Пятница, 19.04.2024, 22:54
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития

Пути формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов
Современное информационно-коммуникационное пространство предъявляет более высокие требования к человеку. Он должен обладать высоким уровнем информационной подготовленности. И учить этому надо с детства. Особую ответственность за понимание, получение умений в информационном многообразии несет первый школьный учитель – учитель начальных классов. Это обусловливает изменение требований к подготовке будущих учителей начальных классов. Результатом современного образования должен стать учитель, обладающих большим набором сформированных компетентностей, в том числе информационной. Под информационной компетентностью учителя начальных классов мы понимаем личностное качество, отражающее готовность и способность решать профессиональные задачи с использованием средств ИКТ.
С введением в начальную школу новых образовательных стандартов, предусматривающих достаточно большой объем внеурочной деятельности младших школьников проблема внедрения информационно-коммуникационных технологий становится более актуальной. В то же время отмечается недостаточная разработанность методических материалов для организации внеурочной деятельности с использованием ИКТ, с одной стороны, и неготовность многих учителей начальных классов к их использованию, с другой. Данное противоречие обусловило поиск путей формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классах в рамках освоения образовательной программы педагогического колледжа.
Одним из направлений решения данной проблемы является выполнение студентами специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» выпускной квалификационной работы в виде дипломного проекта, в ходе выполнения которого будущим учителям дается возможность не только спроектировать различные формы организации внеурочной деятельности младших школьников, но и апробировать разработанные материалы в ходе преддипломной практики.
В текущем году некоторые работы, выполненные нашими выпускниками, были рекомендованы для представления опыта на городском методическом совете учителей начальных классов.
Одним из лучших можно отметить дипломный проект Ибрагимовой Мехпары «Электронное пособие «Мульти-Пульти» на уроках информатики как средство развития творческих способностей у младших школьников».
Актуальность проектирования данного электронного пособия обусловлено несколькими факторами.
В новом образовательном стандарте для начальной школы, введенного в действие в прошедшем учебном году есть нововведение, имеющее отношение к пропедевтике учебного предмета «Информатика и ИКТ». Согласно стандарту информатика не является отдельным предметом для изучения младшими школьниками, а входит в раздел «Технология» под названием «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)». Данный раздел, связан с изучением информационных технологий, и его цель показать использование компьютера для выполнения определенных задач пользователя. По мнению А.В.Горячева, автора комплекта «Информатика в играх и задачах», система обучения «Школа 2100», такую роль могут сыграть различные конструкторы, в частности конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти».
Инструментальная среда «Конструктор мультфильмов» («МедиаХауз») позволяет в доступной форме познакомить детей с основными приемами работы с современными инструментальными средствами, дает ребятам возможность приобрести первичные умения работы с графикой, звуком, текстом, основами анимации. Изучив эту среду, ребенок сможет создавать и озвучивать собственный мультфильм.
Библиотеки графических объектов конструктора содержат персонажи известных литературных произведений для детей, поэтому разработанные учебные материалы к занятиям реализуют межпредметные связи с учебными курсами гуманитарного цикла в начальной школе.
В электронное пособие «Мульти-Пульти» мы включили два раздела: «Для ученика» и «Для учителя».
В раздел «Для ученика» включены видеоуроки, цель которых в освоении учащимися элементарных действий по созданию мультфильма по образцу. По нашему мнению, учащийся только тогда сможет проявить творческие способности в применении программного средства, когда он в совершенстве владеет навыками его использования.
Предлагаемые видеоуроки разработаны в соответствии с возрастными особенностями учащимся. Объяснение ведется на доступном уровне, с показом элементарных операций, что делает возможным осваивать предложенный материал самостоятельно в доступном для ребенка темпе или под руководством родителей.
Развитию творческих способностей будут способствовать задания рабочей тетради для учащихся. После каждого видеоурока с помощью комбинации элементарных операций ребятам предлагается получить некоторый новый продукт.
Для успешного руководства деятельностью учащихся во второй раздел пособия включены конспекты уроков с применением видеоуроков и презентации урокам для устной работы с учащимися.
Апробация пособия показала, что предложенная организация занятий в целом способствует развитию любознательности обучаемых, проведению учащимися многочисленных экспериментов с применением конструктора мультфильмов, что способствует развитию их творческих способностей, повышению качества обучения.
Мы хотим отметить, что творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом, и задача учителя - развивать творческие силы в маленьком человеке. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе.
