Пятница, 19.04.2024, 03:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа технологии и ФГОС

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ
Огирь Галина Александровна
город Заринск Алтайского края
gaogr@mail.ru


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ


В 21 веке безграмотным
считается уже не тот,
кто не умеет читать и писать,
а тот, кто не умеет учиться,
доучиваться и переучиваться.
Элвин Тоффлер,
американский футурист


Государственная политика в сфере российского образования характеризуется значительными изменениями. В стратегическом документе государственной важности «Модель образования 2020, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» подчеркивается, что «получение качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности». Эта позиция государства особенно актуальна в условиях глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Социальным заказом современного общества востребована личность, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.
В связи с этим важнейшая задача системы образования заключается в создании условий для получения универсального и даже «опережающего» образования как результата гуманистической направленности педагогического процесса. Одним из средств достижения поставленной задачи является обучение проектированию как универсальному умению. Проектные формы организации обучения получают все большее признание, так как они обеспечивают формирование самостоятельной творческой учебной деятельности учащихся и направлены на решение реальных жизненных задач. Эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Благодаря ИКТ проектная деятельность стала более насыщенной и эффективной. Данный метод соответствует требованиям ФГОС НОО по созданию обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.
Рассмотрим применение проектной деятельности с использованием ИКТ с позиции реализации различных подходов в области образования в рамках концепции развития универсальных учебных действий:
Компетентностный подход - владение универсальными способами деятельности и специальными учебными умениями; владение информационно-коммуникативными навыками; владение навыками коллективного труда; владение специфическими навыками учебного труда; усвоение норм и эталонов социальной жизнедеятельности (воспитанности).
Проблемно-ориентированный подход - увеличение удельного веса теоретических знаний и объема информации; особая организация информационной основы деятельности учащихся; индивидуализация обучения; осознание учащимися хода своих умственных действий в процессе обучения, обеспечивающее развивающий эффект.
Личностно-ориентированный подход - обеспечение развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля; организация модели сбалансированных инициатив взрослого и ребенка как равноправных партнеров; преобразования педагогической учебной ситуации в проблемную.
Системно-деятельностный подход - организация системы учебных действий.
Особое значение применение проектного метода с использованием ИКТ имеет для реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Обратимся к разделу «Планируемые результаты. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» с целью определения практической значимости изучаемого вопроса. Итак, основные метапредметные результаты, достигаемые благодаря применению проектной деятельности с применением ИКТ:
 знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером;
 обработка и поиск информации;
 создание, представление и передача сообщений;
 планирование деятельности, управление и организация.
Определим основополагающие принципы проектного метода обучения с применением ИКТ: научность, доступность, систематичность и последовательность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, использование диалога как инструмента обучения.
Таким образом, метод проектов с применением ИКТ - это педагогическая технология, создающая условия для формирования у школьников интеграции уже имеющихся знаний с самостоятельно добытыми, умения решить жизненные проблемы и создавать новый, практически значимый интеллектуальный продукт. Данный метод формирует активную жизненную позицию учащихся, общеучебные умения и навыки (исследовательские, ориентировочные, рефлексивные, самооценочные, исполнительские), обогащает опыт их применения в практической деятельности, развивает познавательный интерес школьника как ведущий мотив учебной деятельности. Приоритет использования проектной деятельности учащихся с применением ИКТ позволяет перенести акцент с информированности школьника на владение им ключевыми и предметными компетентностями, умениями разрешать жизненные проблемы.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что реализация метода проектов с применением ИКТ является показателем высокой квалификации преподавателя, составной частью его профессиональной компетентности. Отметим необходимые требования, предъявляемые к организации проектной деятельности учащихся с применением ИКТ:
 добровольность исследовательской работы;
 увлеченность темой, проблемой исследования;
 выполнимость и реальность проекта;
 максимальное раскрытие позиции ребенка как исследователя;
 доступность проектной деятельности;
 учет необходимых средств и материалов;
 технологичность процесса.
Основные формы учебно-воспитательного процесса, реализующие метод проектов с применением ИКТ: урок, внеурочная деятельность, непосредственно исследовательская деятельность учащихся. Виды учебных проектов: творческие, исследовательские, информационные. Основная форма представления работы для учащихся начальных классов – доклад с применением слайд-презентации в пределах 5-7 минут. Критерии оценивания презентации проекта: качество продукта проекта, ораторское искусство, самостоятельная работа с компьютером, качество оформления работы, соблюдение регламента выступления.
При составлении проекта необходимо помнить, что его структура максимально приближена к подлинно научным исследованиям. Она предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемного поля, предмета, объекта исследования, цели и задач исследования, обозначение методов исследования, выдвижение гипотезы исследования и проведения эксперимента, определения выводов и рекомендаций. Приступая к организации проектной деятельности учащихся с применением ИКТ, учитель должен помнить о порядке совместных действий с учащимися (по И.А. Матвеевой):
1. Совместный поиск проблемы и темы проекта, обоснование её актуальности и выявления желания участников в её исследовании.
2. Коллективное обсуждение возможности реализации проекта, поиск источников для исследования.
3. Выделение подпроектов, формулировка их тем, установления логической взаимосвязи и взаимозависимости между ними, определение групп взаимодействия.
4. Самостоятельная работа участников проекта и уточнение круга задач исследования; научное руководство и консультирование учителя (возможно приглашение другого лица)
5. Презентация проекта, коллективное обсуждение проблемы и темы проекта.
6. Подведение итогов, рефлексия.
Из опыта собственной педагогической деятельности приведем пример, на наш взгляд, наиболее эффективной формы реализации проектной деятельности учащихся с применением ИКТ - во внеурочной деятельности в рамках подготовки к научно-практической конференции.
Методическая тема урока окружающего мира – «Изучение экологической безопасности посредством организации научной конференции в 3 классе». Образовательные технологии, используемые на уроке-конференции, - методика организации научной конференции (предлагаемая методика разработана мастером ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) Маратом Гафитулиным); «компьютерная технология»; РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Образовательные средства ИКТ- визуальная информация (слайд-презентации, подготовленные учащимися), текстовая информация, комбинированная информация (учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, энциклопедии, периодические издания о проблемах экологической безопасности). Данное занятие является целеполагающим для создания будущего ситуационного (т.е. направленного на разрешение одной конкретной проблемы – экологическая безопасность родной школы) групповых или индивидуальных проектов в классе.
В процессе подготовки к конференции отдельными учащимися класса были созданы презентации в Power Paint по индивидуальной теме мини-проекта: «Санитарно-гигиеническое состояние родной школы», «Организация питания в школьной столовой», «Чем мы дышим», «Фильтр как бытовое средство для очистки воды», «Экологические проблемы Заринска», «Исследование продуктов питания в родном микрорайоне». Это оптимальное количество проектов на урок-конференцию в начальной школе. Благодаря подготовке к защите проектов были реализованы межпредметные связи по экологии, гигиене и медицине. В основе всех проектов учащихся определена практическая направленность на результат, который можно осмыслить и реально применить в практической деятельности. Результатом конференции можно считать углубление знаний учащихся по предмету, развитие интереса к науке, умение проводить исследование и наблюдение, выступать с докладом с использованием ИКТ, отвечать на вопросы аудитории, умение слушать других, воспитание взаимоуважения, навыков публичного выступления.
В заключении отметим, что метод проектов с использованием ИКТ помогает проявить себя всем детям. Как любая образовательная технология, он воспроизводим и гарантирует достижение высокого результата: формирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях увеличивающейся информатизации общества.

