Пятница, 24.11.2017, 03:27
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Информатика » ИКТ

Сетевой проект с использованием информационных технологий как форма профориентационной работы со старшеклассниками
У меня растут года, будет и семнадцать,
Где работать мне тогда, чем заниматься?
В. Маяковский


В определенное время каждый школьник начинает задавать себе вопросы: «А что дальше?», «Чем мне заниматься в этой жизни?», «Какой выбор сделать?», «Куда поступать — в институт или училище?», «Как выбрать профессию по душе и по способностям, чтобы впоследствии избежать разочарования и не занимать чужое место?». Чтобы принять оптимальное решение, необходимо учесть множество факторов - свои желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества. Но как оценить свои возможности, проявить самостоятельность и сделать свой выбор?

Возможность определиться с выбором и попробовать свои силы в разных областях деятельности еще в школьные годы учащимся губернии дает областной сетевой конкурс «Profi-Quest».
Конкурс «Profi-Quest. Выбор. Профессия. Успех» - составляющая хорошо известного проекта Министерства образования и науки Самарской области «Открытый урок» (http://www.o-urok.ru ) . Такое название было выбрано потому, что ключевое слово — квест — означает задание, которое необходимо выполнить игроку или команде, чтобы пройти игру и добиться успеха, получить вознаграждение.

В этом конкурсе наша школа принимает участие во 2-ой раз. Мы участвовали в I Региональном дистанционном проекте и были лауреатами, по итогам III Регионального дистанционного образовательного проекта «Profi-Quest» «Выбор-Профессия-Успех» команда нашей школы «Созвездие" заняла 3-е место. В команде были учащиеся 9-го класса, для которых вопрос об определении дальнейшего жизненного пути очень актуален и важен.

В визитке команды (http://www.o-urok.ru/pq_userpage.php?id=144 ) в разделе «Мотивы участия в проекте» ребята написали: «Мы хотим быть готовы к разумному выбору будущей профессии. Мы надеемся, что участие в проекте Profi-Quest «Выбор – Профессия – Успех»
- поможет не потеряться в огромном мире профессий;
- даст возможность узнать о разных профессиях, определить, какие специалисты востребованы в нашем регионе;
- позволит лучше сформировать мнение о самом себе (интересы, склонности, способности, уровень притязаний и др.).
- ответить на интересующие нас вопросы профессионального самоопределения:
• Как избрать оптимально подходящий путь профессионального развития?
• Как определить профессию, которая не только пользуется популярностью, является востребованной, но и будет интересной, любимой, приносящей заработок?»

Первый конкурсный этап проекта - информационное исследование «Календарь профессий» .
Выбор профессии – есть ничто иное, как проектирование трудового пути. Свободен в выборе тот, кто хорошо видит незримые реальности, возможности, и ограничения.

В ходе исследования ребята ознакомились с некоторыми профессиями, теми которые их интересовали лично. Они выбрали профессии:
Web-дизайнер, как одну их самых современных и востребованных (http://www.o-urok.ru/pq_userpage.php?id=525),
журналист – как важную, социально значимую (http://www.o-urok.ru/pq_userpage.php?id=526) ,
кузнец – старинную, романтическую, овеянную легендами (http://www.o-urok.ru/pq_userpage.php?id=527) .

Работая над портфолио профессии, ребята искали в различных источниках информацию о том, какие требования профессия предъявляет к человеку, где можно обучиться данной профессии, насколько она востребована на рынке труда, как и когда, возникла, когда именно и почему профессия стала настолько значимой, что у неё появился свой профессиональный праздник, а так же познакомились с представителями выбранной профессии.

Так как необходимо было поместить поздравление с профессиональным праздником, пришлось попробовать себя еще и в роли художников – какое поздравление без открытки?
Человек рождается дважды, говорят в народе, считая вторым рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста, профессионала – начинается в детстве, юности.

Понятие «призвание» имело первоначальный религиозный смысл: подразумевалось, что это бог призывает человека к определенной деятельности, дав ему соответствующее положение в обществе. Сегодня призванием называют наивысшую степень соответствия склонностей и способностей человека к той или иной профессии, в которой он видит главную форму самореализации. Но как найти свое призвание?

В 9-11 классах, когда учащиеся находятся перед выбором будущей профессии нужно подумать, а, при возможности, и попробовать. Ведь только практически, в ходе самой деятельности выяснится, подходит профессия или нет. Не нарисовав ни одной картины, ни разу не взяв в руки кисть, вряд ли можно понять, есть ли талант художника. Правда, все виды труда испробовать невозможно. Но нашей команде удалось попробовать себя в роли Web-дизайнеров, журналистов и даже кузнецов. Это помогли сделать профессиональные пробы, проведенные в рамках конкурса.

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид. Еe основная цель – проанализировать свои собственные желания и возможности, попробовать свои силы в конкретной профессии.

Профпроба в роли Web-дизанеров началась буквально с оформления визитной карточки команды. Девочки, из команды оформили Интернет-сайт, посвященный 50-летию первого полета человека в космос. Работа оказалась интересной и увлекательной. Ребята пришли к выводу, что Web-дизанер – это человек обладающий творческими способностями, а также навыками работы с профессинальными графическими пакетами. Выполнение работы показало, что у них нет еще необходимых знаний в области дизайна, а также не достаточно навыков работы с пакетами обработки графической информации.