Другая работа, выполненная Быковой Анастасией Сергеевной «Электронное пособие «Юный аниматор» для внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности младших школьников» также
представляет собой серию видеоуроков, посредством которых учащиеся смогут освоить программу Microsoft Office PowerPoint. Учитывая, что младших школьников в силу их впечатлительности привлекает новизна и яркость объектов, мы пришли к выводу, что программа Microsoft Office PowerPoint будет им интересна для изучения и к тому же опыт показал, что программа презентаций посильна для ее освоения младшим школьниками. Так как анимация вызывает у учащихся особый интерес, то самостоятельное создание анимационных фильмов в программе презентации Microsoft Office PowerPoint, на наш взгляд, будет стимулировать развитие их познавательной активности.
Внеурочная деятельность, в рамках которой предлагается освоение программы презентаций, по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время.
Видеоуроки, составляющие основу созданного электронного пособия, являются одними из самых эффективных способов активизации познавательной активности обучаемых, т.к. реализуется наглядный метод обучения, весь материал структурируется на этапы, имеется возможность изучения материала небольшими порциями. Преимущество видеоуроков заключается в учете индивидуальных особенностей школьников. Во-первых, изучение материала происходит в удобном для учащегося темпе, есть возможность неоднократного повторения урока. Известно, что любой человек воспринимает информацию с помощью таких каналов восприятия, как: визуальный, аудиальный и кинестетический. Усвоение материала учащимся будет эффективнее, если оно опирается на его ведущую модальность восприятия.
Электронное пособие «Юный аниматор» даёт большой простор для личностной активности школьника – сначала ребёнок учится, а затем может привносить что-то своё, либо создавать на основе уже изученного материала свои проекты. Это неизбежно, поскольку младшие школьники, как показывают наблюдения, не ограничивают себя усвоенными уроками.
Мотив достижения успеха при изучении курса «Юный аниматор» реализуется в полной мере, поскольку каждый урок пособия – это законченная тема; обучающийся получает часть анимационного фильма как продукт своей деятельности. Отличительная черта пособия состоит в том, что учащийся в любой момент может вернуться к начатому для логического его завершения. Также по желанию можно обеспечить свой проект музыкальным сопровождением, репликами.
Перекликается с представленными работами проект Беляевой Натальи Владимировны «Занятия кружка по информатике «Вместе веселее» как средство формирования навыка сотрудничества у учащихся 3 класса»
Все с детства знакомы с пластилином. Наверняка каждый, когда был ребенком, лепил различных зверей, людей и т.п. А если этих зверей и людей начать двигать и покадрово снимать, то можно сделать целый пластилиновый мультфильм. Создание мультфильма - многогранный процесс. В этом процессе легко раскрыть творческие способности детей. Дети сами придумывают историю, пишут сценарий, лепят персонажей, делают декорации, продумывают и снимают события, монтируют мультфильм, озвучивают и украшают титры. Создание мультфильма проходит в творческом коллективе и требует определенных навыков сотрудничества. Это увлекательный процесс, но вместе с тем сложный и требующий внимания.
В результате занятий школьники:
• учатся работать с цифровой фотокамерой, микрофоном и приобретают навыки работы с различными программами, такими как Movie Maker, менеджером рисунков и программой звукозаписи;
• учатся организовывать свою деятельность (ставить перед собой цель, планировать, контролировать и оценивать себя); приобретают навыки межличностного общения; учатся осуществлять самооценку своей деятельности и достигнутых результатов групповой работы;
• осознают, что компьютер предназначен не только для развлечений (человек - потребитель), а также для самореализации (человек - созидатель).
Создание мультфильма проходит в творческом коллективе и требует определенных навыков сотрудничества. Данная программа кружка способствует формированию навыка сотрудничества, ведь создавать мультипликационный фильм в коллективе намного проще и увлекательнее, так как в основе создания лежит свободное творчество при выполнении групповых работ, а также ответственность за результат труда самих учащихся.
Практика показала, что создание мультипликационного фильма - это очень увлекательное и вызывающее бурю положительных эмоций у детей занятие. Больший интерес у детей вызвало озвучивание мультфильма, ведь озвучивание - это не просто голос, а характер, эмоции, переживания героев мультфильма.
В заключении необходимо отметить, что особая роль в подготовке будущих учителей отводится преподавателю колледжа как образцовому носителю информационной компетентности. Эффективное использование, с точки зрения решения педагогических задач, разнообразных средств ИКТ в процессе обучения студентов способствует формированию у них представлений о ценности информационной компетентности как собственного качества личности и как следствие приводит к устойчивой мотивационно-целевой ориентации к информационной деятельности.
Проявленный интерес студентов к выпускным квалификационным работам проектного характера свидетельствует о готовности будущих учителей начальных классов к применению информационных технологий в будущей профессиональной деятельности.
Категория: Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития | Добавил: Inna_Alex (25.06.2012) | Автор: Яковчук Инна Александровна E
Просмотров: 1601 | Теги: внеурочная деятельность, кружок информатики, Видеоурок, информационная компетентность | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]