Среда, 19.12.2018, 17:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа технологии и ФГОС

МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ ФГОС
       Новые информационные технологии коренным образом изменили современный образовательный процесс. Электронные образовательные ресурсы в виде электронно-дидактических комплексов, соединенные с возможностями «Всемирной паутины» Internet, сделали возможным создание новой модели обучения, которая отличается от традиционной как по организации учебного процесса, так и по методам обучения. Меняется роль преподавателя, на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Эта форма обучения в полной мере может реализовать идею доступности образования для всех слоев населения.
     Глобальный переход информационных ресурсов образования в виртуальную среду побуждает утверждать инновационные модели деятельности, которые можно создавать и поддерживать средствами информационных технологий, которые все активнее используются в образовательном пространстве вуза. Появился новый вид компьютерной технологии – мультимедиа, которая выводит на принципиально новый уровень обработки информации и интерактивного взаимодействия человека с компьютером. Это означает, что открываются широкие возможности для различных видов деятельности, и прежде всего, – для творчества.
     Образовательный, дидактический потенциал мультимедиа технологий существенно повлиял на все компоненты образования – цели, содержание, формы и методы обучения, его результаты. Но, несмотря на это, образовательные мультимедиа- технологии, как и информационные технологии в целом, пока еще не оказывают существенного влияния на парадигму образования и характеризуются, прежде всего, использованием в образовании учебных мультимедиа-средств.
     В мире создано огромное количество разнообразных мультимедийных объектов, которые могут применяться и активно применяются в образовательной практике разных стран: мультимедиа-справочники по многим предметам, музеям, городам и т. д., игровые ситуационные тренажеры, мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовывать учебный процесс с использованием новых технологий, и др. Многие страны мира в настоящее время стремятся модернизировать систему образования на основе широкого использования мультимедийных технологий, которые предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения.
     В российской практике образования изучение мультимедийных технологий, их возможностей и специфики и их использование в процессе обучения и преподавания пока еще только начинается и сталкивается с определенными сложностями, главным образом, материально-технического характера (ограниченное применение специальных устройств, позволяющих проецировать материал с компьютера на большой экран, недостаточное и бессистемное комплектование фонда программного обеспечения, отсутствие в большинстве образовательных учреждений полноценных мультимедийных аудиторий и т. п.). Мультимедиа технологии даже на нынешнем – начальном этапе развития выводит общение между пользователем и компьютером на новый уровень, расширяет спектр форм и средств информационного обмена в процессе обучения.
   Наиболее благоприятные условия для внедрения в учебный процесс мультимедийных образовательных технологий обеспечиваются в тех учебных заведениях, в которых осуществляется подготовка специалистов информационного профиля. Здесь легче решаются вопросы развития необходимой технической базы, создания программного обеспечения, привлечения специалистов – «компьютерщиков» и программистов – к разработке, внедрению и поддержке мультимедийных образовательных средств, применяемых в обучении. В то же время выявляется и множество проблем, в первую очередь организационного характера, которые затрудняют процесс его реальной и эффективной информатизации.
     Новые мультимедиа технологии обучения - это целостная обучающая система, представляющая собой интеграцию технической, дидактической, пользовательской и информационно-образовательной сред, обеспечивающих выполнение последовательности совместных действий субъектов образовательной деятельности в условиях информатизации образования, направленных на достижение проектируемых результатов обучения.
     Под технической средой следует понимать совокупность аппаратных средств и программного обеспечения ЭВМ, позволяющих реализовывать информационные (мультимедиа) технологии обучения и обеспечивающих осуществление учебного процесса и информационного обмена между его участниками в субъект-объект-субъектной среде.
     К дидактической среде относится содержательная учебная информация, представляющая собой знания о предметах, процессах и явлениях, их свойствах и связях, обусловленная целями обучения и представленная как в виде традиционных носителей информации так и педагогических программных средств и средств мультимедиа, методические рекомендации по проведению предметов с использованием современных средств, а так же инструментарий измерения результатов учебной деятельности.
    Пользовательская среда - это взаимодействие преподавателя и обучающегося в учебном процессе, направленное на достижение поставленных целей обучения, и необходимые знания, умения и навыки работы с вычислительной техникой и другими средствами обработки информации.
   И, наконец, под информационно-образовательной средой подразумевается совокупность сложившихся педагогических условий, в том числе и дидактических, способствующих возникновению и протеканию взаимодействий в субъект-объект-субъектной образовательной среде.
     На основе проанализированных концептуальных подходов к организации процесса обучения была разработана модель педагогической системы, которая соответствует инновациям, происходящим сегодня в образовании (схема 1).