В роли журналиста пробовал себя Илья, которому нравится профессия журналист, потому, что это человек эрудированный, грамотный, разностороннеразвитый, всегда находящийся в «центре событий». Несколько лет он посещает объединение «Молодежная газета «FLASH» Сызранского Дворца творчества детей и молодежи и это позволило стать ему более коммуникабельным человеком, а также познакомиться и освоить еще одну профессию – верстальщик.

Илья побеседовать о журналистике и журналистах со своим руководителем Крыловой Людмилой Леонидовной (http://www.o-urok.ru/pq_userpage.php?id=608). Она также взял интервью у учителя истории нашей школы Храмова Александра Михайловича, под руководством которого в школе создан и активно работает Клуб забытых ремесел, где ребята постигают не только способы плетения кольчуг и изучают азы кузнечного дела (http://www.o-urok.ru/pq_userpage.php?id=646) .

Кузнечное дело – одно из древнейших ремесел на Земле. Современная художественная ковка – это работа, построенная на стыке вековых традиций кузнечного дела и последних разработок в области металлообработки. Изделия художественной ковки – это великолепный инструмент в руках дизайнера, создающего уникальные интерьеры, экстерьеры и ландшафтные композиции. Кованые элементы дизайна отлично подчеркивают безупречный вкус.

Познакомиться с профессией кузнеца нам помогла виртуальная экскурсия в цех художественной ковки "Левша", что расположился в поселке Варламово близ Сызрани.

На протяжении последнего года обучения в школе мальчики команды посещают Клуб забытых ремесел, куда мы также совершили экскурсию. Здесь нам рассказали об истории оружия, способах его изготовления и о профессиях оружейников. Мальчишки попробовал свои силы в изготовлении кольчуги. Это очень интересный, занимательный и трудоемкий процесс, требующий большой усидчивости и аккуратности.

В нашем Клубе есть кузница, в которой ребятами под руководством учителя, выковывают гвозди и подковы. Мальчишки попробовали и выковали гвоздь. «У нас все получилось, было просто здорово. Мы представляли себя настоящими ремесленниками-кузнецами из 19-го века» - так они написали о своем впечатлении.
Илья, который занимается в Клубе несколько лет, пробовал себя и в роли щитника. Щитником на Руси называли ремесленника, изготавливавшего щиты. Он рассказал нам о щитах, технологии их изготовления и показал свою работу. «Изготавливая щиты, я не только много нового узнал о доспехах, но и научился работать с деревом. Я думаю, что полученные навыки когда-нибудь пригодятся мне в дальнейшей жизни» - таково мнение Ильи.

О посещении Клуба забытых ремесел команда составили репорт и фотоотчет.

Выполнение задания «Профессиональные пробы» помогли ребятам «окунуться» в профессию, убедиться в ее достоинствах, определиться в недостатках.

Участвуя в творческом конкурсе «Портрет профессии» (http://www.o-urok.ru/pq_userpage.php?id=815, http://www.o-urok.ru/pq_userpage.php?id=817, http://www.o-urok.ru/pq_userpage.php?id=818), где нужно было создать постеры священные профессиям, команда снова пробовала себя в роли дизайнеров. Ребятам очень помогли знания о дизайне, построении композиции, цветовых решениях, а также практические навыки работы в графических редакторах, которые они приобрели, выполняя профпробы.

Очень интересные вопросы о профессиях подготовила команда для конкурса «Профессиональный вопрос».

Участвуя в Региональном дистанционном сетевом конкурсе «Profi-Quest», учащиеся нашей школы сделали первые шаги в профессию, познакомившись с профессиями Web-дизайнера, журналиста, кузнеца. Эффективным направлением в системе профориентационной работы является создание учениками портфолио профессий. Это формирует у них умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, расширяет возможности самообучения, развивает навыки рефлексивной деятельности.

В подростковом возрасте существует устойчивая тенденция детей к самостоятельности, самоутверждению, самореализации, что ведет к стремлению самостоятельно участвовать в различных проектах и общественно полезных делах. Профориентационная работа на данном этапе вызывается познавательный интерес к разным видам профессиональной деятельности. У учеников продолжаются формироваться социальные установи.

Наиболее эффективный путь развития учебной мотивации в профориентации подростков происходит путем активизации творческого мышления. Выполнение заданий творческого характера, предлагаемых организаторами сетевого конкурса, позволило формировать определенные качества личности, которые нельзя развить, передавая в готовой форме знания и умения: инициативность, гибкость, уверенность, свобода мышления и суждений, непохожесть на других и многое другое. Именно в творческой деятельности между ребятами из команды возникли отношения, предполагающие терпимость, уважение к мнению других, готовность посмотреть на ситуацию глазами другого человека.

Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте. В результате подросток оказывается в состоянии, учитывая личные склонности и предпочтения, самостоятельно сделать ответственный выбор из большого числа возможностей, а не жить по написанному за него сценарию.

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/565de91917767a72bfb55ee0003481f0d/BorodinaTA.pptx.html
Категория: ИКТ | Добавил: tanja_bor (30.06.2012) | Автор: Бородина Татьяна Анатольевна E
Просмотров: 1390 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]