Давайте учиться, узнавать новое, совершенствовать
и приобретать компетенции вместе!


Список использованных источников
1. http://svetikmbutovo79.blogspot.com/2012/02/blog-post_14.html
2. http://sites.google.com /site/iktobrazovanie09/opredelenie-i-vidy-ikt
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмоловас. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.- с.13-17.
4. Матвеева И.А. Реализация компетентностного подход посредством технологии метода проектов http://festival.1september.ru/articles/418499/
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2 е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).—с.27-29.

СЛОВАРИК ТЕРМИНОВ


ИКТ - Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. http://belyk5.narod.ru/IKT_new.htm

Интерне́т (англ. Internet, МФА: [ˈɪn.tə.net][1]) — всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины (World Wide Web, WWW) и множества других систем (протоколов) передачи данных. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, в обиходе иногда употребляют сокращённое наименование Ине́т.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82

Сетевые технологии - это согласованный набор стандартных протоколов и реализующих их программно-аппаратных средств, достаточный для построения локальной вычислительной сети. Сетевые технологии называют базовыми технологиями или сетевыми архитектурами локальных сетей.
Сетевая технология или архитектура определяет топологию и метод доступа к среде передачи данных, кабельную систему или среду передачи данных, формат сетевых кадров тип кодирования сигналов, скорость передачи в локальной сети. http://www.lessons-tva.info/edu/telecom-loc/m1t5_3loc.html

ЭОР - учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание. Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР. http://kolpincentr.narod.ru/news/eor.htm
Категория: Мультимедиа технологии и ФГОС | Добавил: 1972OgirGalina (30.06.2012) | Автор: Галина Александровна Огирь E
Просмотров: 2452 | Теги: технология XXI века, компетентность, Проектирование как универсальное ум | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]