Понедельник, 19.08.2019, 03:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития

Медиатека как необходимое средство современного образования
«Медиатека как необходимое средство современного образования»
Актуальность создания медиатеки.
В развитии учебно-материальной базы (УМБ) школы произошли значительные изменения: использование в учебном процессе видеомагнитофонов, компьютеров, техники нового поколения и пр. На преобразование УМБ школы также активно влияют новые педагогические идеи. На первое место выходят дифференциация и индивидуализация обучения как одного из условий полноценного развития и личностной самореализации учащихся. Все изменения, которые происходят в школьном образовании, вносят изменения в деятельность педагога.
Сегодня педагоги школы должны ориентировать учащихся в различных областях знаний в соответствии с их запросами и потребностями; обеспечивать доступность материала для осмысления и усвоения учащимися новой информации; дать возможность активной и разнообразной творческой самостоятельной деятельности учащихся; формировать устойчивую мотивацию обучения учащихся.
Наряду с книгой фонды педагогов пополняются видеоматериалами, компьютерными программами, базами данных и пр., а сами педагоги оснащаются соответствующим оборудованием и аппаратурой. Систематизировать свои фонды помогает создание медиатеки. Медиатека – это фонд, где собраны электронные учебные издания, компьютерные программы, информация на других носителях.
Частое использование в своей работе бумажных и технических средств информации, позволило мне создать собственную медиатеку, которая включает в себя книжный фонд, видеофильмы, электронные презентации по предметам и пр.
Цель создания медиатеки:
Систематизация и хранение получаемой информации.
Задачи:
1. Создание электронного каталога.
2. Создание системы пополнения фонда медиатеки, в том числе за счет разработок педагогов и учащихся школ.
3. Организация доступа к информации педагогов, учащихся и родителей.
Ресурсы медиатеки:
Бумажные ресурсы: книги по педагогике, методическая литература.
Электронные ресурсы: CD диски, мультимедиа презентации, тесты.
Интернет ресурсы: энциклопедии: универсальные и предметные, персональный сайт, образовательные сайты.
Аппаратные средства:
Компьютер, принтер, сервер, CD-ROM привод, проектор.
Структура медиатеки:
1) Библиотека.
В книжный фонд входят методическая литература по предметам, помогающая качественно подготовиться к урокам; дополнительная литература по предметам, в которой дано много интересной и полезной информации, как для учителя, так и учащихся; коррекционная литература, предназначение которой коррекция с помощью психодиагностических методик и коррекционных упражнений.
2) Видеотека.
Видеотека включает в себя учебные видеофильмы:
 о жизни и творчестве известных писателей и поэтов: А.С. Пушкин, И.А. Крылов, С.А. Есенин и др.,
 видеофильмы об окружающей нас природе: «Вода», «Байкал», «Времена года», др.
 «Мастер – класс» педагогов МОУ ДОД ДДЮТ г. Лысьва для уроков технологии.
Сюда входят учебные мультфильмы по предметам:
 литературное чтение - С.Маршак «Двенадцать месяцев», И.А.Крылов «Ворона и Лисица», Д.Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…» и др.;
 математика – «Апельсин» (для изучения темы «Доли»);
 окружающий мир – «Про бегемота, который боялся прививок», др.
3) Фонотека.
Фонд фонотеки помогает мне готовить музыкальные конкурсы, например, «Угадай мелодию, музыкальное сопровождение для различных внеклассных мероприятий, например «Наши самые, самые, самые» .
4) Электронный каталог.
Некоторые из своих работ, интересные работы других педагогов, а так же работы учеников я разместила на персональном сайте «Я – Учитель», который можно считать электронным каталогом.
Появился сайт в феврале 2010 года. Создание сайта - это своеобразный творческий отчет педагога, стремление поделиться накопленными за годы работы опытом, творческими находками. Кроме того это желание общаться с людьми, обмениваться информацией, заводить новых друзей. На сайте можно найти разнообразные методические материалы для учителя начальных классов, заместителя директора по ВР, классного руководителя. Часть информации предназначена родителям учащихся. Кроме того, здесь размещены подборки детских стихов, работы детей. Мой сайт в стадии развития, но надеюсь, что и сейчас он может помочь в работе творческому педагогу.
5) Информационные ресурсы.
Информационные технологии являются уникальным средством обучения и должны использоваться в учебном процессе, так как позволяют управлять познавательной деятельностью школьника. Чтобы повысить мотивацию ученика и держать его внимание на протяжении всего урока, необходимо давать информацию, как в звуковой, так и в визуальной форме. Ресурсы медиатеки позволяют соединить в единое различные формы представления учебной информации: текст, музыку, графику, иллюстрации, видео, аудиоматериалы. Один из видов информационных технологий - мультимедиа презентации, которые рассчитаны на любой тип восприятия информации.
Мной составлены мультимедиа презентации ко всем учебным предметам, на различные этапы урока.
