Новые информационные технологии коренным образом
изменили современный образовательный процесс. Электронные образовательные
ресурсы в виде электронно-дидактических комплексов, соединенные с возможностями
«Всемирной паутины» Internet, сделали возможным создание новой модели обучения, которая отличается
от традиционной как по организации учебного процесса, так и по методам
обучения. Меняется роль преподавателя, на него возлагаются такие функции, как
координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса,
консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство
учебными проектами и др. Эта форма обучения в полной мере может реализовать
идею доступности образования для всех слоев населения. Глобальный переход информационных ресурсов образования
в виртуальную среду побуждает утверждать инновационные модели деятельности,
которые можно создавать и поддерживать средствами информационных технологий,
которые все активнее используются в образовательном пространстве вуза. Появился
новый вид компьютерной технологии – мультимедиа, которая выводит на
принципиально новый уровень обработки информации и интерактивного
взаимодействия человека с компьютером. Это означает, что открываются широкие
возможности для различных видов деятельности, и прежде всего, – для творчества. Образовательный,
дидактический потенциал мультимедиа технологий существенно повлиял на все
компоненты образования – цели, содержание, формы и методы обучения, его
результаты. Но, несмотря на это, образовательные мультимедиа- технологии, как и
информационные технологии в целом, пока еще не оказывают существенного влияния
на парадигму образования и характеризуются, прежде всего, использованием в
образовании учебных мультимедиа-средств. В мире создано
огромное количество разнообразных мультимедийных объектов, которые могут
применяться и активно применяются в образовательной практике разных стран:
мультимедиа-справочники по многим предметам, музеям, городам и т. д., игровые
ситуационные тренажеры, мультимедийные обучающие системы, позволяющие
организовывать учебный процесс с использованием новых технологий, и др. Многие
страны мира в настоящее время стремятся модернизировать систему образования на
основе широкого использования мультимедийных технологий, которые предлагают
новые перспективы и поразительные возможности для обучения. В российской практике
образования изучение мультимедийных технологий, их возможностей и специфики и
их использование в процессе обучения и преподавания пока еще только начинается
и сталкивается с определенными сложностями, главным образом,
материально-технического характера (ограниченное применение специальных
устройств, позволяющих проецировать материал с компьютера на большой экран, недостаточное
и бессистемное комплектование фонда программного обеспечения, отсутствие в
большинстве образовательных учреждений полноценных мультимедийных аудиторий и
т. п.). Мультимедиа технологии даже на нынешнем – начальном этапе развития
выводит общение между пользователем и компьютером на новый уровень, расширяет
спектр форм и средств информационного обмена в процессе обучения. Наиболее благоприятные
условия для внедрения в учебный процесс мультимедийных образовательных
технологий обеспечиваются в тех учебных заведениях, в которых осуществляется
подготовка специалистов информационного профиля. Здесь легче решаются вопросы
развития необходимой технической базы, создания программного обеспечения,
привлечения специалистов – «компьютерщиков» и программистов – к разработке,
внедрению и поддержке мультимедийных образовательных средств, применяемых в
обучении. В то же время выявляется и множество проблем, в первую очередь
организационного характера, которые затрудняют процесс его реальной и
эффективной информатизации. Новые мультимедиа
технологии обучения - это целостная обучающая система, представляющая собой
интеграцию технической, дидактической, пользовательской и
информационно-образовательной сред, обеспечивающих выполнение
последовательности совместных действий субъектов образовательной деятельности в
условиях информатизации образования, направленных на достижение проектируемых
результатов обучения. Под технической средой следует понимать
совокупность аппаратных средств и программного обеспечения ЭВМ, позволяющих
реализовывать информационные (мультимедиа) технологии обучения и обеспечивающих
осуществление учебного процесса и информационного обмена между его участниками
в субъект-объект-субъектной среде. К дидактической среде относится содержательная учебная информация,
представляющая собой знания о предметах, процессах и явлениях, их свойствах и
связях, обусловленная целями обучения и представленная как в виде традиционных
носителей информации так и педагогических программных средств и средств
мультимедиа, методические рекомендации по проведению предметов с использованием
современных средств, а так же инструментарий измерения результатов учебной
деятельности. Пользовательская среда - это взаимодействие преподавателя и обучающегося в учебном
процессе, направленное на достижение поставленных целей обучения, и необходимые
знания, умения и навыки работы с вычислительной техникой и другими средствами
обработки информации. И, наконец, под информационно-образовательной средой
подразумевается совокупность сложившихся педагогических условий, в том числе и
дидактических, способствующих возникновению и протеканию взаимодействий в
субъект-объект-субъектной образовательной среде. На основе проанализированных концептуальных подходов к организации
процесса обучения была разработана модель педагогической системы, которая
соответствует инновациям, происходящим сегодня в образовании (схема 1).
