Понедельник, 19.08.2019, 06:51
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Информатика » ИКТ. Внеклассные мероприятия

классный час с применением ИКТ на тему "Семья Ульяновых"
Классный час
на тему: «Семья Ульяновых»
Цели классного часа:
Образовательные:
— исследовать генеалогическое дерево семьи Ульяновых;
— повторить построение генеалогического дерева по логической схеме;
— закрепить исследовательский навык.
Развивающая: развивать логическое мышление и умение анализировать ситуации.
Воспитательная:
- воспитывать чувство порядочности и ответственности за исследовательскую работу;
- сохранение исторической памяти, семейных традиций.
Материалы:
- интерактивная доска, 14 компьютеров, принтер, сканер, локальная сеть, Интернет.
- ЦОР программа «Родословная».
- авторская презентация «Семья Ульяновых».
Ход классного часа.
Вступительное слово учителя:
Учитель: Ребята, сегодня мы узнаем о семье Владимира Ульянова (Ленина).
Цель нашего классного часа познакомиться с генеалогическим деревом семьи Ульяновых (На интерактивной доске заставка 1 слайда семьи Ульяновых»), научимся с помощью интерактивной доски работать в программе «Родословная».
Учитель: Кто из вас знает что это за семья, кем она знаменита?
(ученики отвечают: Ленин (В.И. Ульянов), отец Илья Николаевич, мать, брат, сестра и т.д.)
*(В ходе дискуссии становится ясно, что дети знают и помнят Владимира Ильича Ульянова (Ленин). Много читали, смотрели фильмы и т.д.)*
История нашей Родины не знает другого такого примера, чтобы одна семья за одно поколение дала человечеству столь яркую плеяду выдающихся деятелей революционного движения, людей разносторонне развитых и образованных, обладающих талантом великолепных организаторов, волей и мужеством бесстрашных борцов.
Рассмотрим слайд 2
На слайде, ребята, перед вами вся семья Ульяновых. Давайте постепенно рассмотрим всех членов этой большой и дружной семьи, и узнаем много интересного о каждом из них.
- Отец Владимира Ильича, Илья Николаевич, был инспектором народных училищ Симбирской губернии. Он происходил из простого звания, рано лишился отца и лишь при помощи старшего брата с трудом получил образование. По окончании университета он был сначала учителем в Пензе и Нижнем. Ученики очень любили его, потому что он никогда не наказывал их, не жаловался на них директору, терпеливо и очень понятно объяснял им уроки и занимался бесплатно по воскресеньям с теми, кто не успевал, кому дома никто объяснить не мог. И бывшие ученики его всегда с любовью и благодарностью вспоминали о нем. В Симбирске он старался устроить побольше школ для бедноты, для крестьянских детей и, не жалея сил и трудов, совершенно не щадя себя, во всякую погоду ездил для этого по губернии.
Илья Николаевич- отец В.И. Ленина (Слайд 3)
Илья Николаевич любил проводить свои досуги тоже в семье, занимаясь с детьми или играя с ними, рассказывая им что-нибудь.
Мать Владимира Ильича, Мария Александровна, была дочерью врача; большую часть юности она провела в деревне, где крестьяне очень ее любили. Она была хорошей музыкантшей, хорошо знала музыку и языки – французский, немецкий и английский – и учила тому и другому детей. Она не любила большего общества и развлечений, проводила почти все время дома с детьми, которые очень любили и уважали ее. Достаточно ей было сказать им что-нибудь спокойным, ласковым голосом, чтобы они послушались.
Мария Александровна – мать В.И. Ленина (Слайд 4)
Старший сын Ульяновых — Александр. За свою короткую жизнь получил две золотые медали: одну - за блестящее окончание гимназии, другую — за студенческую работу по зоологии. Никто не сомневался, что его оставят при кафедре Петербургского университета для подготовки к профессорской деятельности.
Александр Ильич – старший брат В.И. Ленина (Слайд 5)
Свои жизненные принципы Александр Ульянов изложил еще в гимназическом сочинении «Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу и государству». Он отмечал, что человеку нужны: честность, привычка к настойчивому труду, твердость характера, ум и знания. Все эти черты Александр упорно развивал в себе, и, надо думать, эти принципы оформились в сознании молодого человека не без благотворного влияния семьи.