Серия презентаций к учебным предметам:
 Окружающий мир – темы «Что такое экономика?», «Экология», «Солнце», «Дикорастущие и культурные растения» и др.
 Русский язык – темы «Родственные (однокоренные) слова». Каждому этапу урока соответствует слайд), «Части речи»; «Безударные гласные»; к урокам по развитию речи - «Слон», «Земляника», «На горке», «Заботливый зверёк», серия презентаций по темам «Состав слова, «Словарные слова». Для контроля знаний по теме «Словарные слова» мной был составлен электронный тест, в котором оценка за знания выставляется автоматически.
 Математика – серия презентаций по отработке названий компонентов и результата действия; для отработки знания таблицы умножения и деления применяю тренажёры, составленные педагогами из других школ;
 Технология – серия презентаций по правилам безопасной работы с различными инструментами;
 Литературное чтение – «Устное народное творчество» (презентация предназначена для всего курса «Устное народное творчество», изучаемого с 1 по 4 класс начальной школы), серия презентаций под общей темой «Писатели и поэты».
Начиная с эпохи Я.А. Коменского, принцип наглядности занял прочное место в теории и практике обучения, и является одним из ведущих дидактических принципов до настоящего времени. В условиях современной школы принцип наглядности по-прежнему актуален, но в значительной мере изменились, или вернее преобразились формы, методы, а главное возможности этой наглядности. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Поэтому, в своей работе часто применяю материал на CD дисках:
 Демонстрационные таблицы по русскому языку
Компакт – диск содержит комплект демонстрационных таблиц, систематизированных по основным темам русского языка в начальной школе.
 Дидактический и раздаточный материал «Математика 3 – 4 классы»;
Компакт – диск позволяет самостоятельно готовить раздаточный материал (карточки) для проведения контрольных, самостоятельных, итоговых и других проверочных работ.
 Аудиодиск «Родная речь» 1 и 2 часть;
 Аудиодиск «Пушкин»
Диски предназначены для прослушивания художественных произведений, исполняемые артистами Государственного Академического Малого театра.
 «Семейный наставник. Математика. Начальная школа»
 «Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа»
Программный модуль «Наставник» - предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля усвоения учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.
В организации деятельности медиатеки можно выделить структурное и содержательное направления, которые сводятся к основным активностям:
- комплектование и продвижение фонда электронных документов через публикацию на персональном сайте «Я – Учитель!»;
- предоставление доступа к Интернет-ресурсам и средствам для просмотра электронных документов;
- ведение занятий для учеников по информационной культуре (В курс «Технология» введён модуль Информатика).
Создание медиатеки — дело не одного года, требующее определенных творческих затрат педагога. Развитие медиатеки идёт поэтапно.
Для этого я разработала план развития медиатеки:
во-первых – четко представила цель создания медиатеки, которая поможет в организации педагогического процесса;
во-вторых – определила роль и место медиатеки в своей работе, способной внести изменения процесса преподавания и обучения;
в-третьих - предусмотрела потребности в ресурсах для достижения поставленной цели.
Работа по созданию медиатеки проводилось в несколько этапов, каждый из которых различен по объему предполагаемых работ и по продолжительности его реализации.
- На первом этапе я продумала программу создания и развития медиатеки. Затем уточнила состав информационных ресурсов, которыми предполагала укомплектовать фонд. Я понимала, что созданную мной медиатеку, нужно постоянно поддерживать, в том числе и материально.
- Следующим этапом по развитию медиатеки было создание условий для сохранности, ремонта и сервисным обслуживанием электронно-вычислительной и копировально-множительной техники.
- Дальнейшим шагом в создании медиатеки было пополнение фонда нетрадиционными носителями информации: электронными, аудио и видеозаписями. Наряду с нетрадиционными носителями информации, фонд укрепляется и печатными изданиями. Пополнение медиатеки не носит стихийный характер. Фонды постепенно накапливаются методическими материалами, как моими, так и разработанными учителями школы, учителями других регионов страны, а также творческими работами учащихся нашей школы в электронном виде.
- Последним шагом к развитию медиатеки явилось создание персонального сайта «Я – Учитель» в сети Интернет, который был образован для публикации ресурсов медиатеки.
Материалы медиатеки полезны педагогам, родителям и ученикам. Создание персонального сайта позволило мне:
1. структурировать ресурсы медиатеки;
2. вступить в общение с учащимися, учителями других школ;
3. обмениваться разнообразной информацией любого объема.
Я уверена, что создание условий для развития медиатеки не только расширяет мои знания, навыки и кругозор, но и развивает способности учиться самой на протяжении всей жизни и качественно обучать других.[/size][/size]
Категория: Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития | Добавил: olgam127 (16.08.2011) | Автор: Михеева Ольга Александровна E W
Просмотров: 1889 | Теги: медиа, статья | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]