Используемый при
моделировании системный подход предполагает настолько тесную связь между
элементами системы, что изменение одного из них вызывает изменение других, а
нередко, и системы в целом. В связи с этим положением возможны изменения в
функционально взаимосвязанных элементах педагогической системы, которые
происходят под появлением информационных (мультимедийных) технологий обучения. Рассматривая на основе
системного подхода данный фактор, как движущую силу, как причину какого-либо
явления В.В. Краевский и И.Я. Лернер, а также С.А. Скулябина и В.А. Маркелова
классифицировали факторы на две группы: объективные (внешние) факторы, влияющие
на эффективность образовательного процесса, но не становящиеся его источниками,
и субъективные (внутренние) факторы, влияющие на процесс и становящиеся его
источниками. Внешними по отношению
к образовательной системе факторами, задающими условия в которых она
существует, являются: - доступность и
качество средств вычислительной техники, технологически возможный на данный
момент уровень информатизации образования; - требуемая
общеобразовательная подготовка и уровень информационной культуры выпускников. Внутренними факторами,
отражающими текущий уровень педагогической науки и практики и определяющими
способность системы образования воспринять и эффективно использовать новые
средства информатизации образования, являются: - наличие в
образовательных учреждениях современных средств вычислительной техники и
программного обеспечения; - разработанность
нового содержания образования, методов и форм использования информационных
(мультимедиа) технологий для повышения эффективности процесса обучения; - достигнутый уровень
профессиональной подготовки педагогов, знакомство их с потенциальными
возможностями информационных (мультимедиа) технологий и умения использовать эти
возможности в своей практической работе; - наличие базовой
компьютерной грамотности обучающихся, достаточной для усвоения содержания
интегрированных на основе информатики курсов спец. предметов; - гибкость системы
управления образовательными учреждениями, ее готовность к изменениям в
содержании образования, способность осваивать новое, перестраиваться, порождать
и распространять прогрессивные организационные формы и методы работы. Особую значимость
предлагаемая модель педагогической системы на основе новых информационных (мультимедиа)
технологий обучения приобретает в условиях внедрения и реализации новых ФГОС в
учреждениях СПО. В настоящее время
учреждения СПО являются конкурентоспособными учебными заведениями, дающими
возможность готовить квалифицированных специалистов с разносторонней
подготовкой, имеющих достаточный уровень профессиональной мобильности и
удовлетворяющих потенциальные запросы современного рынка труда. С сентября 2011 года в
образовательных учреждениях СПО внедрены ФГОС СПО. Они существенным образом
отличаются от ГОС и ориентированы уже в полной мере на требования Болонского
процесса. Особенностью ФГОС
является расширение вариативной части образовательной программы и устранение
так называемых дидактических единиц, придававших многим дисциплинам ГОС жесткий
характер содержания учебной программы. В ФГОС реализована
идея ориентации не на багаж информации, необходимой к усвоению обучающимся, а
на конечную цель - выработку способностей применять полученные знания, умения и
навыки к конкретным ситуациям, то есть выработку компетенций. Однако все эти новации
предполагают ломку старых привычных форм организации учебного процесса и его
контроля, разработку нового адекватного учебно-методического обеспечения. Усилены
требования к разработке методических указаний к курсовым, лабораторным и
практическим работам, а также уделено особое внимание развитию навыков
самостоятельной работы студентов. Особое внимание
уделяется применению новых методов практико-ориентированного обучения (метод
проектов, деловые игры и тренинги, моделирование и имитационные занятия, в том
числе с представителями сферы труда); новых требований к организации