В Петербурге студента Александра Ульянова избрали в совет и научный отдел студенческого научно-литературного общества. В 1886 году он вошел в Совет Союза землячеств Петербурга. Одновременна Александр был членом «экономического» кружка, в котором разбирались вопросы о политической свободе, о роли различных классов в революционной борьбе, научалась история германской социал-демократической партии. Кружок ставил своей целью также подготовку студенчества к общественным выступлениям и актам протеста. Александр занимался с несколькими группами рабочих по политико-экономическим вопросам, знакомил их с произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса. Он перевел на русский язык статью К. Маркса «К критике гегелевской философии права. Введение». Ему уже становилось понятным, что марксистские идеи применимы в России, что именно рабочий класс призван сыграть главную роль в ее социалистическом преобразовании. Но он еще не успел полностью освободиться от влияния народовольческих идей. Ему казалось, что убийство царя непременно приведет к социальным реформам, которые облегчат жизнь народа.
Александр с поразительным бесстрашием готовился к свершению террористического акта, вместе со своими соратниками разрабатывал план покушения на царя Александра III. Он очень мужественно держал себя и на суде Особого присутствия Правительствующего сената. Стараясь спасти своих соратников, Александр брал всю вину на себя и утверждал, что является инициатором и организатором покушения, что его интеллектуальное и нравственное участие в этом деле было в полном соответствии с его убеждениями.
Александр Ульянов отказался от защитника и на суде сам произнес защитительную речь.
«Известно, что у нас дается возможность развивать умственные силы, но не дается возможности употреблять их на служение родине»,— заявил на суде Александр Ульянов. В этой своей последней в жизни речи он говорил о тех причинах, которые привели его на дорогу самоотверженной борьбы с царским самодержавием, о том, как назревавшее в нем недовольство существующим строем после изучения общественных и экономических наук укрепилось и «смутные мечтания о свободе, равенстве и братстве вылились... в строго научные и именно социалистические формы». «Я понял, что изменение общественного строя не только возможно, но даже неизбежно».
Анна Ульянова - старшая сестра В.И. Ленина (слайд 6)
Старшая дочь Ульяновых — Анна — окончила гимназию с серебряной медалью и приняла решение идти по пути отца — служить на ниве народного просвещения.
Много было пережито молодой девушкой. Арест — в один день с братом Александром. После ареста — ссылка. Анна Ильинична учительствовала в Кокушкине, вместе с матерью разъясняла крестьянкам, как выхаживать и воспитывать детей, дежурила в качестве сестры милосердия у изголовья больных холерой крестьян. А за ней не переставали следить полицейские. Жизнь Анны Ильиничны до самого свержения самодержавия была отражена в донесениях, протоколах допросов, обвинительных заключениях. Вся молодость Ани Ульяновой прошла в условиях гласного и негласного надзора. Полицейские появлялись в ее комнате в любое время дня и ночи. Много раз она сидела в тюрьмах, жила в эмиграции, но ничто не могло остановить горячего стремления Анны Ильиничны к революционной деятельности. Она была активной участницей «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», организатором (большевистского подполья в Томске, Самаре, Киеве, Саратове. С ее именем связана деятельность большевистских газет «Искра», «Вперед», «Пролетарий», «Правда», становление старейшего в нашей стране общестенно-политического журнала «Работница».
В 1917 году Анна Ильинична стала секретарем редакции газеты «Правда», а последние десять лет жизни работала в Институте марксизма-ленинизма. Мы благодарны Анне Ильиничне за многие книги, которые помогают нам глубже познать жизнь и величин Ленина.
Семья, в которой вырос Владимир Ильич, была очень дружна. Он был третьим ребенком, очень шумным, с бойкими, веселыми карими глазами.
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (Слайд 7)
Владимир Ильич был средним сыном Марии Александровны и Ильи Николаевича Ульяновых. Хорошо известны слова Володи Ульянова, сказанные после того, как он узнал о казни брата: «Нет, мы пойдем не таким путем, не таким путем надо идти».
Володе шел тогда семнадцатый год. Анна Ильинична писала о своих братьях: «Александр Ильич погиб как герой, и кровь его заревом революционного пожара озарила путь следующего за ним брата Владимира». Семнадцати лет Владимир Ильич в первый раз был арестован. В коротенькой автобиографии он писал: «В декабре 1887 г. я был первый раз арестован и исключен из Казанского университета за студенческие волнения; затем выслан из Казани. В декабре 1895 г. арестован второй раз за социал-демократическую пропаганду среди рабочих в Питере».
Двадцати трех лет Владимир Ильич появился в Петербурге и очень быстро завоевал души и умы прогрессивной молодежи.
