Урок информатики в 5 классе на тему "Окно в компьютерный мир"
Тип урока – урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока – познакомить учащихся с понятием компьютерного окна, основными элементами окон и действиями, которые можно выполнять с окнами.
Задачи урока: • Образовательная: сформировать понятие о компьютерном окне, основных элементах окон и действиях, которые с ними можно выполнять • Развивающая: развитие умений запускать программы, изменять форму представления окна программы, перемещать и изменять размеры окон, закрывать окна программ; развитие умений анализа и синтеза, выполнения действий по алгоритму • Воспитательная: воспитание интереса к предмету, воспитание внимания при работе на уроке
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: игровая технология, средства ИКТ, практическая работа
Время реализации урока: 40 минут
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия):
1. Знания, которые ученики актуализируют в ходе урока: основные устройства компьютера (при разгадывании ребусов). 2. Знания, которые приобретут: понятия «окно», «заголовок окна», «строка меню», «полоса прокрутки», «рабочая область», «кнопки управления окном» 3. Формирование • учебно-организационных умений и навыков: умение работать по алгоритму; • учебно-информационных: умение отгадывать ребусы; • учебно-коммуникативных: умение вести учебный диалог, участвовать в дискуссии; • учебно-интеллектуальных: умение осуществлять анализ, синтез, обобщение; умение использовать знания в стандартной и нестандартной ситуациях. 4. Формирование качеств в ходе урока: внимательность, наблюдательность, уверенность в себе, дисциплинированность, уважение к мнению учителя и одноклассников
Дидактическое обеспечение урока: методическая и учебная литература, тексты практической работы, мультимедийная презентация
Необходимое оборудование и материалы: ПК, мультимедиапроектор, текст практической работы
Список учебной и дополнительной литературы: 1. Информатика. 5 – 6 класс. Начальный курс / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2003 2. Босова Л. Л. ОС Linux Компьютерный практикум. 5 класс. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/5-linux.pdf
Ссылки на использованные интернет-ресурсы: 1. Картинки на слайдах 1 – 3 взяты с сайта из разработки Ровняниной Л. В. Ребусы по информатике "Муравьишкины ребусы". 5 класс http://internika.org/node/8734 2. Картинки зрительных иллюзий для проведения физминутки взяты с сайта http://www.psy.msu.ru/illusion/
Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан мультимедийный материал: Microsoft Power Point, графический редактор Tux Paint
Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников 1. Организационный момент. Приветствие учеников
2. Актуализация опорных знаний Используем Приложение 1. Слайды 1 – 3. Предлагается отгадать ребусы, в которых зашифрованы понятия «компьютер», «монитор», «клавиатура».
3. Мотивация учащихся Слайд 4. Предлагается отгадать ребус, в котором зашифровано слово «окно» и назвать словосочетания, которые можно составить с этим словом
4. Изучение нового материала а. На слайде 5 изображен окно программы Tux Paint и пингвиненок Тукс сообщает тему урока «Окно в компьютерный мир» (дети записывают ее в тетрадь)
б. Вопросы ученикам: • какая форма может быть у окна (прямоугольная – окно дома, круглая – окно самолета, парохода?) • какая форма у компьютерного окна (прямоугольная)? • что может располагаться в компьютерном окне (программа, документ или сообщение)?
в. На слайде 6 демонстрируется определение компьютерного окна (дети записывают его в тетрадь)
г. На слайдах 7 – 9 демонстрируются окна программы, документа, созданного в этой программе, и окно сообщения.
д. На слайдах 10 – 11 «учитель-автомобиль» «рассказывает» ученикам об основных элементах окна (определения дети записывают себе в тетрадь)
7. Рефлексия деятельности на уроке Ученикам предлагается открыть определенное количество окон: 5 – настроение отличное, материал понял отлично, вопросов нет 4 – настроение хорошее, материал понял хорошо 3 – устал, нужно еще немного поработать 2 – ничего не понял, настроение плохое
8. Подведение итогов урока Обсуждение с ребятами «Что нового вы узнали и чему научились на сегодняшнем уроке?» Варианты ответов: узнали что такое окно, заголовок окна, полосы прокрутки и т. д., научились запускать программы, изменять форму представления окна программы, перемещать окно программы по Рабочему столу, изменять размеры окна программы, закрывать окно программы