практико-ориентированного обучения, через создание новой образовательной среды
для освоения модульных программ и на предприятии и в образовательном
учреждении; новых подходов к оценке качества подготовки, через оценку уровня
освоения дисциплин и оценку компетенций обучающихся. Применение данных методов обучения неразрывно связано
с мультимедиа технологиями. Молодёжь сейчас не любит читать, она лучше
воспринимает на слух или наглядно. Мультимедиа технологии этот минус нашего
современного времени используют и превращают в плюс. Использование мультимедиа при реализации программ ФГОС
обеспечит возможность интенсификации обучения и повышения мотивации обучения за
счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации,
таких, как: - манипулирование (наложение, перемещение) визуальной
информации как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля
последующего экрана; - смешение различной аудиовизуальной информации; - реализация анимационных эффектов; - деформирование визуальной информации (увеличение или
уменьшение, растягивание и сжатие изображения); - фиксирование выбранной части визуальной информации
для ее последующего перемещения или рассмотрения «под лупой», - многооконное представление аудиовизуальной
информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана
(например, в одном «окне» видеофильмы, а в другом – текст); - демонстрация протекающих процессов, событий в
реальном времени. Основными позитивными факторами, повышающими
эффективность обучения на основе использования мультимедиа технологий являются:
усиление мотивации обучения, сокращение времени обучения, повышение скорости и
прочности усвоения знаний. Эти эффекты достигаются погружением учащегося в
принципиально новую информационно - технологическую среду, обеспечивающую
расширенное интерактивное взаимодействие, максимально приближенное к
естественному. Использование мультимедиа позволит индивидуализировать
процесс обучения, что является определяющим фактором при внедрении ФГОС. Процесс
индивидуализации обучения осуществляется по четырём направлениям: 1. Вариативность содержания: - базовый
компонент; - вариативная
часть. 2. Организация образовательного
процесса: - уроки; - мастер-классы; - индивидуальное
обучение; - семинары; - практикумы; - лекции; - консультации; - экскурсии; - тренинги. 3. Формы образовательного процесса: - коллективные; - групповые; - индивидуальные; - самостоятельные. 4. Методы образовательного процесса: - проблемно-поисковые; - экспериментальные; - проектные; - аналитические; - самостоятельные; - фронтальные. Вариативность как принцип профильного обучения
характеризуется многоуровневостью и вариативностью учебных планов,
образовательных программ, содержания образования, использованием различных
технологий, предоставления студенту выбора изучаемых дисциплин, смены видов
деятельности, использования интегративного подхода в изучении обязательных
предметов, активного включения творческого начала в учебный процесс. Несмотря на явные плюсы, имеются проблемы, которые
тормозят массовое внедрение мультимедиа в образование: 1. Экономические – мультимедиа технологии требуют
дорогостоящей техники. 2. Психолого-педагогические – не обнаружена
зависимость развития творческих способностей обучаемых от использования
мультимедиа средств. Каждый человек – единственный и неповторимый в своей
индивидуальности. В процессе обучения, воспитания и управления необходимо
учитывать, прежде всего, индивидуальность и неповторимость каждого человека. В
условиях внедрения ФГОС, повышения требований к качеству подготовки
специалистов, педагогический коллектив учреждений СПО - это профессионально
подготовленный коллектив преподавателей, способный обеспечить качественное
обучение и воспитание молодого поколения.
Литература Н.А.Савченко
Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. Электронное
пособие для педагогов, 2006. О.Г. Смолянинова
Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования):
Монография. – Красноярск: Изд. КрасГУ, 2002. — 300 с.
С.Г. Григорьев, В.В.
Гриншкун Мультимедиа в образовании. Электронное пособие, 2005
|