Г. М. Кржижановский вспоминал:
«Верная и бестрепетная рука молодого гения открывала завесу грядущего и направляла нашу волю в такое русло, где самое слово перерастало в историческое дело... Ленин юных лет находился как бы в прямой знаменательной перекличке со своим гениальным первоучителем К. Марксом...
Юность Владимира Ильича — это юность нашей Коммунистической партии, крепнувшей и зревшей в могучем резонансе с ходом его великой жизни».
Жизнь Владимира Ильича была недолгой. Но его наследие неисчерпаемо. В памяти благодарного человечества он будет жить в веках.
Оля и Владимир Ульяновы (слайд 6)
Оля Ульянова- сестра В. И. Ленина (Слайд 8)
Оля Ульянова появилась на свет через год после Володи. У брата и сестры в детстве были общие игры, забавы, потом книги, мысли, волнения. Оля Ульянова окончила гимназию (так же, как и братья) с золотой медалью. Анна Ильинична говорила, что у сестры была глубокая и серьезная натура. Оля блестяще играла на рояле, пела, рисовала, делала литературные переводы художественных произведений, страстно увлекалась математикой, химией и астрономией. В 18 лет она превосходно знала немецкий, английский, французский языки. У нее было огромное желание стать врачом. Она полагала, что это даст ей возможность больше принести пользы людям. Ольга решила учиться в Гельсингфорсе и для этого изучила шведский язык.
Позднее выяснилось, что для поступления в Гельсингфорсский университет требуется еще знание финского языка. И Ольга, не желая терять годы, поступает на Высшие женские курсы, с тем чтобы получить право учительствовать.
Девушка с увлечением изучала труды К. Маркса. Сохранился написанный ее рукой конспект третьей главы «Капитала».
Оля всегда понимала взгляды и устремления брата. Вместе с Володей они читали запрещенную литературу, переводили с французского «Нищету философии» К. Маркса, вместе пели на французском языке «Марсельезу». Нет никакого сомнения, что Ольгу ждало будущее видного общественного деятеля, она отдалась бы революции так же страстно, как отдавалась каждому делу, которое становилось для нее дорогим.
Но весной 1891 года в Петербурге Оля заболела брюшным тифом. Болезнь протекала тяжело. За сестрой заботливо ухаживал Владимир Ильич. Когда болезнь осложнилась рожистым воспалением, он увез ее в больницу — Александровские бараки — и вызвал мать.
Оля Ульянова умерла, когда ей было девятнадцать лет.
Маняша – младшая сестра В.И. Ленина (Слайд 9)
Младшую дочь Ульяновы назвали в честь матери — Марией. И она очень рано вступила на путь революционной борьбы и так же, как ее братья и старшая сестра, обладала бесстрашием, выдержкой и редчайшей находчивостью при выполнении партийных заданий. Мария Ильинична в восемнадцать лет уже была связной между братом, заключенным в Петербургскую тюрьму, и «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса». Она была сотрудницей большевистской газеты «Искра».
Семь раз царская охранка бросала Марию Ильиничну в тюрьмы, ссылала в отдаленные губернии, держала под гласным надзором полиции. Вся ее молодость — это трудное молчание на допросах, пребывание в карцере, разгадывание хитроумных провокаций жандармов, искуснейшая конспирация и постоянный риск.
И вместе с тем Мария Ильинична постоянно училась. Владимир Ильич прислал ей из тюрьмы программу занятий по изучению марксизма, и она настойчиво усваивала знания по этой программе, неутомимо совершенствовалась в иностранных языках. Мария Ильинична выезжала в Брюссель, а затем во Францию для получения высшего образования; ей был выдан аттестат преподавательницы французского языка. В 1907 году Мария Ильинична перевела опубликованные в немецком социал-демократическом еженедельнике «Новое время» знаменитые письма Карла Маркса Кугельману, которые были изданы отдельной брошюрой с предисловием Владимира Ильича. Эта брошюра сыграла большую роль в борьбе с меньшевиками.
При Советской власти Мария Ильинична была членом Центральной Контрольной Комиссии, потом Комиссии советского контроля, заведовала бюро жалоб ЦИК СССР, много лет работала в «Правде».
Это была преданнейшая соратница В. И. Ленина, беззаветная труженица, любимица людей, человек большой души.
Дмитрий Ульянов – младший брат В.И. Ленина (Слайд 10)
На II съезде РСДРП делегатом от Тулы был избран Дмитрий Ильич Ульянов. Он участвовал в транспортировке «Искры», много раз подвергался полицейским репрессиям, сидел в московской Таганской тюрьме, Одесском тюремном замке и киевской крепости Лукьяновке. В дни революции 1905—1907 годов он — член Симбирского комитета большевиков.
