Педагогическое сопровождение учебно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочной деятельности по информатике в 6 классе.
Положительный исход исследовательской деятельности кроется в грамотном педагогическом сопровождении учебной работы, упреждающем потерю интереса у школьников при встрече с затруднениями. Педагогическое сопровождение - это система педагогических действий учителя, связанная с нейтрализацией прогнозируемых трудностей при исследовании, оказанием оперативной помощи во время выполнения проекта и упреждающим внесением корректив в последующие этапы работы учащихся. Следует отметить, что главное во имя чего работает педагог заключается в развитии творчества учащихся. Главное для педагога - привести ученика к успеху в исследовании. Рассмотрим алгоритм педагогического сопровождения учебно-исследовательской работы на примере презентации ученицы 6 класса.
Алгоритм педагогического сопровождения:
I. Выбор темы.
Мотивация учащихся на проведение учебного исследования происходит по: По процессу / интерес ученика/ По результату /желание побеждать в конкурсах/ На оценку / инициатива учителя/
Обычно изучение программы Рower Рoint я заканчиваю просмотром и обсуждением творческих работ учащихся, созданных в Рower Рoint и занявших призовые места в различных конкурсах предыдущих лет. Мы обсуждаем дизайн работ, творческие находки, исследование. Многие ученики «загораются идеей» и хотят сделать работы на таком же высоком уровне или еще лучше. Зная о предстоящих конкурсах я предлагаю темы, предложенные организаторами конкурсов или же ученики предлагают свою тему, интересную им. В 2011 году мною были предложены темы с конкурса «Медиадебют 2011» - это межвузовский фестиваль, проводимый Институтом Телевидения, бизнеса и дизайна г.Санкт-Петербург. Примеры тем: Экология мегаполиса, Урбанизация, Интернет-зависимость, Безработица, Этническая напряженность Ученица заинтересовалась экологической ситуацией в Санкт-Петербурге, поэтому для исследования была выбрана соответствующая тема.
Тема «Экология мегаполиса» Цель: исследовать экологическую ситуацию в мегаполисе Санкт-Петербург Задачи: 1.Выявить круг экологических проблем 2.Кратко описать основные экологические проблемы Санкт-Петербурга 3.Составить статистическую отчетность или сравнительную характеристику по экологической ситуации в городе 4.Предложить меры по улучшению ситуации
II. Поиск информации.
Поиск информации в Интернете происходит с использованием специального языка запросов. Необходимо использование специальных символов для поиска информации : &- оба слова одновременно встречаются на странице; |- или 1 слово или 2 слова или оба встречаются на странице; «» - цитата; Флажки: в Санкт-Петербурге, в найденном.
Примеры запросов для поиска 1.«Экологические проблемы Санкт-Петербурга» 2. Автомобильный транспорт | загрязнение воздуха 3. УТИЛИЗАЦИЯ& МУСОР& СВАЛКИ&ПОЛИГОН
При отборе информации для презентации формируется список использованной литературы. Список литературы не должен превышать 5-7 источников.
Список источников http://ecoportal.su/ http://www.erudition.ru/referat/ref/ http://myunivercity.ru/http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/ecology/dir/activ/air http://ecorussia.info/ru/ecopedia/transportation_problem http://www.avtomus.ru/ http://www.nvspb.ru/tops/odin-pojar-celaya-svalka-problem/
III. Отбор информации.
Основные требования – новизна (желательно на мировом уровне), практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Для сокращения пространства поиска ученикам нужно посоветовать игнорировать все поле исследования и сосредоточиться на небольших его участках, где можно ожидать эффективных решений. Сложную проектную задачу необходимо преобразовать в несколько простых и решать их поэтапно, путем последовательного рассмотрения входящих в сложную задачу частных проблем.
IV. Обработка, представление и обмен информацией.
Чтобы облегчить работу учеников в программе Рower Рoint им выдается Методическое пособие. 1. Знакомство с программой Назначение и область применения презентационной программы -для наглядного представления, демонстрации информации в краткой форме, в помощь докладчику. Для создания презентации, необходимо выбрать тему, написать сценарий, определить навигацию, дизайн и стилевое оформление Способы создания презентации: Мастер автосодержания (по шагам ответить на вопросы) Шаблон (готовая презентация по определенной теме) Пустая презентация (создание с нуля) Создание слайда: Вставка - создать слайд - выбрать авторазметку Объекты презентации: слайд, текст, изображение, видео, звук, внедренный объект Разметка слайда: титульный слайд, пустой, таблица, диаграмма и т.д. Фоновое оформление слайда и дизайн: Формат - применить оформление (шаблон) Формат - фон - способы заливки, другие цвета Шаблон и фон можно сочетать, но не во всех шаблонах можно поменять цвет Дизайн: все слайды презентации д.б. оформлены в одном стиле, цвете. Лучше использовать максимум до трех цветов, один цвет и его опенки, противоположные цвета.
2. Режимы работы презентации Режим структуры: добавить, удалить слайд, ввести текст Сортировщик слайдов: представлены все слайды презентации. Добавить слайд, удалить слайд, перемещать слайды, менять фоновое оформление слайдов, настраивать время и эффекты появления слайдов Режим слайда, обычный: редактирование слайда Режим показа презентации: демонстрация Сохранение презентации: первичное и пере сохранение под другим именем - Файл - сохранить как
3. Обработка текстовой информации. Панель рисования Вставка надписи (кадр) - задать заливку, цвет линии обрамления, тип линии обрамления Вставка надписи (фигурная) - выбрать тип надписи, ввести текст, задать размер шрифта и начертание. Редактировать через Формат Форматирование текста: используя панель форматирования и рисования: цвет текста, начертание, размер шрифта, тип шрифта.