    Используемый при моделировании системный подход предполагает настолько тесную связь между элементами системы, что изменение одного из них вызывает изменение других, а нередко, и системы в целом. В связи с этим положением возможны изменения в функционально взаимосвязанных элементах педагогической системы, которые происходят под появлением информационных (мультимедийных) технологий обучения.
     Рассматривая на основе системного подхода данный фактор, как движущую силу, как причину какого-либо явления В.В. Краевский и И.Я. Лернер, а также С.А. Скулябина и В.А. Маркелова классифицировали факторы на две группы: объективные (внешние) факторы, влияющие на эффективность образовательного процесса, но не становящиеся его источниками, и субъективные (внутренние) факторы, влияющие на процесс и становящиеся его источниками.
     Внешними по отношению к образовательной системе факторами, задающими условия в которых она существует, являются:
- доступность и качество средств вычислительной техники, технологически возможный на данный момент уровень информатизации образования;
- требуемая общеобразовательная подготовка и уровень информационной культуры выпускников.
     Внутренними факторами, отражающими текущий уровень педагогической науки и практики и определяющими способность системы образования воспринять и эффективно использовать новые средства информатизации образования, являются:
- наличие в образовательных учреждениях современных средств вычислительной техники и программного обеспечения;
- разработанность нового содержания образования, методов и форм использования информационных (мультимедиа) технологий для повышения эффективности процесса обучения;
- достигнутый уровень профессиональной подготовки педагогов, знакомство их с потенциальными возможностями информационных (мультимедиа) технологий и умения использовать эти возможности в своей практической работе;
- наличие базовой компьютерной грамотности обучающихся, достаточной для усвоения содержания интегрированных на основе информатики курсов спец. предметов;
- гибкость системы управления образовательными учреждениями, ее готовность к изменениям в содержании образования, способность осваивать новое, перестраиваться, порождать и распространять прогрессивные организационные формы и методы работы.
   Особую значимость предлагаемая модель педагогической системы на основе новых информационных (мультимедиа) технологий обучения приобретает в условиях внедрения и реализации новых ФГОС в учреждениях СПО.
     В настоящее время учреждения СПО являются конкурентоспособными учебными заведениями, дающими возможность готовить квалифицированных специалистов с разносторонней подготовкой, имеющих достаточный уровень профессиональной мобильности и удовлетворяющих потенциальные запросы современного рынка труда.
    С сентября 2011 года в образовательных учреждениях СПО внедрены ФГОС СПО. Они существенным образом отличаются от ГОС и ориентированы уже в полной мере на требования Болонского процесса.
     Особенностью ФГОС является расширение вариативной части образовательной программы и устранение так называемых дидактических единиц, придававших многим дисциплинам ГОС жесткий характер содержания учебной программы.
     В ФГОС реализована идея ориентации не на багаж информации, необходимой к усвоению обучающимся, а на конечную цель - выработку способностей применять полученные знания, умения и навыки к конкретным ситуациям, то есть выработку компетенций.
     Однако все эти новации предполагают ломку старых привычных форм организации учебного процесса и его контроля, разработку нового адекватного учебно-методического обеспечения. Усилены требования к разработке методических указаний к курсовым, лабораторным и практическим работам, а также уделено особое внимание развитию навыков самостоятельной работы студентов.
     Особое внимание уделяется применению новых методов практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые игры и тренинги, моделирование и имитационные занятия, в том числе с представителями сферы труда); новых требований к организации практико-ориентированного обучения, через создание новой образовательной среды для освоения модульных программ и на предприятии и в образовательном учреждении; новых подходов к оценке качества подготовки, через оценку уровня освоения дисциплин и оценку компетенций обучающихся.