Революционную пропаганду и партийную работу Дмитрий Ильич постоянно совмещал с врачебной деятельностью. Еще юношей он стремился к самому трудному и опасному в профессии врача — к борьбе с холерой и другими эпидемиями. Во время империалистической войны 1914—1917 годов был военным врачом и вел революционную работу среди солдат и матросов. В годы гражданской войны Дмитрий Ильич проникал в тыл белогвардейцев, оперировал раненых красных партизан, которые скрывались в мамайских штольнях. Потом в рядах Красной Армии громил Врангеля и утверждал в Крыму Советскую власть. В Евпатории Дмитрий Ильич Ульянов был избран членом городского комитета большевиков и членом ревкома, а затем членом Крымского Обкома партии. Открывал первые в Советском государстве курорты для воинов Красной Армии, рабочих и крестьян.
Потом Дмитрий Ильич был на руководящей работе в Наркомздраве, преподавал в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова, много сделал для организации важнейших направлений советского здравоохранения — санитарного и курортного дела. Им написаны в этой области научные труды.
Илья Николаевич и Мария Александровна воспитывали в своих детях честность и трудолюбие, чуткость и внимание к людям, личную ответственность за свои слова и дела, чувство долга. Впоследствии все дети Ульяновых (кроме рано умершей Ольги) встали на путь революционной борьбы. (Слайд 11)
- Ребята, просмотрев презентацию давайте обсудим, что нового для себя вы узнали из данного классного часа. (Обсуждение темы с учениками)
- Как, вы считаете какое влияние семья оказала на революционную деятельность детей семьи Ульяновых? Давайте обсудим конкретно каждого из детей Ульяновых.(Обсуждение темы с учениками).
Практическая часть классного часа.
Физкультминутка. (необходимо снять утомление и размять мышцы перед практической работой).
Учитель: Ребята, мы с вами рассмотрели, изучили, исследовали состав семьи Ульяновых. Чтобы закрепить полученные знания давайте нарисуем генеалогическое дерево данной семьи используя специальную программу «Родословная».
На интерактивной доске перед вами открыта программа «Родословная», давайте научимся в ней работать. Все очень просто. (Объяснение и показ учителя о работе в программе «Родословная»).
Включите компьютер, на рабочем столе вашего компьютера, есть такая же папка под названием «Родословная», открываем ее и начинаем работать используя знания полученные при объяснении учителя. Если, вам что-то непонятно, поднимаем руку и я еще раз на доске объясню как работает данная программа. Презентация «Семья Ульяновых» для подсказки находится также на рабочем столе ваших индивидуальных компьютеров и ее можно самостоятельно включить и еще раз не торопясь просмотреть.
(Включаем компьютеры и работаем).
Учитель: Ребята, вы все отлично справились с заданием, все правильно построили генеалогическое дерево семьи Ульяновых. Давайте подведем итог, что нового вы узнали на уроке? (Ребята отвечают, высказывают свое мнение, дополняют друг – друга). Чем вам понравилась программа «Родословная»? Чем не понравилась? Где можно использовать данную программу?
Домашнее задание:
Учитель: Ребята, на следующий классный час каждый из вас приготовит небольшую презентацию о своей семье - мы их посмотрим, и обсудим. Очень интересно узнать, какое хобби у каждой семьи, чем вы занимаетесь вместе с родителями, как вы отдыхаете, любите ли вы животных. Программу «Родословная» вы можете найти и скачать на свои компьютеры в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов № 145524.
Вывод: Тема семьи актуальна. Дружная, понимающая атмосфера в семье способствует гармоническому развитию ребенка, его нравственному и духовному богатству. В здоровой семейной атмосфере развивается любознательный, современный, умный ребенок, который в дальнейшем становится полноценным гражданином нашего общества.
Список использованной литературы
1. Ильина А.Р. Семья Ульяновых.-М.: Просвещение, 1996.- 86с.
2. Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов №145524
Приложение к классному часу: Презентация http://www.moi-file.ru/oswd7zri76cg.html

Источник: http://www.moi-file.ru/oswd7zri76cg.html
Категория: ИКТ. Внеклассные мероприятия | Добавил: ira_k (05.08.2011) | Автор: Кислякова Ирина Аркадьевна E
Просмотров: 2879 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]