Пятница, 26.04.2024, 12:21
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Информатика » ИКТ

Творческий подход в преподавании информатики и ИКТ в вечерней школе
Творческий подход в преподавании информатики и ИКТ в вечерней школе.

Семилуцкая Л.В. учитель информатики и ИКТ,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1, г. Воронеж

Если человек в школе не научился творить, то и в жизни он всегда будет подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой

В докладе рассматривается метод введения творческих заданий, который представляет собой продукт проектной деятельности, метод обучения на основе реальных ситуаций и его использование в преподавании информатики и ИКТ в школе.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Одним из приоритетных направлений школы является информатизация. Темпы информатизации современного общества, все более широкое использование им в компьютерных и сетевых технологий.
Каковы особенности вечерней школы? Перед каждым учителем возникает ряд проблем, над решением которых ему приходится работать в сложных условиях (особенности контингента учащихся). Вот некоторые из них: Как обеспечить успешность обучения большинства учащихся? Как направить творческую энергию школьников на уроках в нужное русло, если учесть, что в 9-12-й класс приходят учащиеся из разных школ с разным уровнем подготовки (а порой и без знаний компьютера)? В этом есть особенность обучения информатики и ИКТ.
Зачастую в рамках урока не удается осуществить работу, связанную с формированием ИКТ - компетенций в полной мере с теми учащимися, которые не имеют навыков работы с компьютером или теми, кто хочет углубить свои знания и навыки. Для развития познавательных интересов учеников при обучении я применению определенные методики. И в связи с этим я решила составить программу спецкурса по информатике и ИКТ. Так, например, элективные курсы в 12 классе «Информационные технологии в бизнесе».
Введение творческих заданий в курс информатики помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Я воспитываю творческую личность, которая развивается в постоянно изменяющихся условиях, а творческий человек успешен в профессиональной деятельности.
Именно создание учащимися творческих учебных работ помогает достигнуть высокого результата на пути решения этой задачи. Чаще всего творческие работы представляют собой продукт проектной деятельности.
С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач. Информационно культурный, грамотный человек должен уметь осознать, когда необходима информация, должен быть способен найти, оценить и эффективно использовать полученную информацию, уметь взаимодействовать с традиционными и автоматизированными средствами ее хранения.
На уроках информатики отдаю приоритет именно практической деятельности учащихся, через которую и происходит овладение ИКТ. Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более (он может быть и сквозным, то есть не прерывающим классические занятия), а может – проектом на один или несколько уроков (мини-проект). Так, например, проект «Многоликий Интернет», который включает в себя создание различных документов, использующих разные программы, рассчитан на несколько занятий. Участвуя с учениками 10-12 классов в самом интересном проекте «Партнерство и образование» мы получили грамоту от лаборатории Касперского, что дало толчок к дальнейшему участию в сетевых конкурсах: «Мой университет», «Мой класс – моей школе»: в дистанционном мероприятии: конкурс рисунков «Мир космоса», за который получили диплом; в областном конкурсе антинаркотической социальной рекламы «Сделай свой выбор» (награждены дипломом), а также в областном конкурсе «Вселенная. Земля. Космос», с презентацией «Тюльпаны Байконура» и сайтом «Космическая история развития человечества».
Участие в ученических проектах дает возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-ис¬следовательской работы, расширить свои знания по предмету, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ. Любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ученика в обучении и воспитании.
В результате многолетней практики я для себя решила, что необходимо активно использовать проектную деятельность учащихся на уроках. Я не утверждаю, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это очень эффективное средство при изучении многих тем по информатике и ИКТ.
Человек от природы одарен способностью открытия нового. Современному ученику важно привить умение самостоятельно приобретать знания. Умение работать с информацией, анализировать ее, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы. Задачи интеллектуального и нравственного развития приобрели особую актуальность. Не просто усвоение знаний, а умение их творчески применять для получения нового знания, развитие самостоятельного критического мышления, аналитических навыков — вот новый ориентир образования, который воплотился в компетентностном подходе. Аналитическая деятельность становится важнейшей характеристикой современного общества.
Почему же метод проектов является эффективным средством развития аналитических умений учащихся? Потому что в основе метода лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно приобретать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов позволяет организовать деятельность учеников таким образом, чтобы условия для развития аналитических умений были благоприятными.