    Применение данных методов обучения неразрывно связано с мультимедиа технологиями. Молодёжь сейчас не любит читать, она лучше воспринимает на слух или наглядно. Мультимедиа технологии этот минус нашего современного времени используют и превращают в плюс.
   Использование мультимедиа при реализации программ ФГОС обеспечит возможность интенсификации обучения и повышения мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:
- манипулирование (наложение, перемещение) визуальной информации как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля последующего экрана;
- смешение различной аудиовизуальной информации;
- реализация анимационных эффектов;
- деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение, растягивание и сжатие изображения);
- фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения «под лупой»,
- многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» видеофильмы, а в другом – текст);
- демонстрация протекающих процессов, событий в реальном времени.
    Основными позитивными факторами, повышающими эффективность обучения на основе использования мультимедиа технологий являются: усиление мотивации обучения, сокращение времени обучения, повышение скорости и прочности усвоения знаний.
     Эти эффекты достигаются погружением учащегося в принципиально новую информационно - технологическую среду, обеспечивающую расширенное интерактивное взаимодействие, максимально приближенное к естественному.
     Использование мультимедиа позволит индивидуализировать процесс обучения, что является определяющим фактором при внедрении ФГОС. Процесс индивидуализации обучения осуществляется по четырём направлениям:
1. Вариативность содержания:
- базовый компонент;
- вариативная часть.
2. Организация образовательного процесса:
- уроки;
- мастер-классы;
- индивидуальное обучение;
- семинары;
- практикумы;
- лекции;
- консультации;
- экскурсии;
- тренинги.
3. Формы образовательного процесса:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные;
- самостоятельные.
4. Методы образовательного процесса:
- проблемно-поисковые;
- экспериментальные;
- проектные;
- аналитические;
- самостоятельные;
- фронтальные.
    Вариативность как принцип профильного обучения характеризуется многоуровневостью и вариативностью учебных планов, образовательных программ, содержания образования, использованием различных технологий, предоставления студенту выбора изучаемых дисциплин, смены видов деятельности, использования интегративного подхода в изучении обязательных предметов, активного включения творческого начала в учебный процесс.
    Несмотря на явные плюсы, имеются проблемы, которые тормозят массовое внедрение мультимедиа в образование:
1. Экономические – мультимедиа технологии требуют дорогостоящей техники.
2. Психолого-педагогические – не обнаружена зависимость развития творческих способностей обучаемых от использования мультимедиа средств.
     Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения, воспитания и управления необходимо учитывать, прежде всего, индивидуальность и неповторимость каждого человека. В условиях внедрения ФГОС, повышения требований к качеству подготовки специалистов, педагогический коллектив учреждений СПО - это профессионально подготовленный коллектив преподавателей, способный обеспечить качественное обучение и воспитание молодого поколения.

Литература

Н.А.Савченко Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. Электронное пособие для педагогов, 2006.

О.Г. Смолянинова Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Монография. – Красноярск: Изд. КрасГУ, 2002. — 300 с. 

С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун Мультимедиа в образовании. Электронное пособие, 2005




Категория: Мультимедиа технологии и ФГОС | Добавил: kashirina (29.06.2012) | Автор: Каширина Татьяна Леонидовна E
Просмотров: 3485 | Теги: Модель педагогической системы, ФГОС, мультимедиа технологии | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]