4. Обработка графической информации Вставка рисунка созданного в графическом редакторе: Вставка - Рисунок из файла или Вставка - Объект - выбрать точечный рисунок Вставка готового рисунка из папки СliрАгt: Вставка - Рисунок - Картинки Автофигуры (панель рисования): из автофигур можно создать векторный рисунок или добавить элементы для оформления слайда Форматирование рисунку используя панель рисования: рисунок созданный из автофигур или из библиотеки СliрАгt можно разгруппировать/группировать, изменить заливку, цвет линии обрамления, тип линии обрамления
5. Настройка анимации. Эффекты мультимедиа Настройка анимации текста: выделить текст - Показ слайдов - Настройка анимации - выбрать эффект появления объекта и как появиться текст (по буквам, по словам, целиком весь текст), время (по щелчку мыши или автоматически) и скорость, можно добавить звуковое сопровождение Настройка анимации графических объектов: Выделить объект - Показ слайдов - Настройка анимации -выбрать эффект появления объекта, время (по щелчку мыши или автоматически) и скорость, можно добавить звуковое сопровождение.
6. Модификация объектов. Панель рисования. Кнопка действия Разворот объекта Создание фона и смена порядка объектов. Настройка тени и объема объектов Настройка анимации (имитация движения), скрыть после показа.
7. Вставка видео и звука Звуковое сопровождение объекта - настраивается при настройке анимации, выбирается звук из библиотеки звуков или из любой папки на компьютере (чтобы не потерять звуковое сопровождение, звуковые файлы помещать в одну папку с презентацией и только после этого задавать звуковое сопровождение) Звуковое сопровождение слайда: настраивается при настройке анимации смены слайда(ов), выбирается звук из библиотеки звуков или из любой папки на компьютере (чтобы не потерять звуковое сопровождение, звуковые файлы помещать в одну папку с презентацией и только после этого задавать звуковое сопровождение). Применить такое сопровождение можно к одному слайду или всей презентации Звуковое сопровождение всей презентации: настраивается при настройке смены слайдов, выбирается звук из библиотеки звуков или из любой папки на компьютере (чтобы не потерять звуковое сопровождение, звуковые файлы помещать в одну папку с презентацией и только после этого задавать звуковое сопровождение) Настройка видеоизображения: Вставка - Объект - вкладка Из файла - кнопка Обзор, далее выбрать нужный файл. Настройка появления как изображение.
8. Навигация в презентации Смена слайдов автоматическая: Показ слайдов — Смена слайдов Смена слайдов по ссылкам с текста или графического изображения: • выделить объект - Показ слайдов - Настройка действия - вкладка по щелчку мыши - Слайд (выбрать на какой слайд будет настроена ссылка) - ОК • выделить объект - Показ слайдов - Настройка действия - вкладка по щелчку мыши - Файл (выбрать на какой файл будет настроена ссылка) - ОК Смена слайдов - управляющие кнопки (панель рисования - автофигуры - управляющие кноттки или Показ слайдов - Управляющие кнопки). Управляющей кнопке, изменить форму, размер, цвет, тип и цвет обрамления.
9. Внедрение объекта. Вставка Объект (файл созданный в другом приложении) или создать, используя функции данной программы Вставка диаграммы Вставка таблицы Вставка объектов из других приложений .
Обмен информацией с учениками происходит по электронной почте или при непосредственном контакте на уроке.
V. Подготовка презентации.
При подготовке презентации необходимо учитывать как общие требования, так и требования конкретного конкурса.
Требования к оформлению презентаций
Структура и организация презентации • Титульный слайд. • Наличие ветвления в презентации - выбор разделов. • Наличие управляющих кнопок. • Логичность. Последовательность. • Расположение информационных блоков. • «Пустые» слайды и «черный экран» должны отсутствовать.
Оформление презентации • Единый стиль оформления каждого из разделов и всей презентации в целом. • Качественные сканированные изображения. • Динамика в изображениях (включение анимаций и анимационных эффектов, видеофрагментов, прямых 1п1егпе1:-ссылок). • Проверка цветовой схемы на рабочем оборудовании.
Титульный слайд может иметь: • Рисунки, фотографии, анимации и др. по теме презентации. • Фотографию автора. • Эпиграф к теме. От качества оформления титульного слайда часто зависит восприятия всей презентации в целом.
Расположение информационных блоков слайда: • информационных блоков не должно быть слишком много (3-5); • рекомендуемый размер одного информационного блока - не более половины размера слайда; • желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, • графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющих друг друга;
Расположение информационных блоков слайда: • ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить; • информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки - слева направо; • наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда.
Единое стилевое оформление: • стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.; • не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более трех цветов и более трех типов шрифта; • оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части; • все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.
Требования Конкурса «Мир открытий» ◦ соответствие теме от 0 до 10 баллов ◦ композиция- 0 до 10 баллов ◦ цветовая гамма - 0 до 10 баллов ◦ оригинальность - 0 до 10 баллов ◦ использование управляющих кнопок, гиперссылок, звука - 0 до 10 баллов.
Кажется, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основная причина в том, что учащиеся оказались психологически не готовы к борьбе и победе. Очень полезно предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории научно-практической конференции. .
VI. Представление работ на конкурсах.
Подготовка выступления. Предварительное представление исследовательской работы в творческом коллективе. Зашита работы на конференции.
Работа «Экология мегаполиса» участвовала в прошлом учебном году в конкурсах: «Мир открытий» – районный конкурс презентаций – 1 место «Медиадебют 2011»- межвузовский фестиваль, проводимый ТИД – приз жюри «30 Международная конференция «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития»- диплом 2 степени.