Внедрение метода проектов в практику образования позволяет развивать аналитические умения обучающегося, к которым относятся следующие умения:
 производить диалектический анализ и синтез изучаемого материала;
 выделять главное и существенное,
 классифицировать материал;
 систематизировать, делать выводы и обобщения, резюме;
 аргументировать свои утверждения;
 проводить самоанализ, накапливать, отбирать и обрабатывать материал;
 оформлять свои наблюдения и выводы определенным образом
 выявлять основную задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения;
 пользоваться исследовательскими умениями.
Поэтому формами организации занятий по некоторым темам, на мой взгляд, и следует выбирать исследовательские проектные работы.
Для решения обозначенной проблемы применяю в работе метод обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом этого метода является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников.
В целях активизации использую такие приёмы:
• создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным;
• добавить в практическую деятельность соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость;
• особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность.
Проект подразумевает исследовательскую деятельность. Так в 9 классе чтобы составить генеалогическое древо своей семьи необходимо общение с представителями старших поколений (бабушки, прабабушки), а итогом становится проект «Иерархическая модель. Генеалогическое древо семьи», выполненный средствами векторной графики в Word.
Важным шагом при работе над проектом является выбор темы. В старших классах (10 -12 классы) проектная деятельность продолжается по следующим направлениям: «Семейный бюджет»; «Бизнес-план компьютерной фирмы», «Домашняя видеотека» и др.
При работе над проектом «Хочу купить компьютер» учащиеся должны обосновать выбор устройств, входивших в системный блок, критерием будет являться быстродействие и стоимость системного блока. Используя прайс-листы различных компьютерных фирм, должны обосновать стоимость системного блока данной компьютерной фирмы. При защите учащиеся рассказывают о причинах актуальности выбранной темы, доказывают правильность выбор системного блока, при этом выслушивают рекомендации своих одноклассников.
Свои творческие работы учащиеся представляют в разной форме, в зависимости от целей и содержания. Выполненные работы рецензируются учителями - предметниками, потом оцениваются на различных уровнях. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах.
Для активизации познавательного интереса обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики помогают и межпредметные связи: решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение графиков и диаграмм в MS Excel, используя математические формулы; создание рисунков в графическом редакторе, посвященных 50-летию полета Гагарина в космос «Вселенная, земля, космос», создание плакатов «Через тернии - в космос», «Безопасный Интернет», стенда для кабинета «Галерея информатиков»; создание буклетов для проектов: «Сделай свой выбор», «Многоликий Интернет», «Здоровый образ жизни»; создание плакатов для проекта «Мы за чистый компьютер», «Мы против спама».
Хочется лишь отметить, что связь между предметами всегда можно найти, даже если она не явно видна. Понимая и осознавая необходимость интеграции, учителя нашей школы: информатики, биологии, химии, ЗОШ в рамках проектной деятельности разрабатывают и проводят интегрированные уроки. Тесное сотрудничество учителей-предметников делает процесс обучения более качественным и интересным.
Опыт работы заключается в создании собственной системы уроков, разработке системы их проведения, разработке дидактических, контролирующих материалов (в том числе и электронных) и методики их применения в учебном процессе. Все полученные навыки учащиеся применяют для создания проектов на различные темы по информатике, а также и по другим предметам с использованием исследовательской деятельности.
Собственные наблюдения показали, что:
1. В целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности учен6иков, их толерантность и общее интеллектуальное развитие;
2. В ходе проектной деятельности развиваются основные компетенции:
• информационные;
• коммуникативные;
• учебно-познавательные;
3. Развиваются творческие способности учащихся и возможность для самовыражения.
Подводя итог, можно сказать, что применение идей метода проектов вполне оправдано. Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, уровень самостоятельности учеников, их толерантность и общее интеллектуальное развитие.
Только творчески работающий учитель может быть образцом и стимулом для творческого развития своих учеников. Поэтому надо быть учителем, которого ждут наши ученики.
Литература:
1. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии / Народное образование. – 2002.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2007.
4. Всероссийский съезд учителей информатики 24 марта 2011 года http://it.teacher.msu.ru/plenary/sadovnichiy

Источник: http://moi-mummi.ru/publ/0-0-0-504-13
Категория: ИКТ | Добавил: clv (11.05.2012) | Автор: Семилуцкая Лариса Викторовна E
Просмотров: 1947 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]