащиеся класса садятся за компьютеры и без спешки, выбирают одну любую задачу из пяти предложенных в определённом «весе» - в пределах от 60 кг до 100 кг. Номер взятой задачи сообщается судьям. Учащиеся приступают к решению.
Учащийся, решивший задачу, подзывает судью и показывает своё решение. Если задача решена верно, то считается, что учащийся взял данный «вес» и допускается к решению более трудной задачи (т. е. допускается к «взятию» большего веса).
Если задача не решается или судья найдёт ошибку в решении, то предлагается сменить задачу (т. е. взять другую задачу этого же «веса») - сделать вторую (последнюю) попытку.
Или же можно обратиться в «Бюро добрых услуг» за подсказкой, которым руководит учитель, но тогда вычитается 5 кг за подсказку к решению задачи.
Если после всех попыток учащийся не справляется с задачей, то он выбывает из состязания и с ним проводится индивидуальная работа и даётся другое задание (с этим учеником работает учитель).
Если учащийся взял «вес» в 60 кг, а затем берёт «вес» в 90 кг, но не поднимает его после двух попыток, и после обращения в «Бюро добрых услуг», то считается, что он взял вес 60 кг и выбывает из состязания, и с ним проводится индивидуальная работа (с этим учеником работает учитель).
На игру отводится 25 минут. В течение игры учащиеся один раз проводят физкультминутку (контролирует судья состязания). По истечении положенного времени игра прекращается.
На столе каждого учащегося лежит лист со шкалой оценивания их практической работы на ПК:
на оценку «5» - более 160 кг,
на оценку «4» - от 140 кг (включительно) до 160 кг,
на оценку «3» - от 120 кг (включительно) до 140 кг,
на оценку «2» - менее 120 кг.
Эта шкала может варьироваться в зависимости от уровня подготовки класса.
Судья – помощник фиксирует результаты «поднятия веса» на табло по учёту успеха ребят (табло оформляется в виде электронной таблицы и проектируется на экран для всеобщего обозрения). Табло успеха (Приложение 5) имеется на каждом компьютере учащихся и эти данные по локальной сети поступают на компьютер учителя, который проектирует данные на экран.
По окончании игры, каждый учащийся оценивается по следующей шкале:
на оценку «5» - более 160 кг,
на оценку «4» - от 140 кг (включительно) до 160 кг,
на оценку «3» - от 120 кг (включительно) до 140 кг,
на оценку «2» - менее 120 кг.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия (оценка урока, талисманы настроения).
Учитель: Подведём итоги игры по заполненной таблице учёта успеха учащихся (общее количество оценок «5», «4», «3», «2»). Учащиеся заканчивают заполнять анкету. Всему классу объявляются "тяжеловесы" информатики, то есть те, кто набрал нужный вес на оценку «5». Оценка «2» не выставляется в журнал, и даётся возможность ученику исправить её на консультации.
Рефлексия:
- Ребята, кто из вас решил «взять сразу большой вес» и не сумел с ним справиться с первой попытки?
- А кто из вас решил «взять сразу большой вес» и не сумел с ним справиться ни с первой попытки, ни со второй попытки?
- Ребята, кто из вас решил «взять сразу большой вес» и справился с ним с первой попытки?
- А кто из вас решил «взять сразу большой вес» и справился с ним со второй попытки?
- Какой момент наиболее интересен был для вас на уроке?
- Где вам пришлось более всего вдумываться, концентрироваться?
Учащиеся выбирают Талисман настроения, который соответствует их самочувствию в конце урока. (Слайд №12)
8. Домашнее задание (Слайды 13, 14).
Повторить материал по данной теме.
Подобрать задачу для Excel, описывающую жизненную ситуацию.
Спасибо за урок. Успехов вам!

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/8558d8bed5d8ef528983a0ab72477e22b/_______________.rar.html
Категория: ИКТ | Добавил: pumpulidi (27.06.2012) | Автор: Пумпулиди Ольга Христафоровна E
Просмотров: 3521 | Теги: дидактическая игра, электронная таблица, работа с электронными таблицами Exc | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]