Пятница, 29.03.2024, 04:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития

"ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ"
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду, в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет.
Несмотря на принятие приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Интернетизация образования») и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» Россия пока не может сказать, что у неё есть целостная политика в области внедрения информационных технологий в деятельности учреждений дошкольного образования.
Именно внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста в период предшкольной подготовки.
Анализируя имеющиеся в Интернет программы по предшкольной
подготовке:
«Академия дошкольных наук: программа предшкольного образования детей 5-7 лет». Авторский коллектив - сотрудники Рыбинского педагогического колледжа под общей редакцией А.П.Щербака;
«Введение в школьную жизнь». Авторы: Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М.А. Васильевой
Дорабатывается программа «Школа 2100»
«Предшкольная пора» программа обучения и развития детей 5 лет.
Авторы Виноградова Н.Ф., член-корреспондент РАО, руководитель проекта, доктор пед.наук, Журова Л.Е., кандидат психол. наук, Козлова С.А., доктор пед.наук, Куликова Т.А., кандидат пед. наук, Салмина Н.Г., доктор психол наук, Щербакова Е.И., кандидат пед. наук.
«Дошкольная группа». Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст авторы О.П. Гаврилушкина, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, Л.Н. Комиссарова, Н.А. Короткова, С.И. Мусиенко.
Программа "Преемственность". Подготовка к школе. Рекомендована Департаментом общего и среднего образования Министерства Образования РФ, Авторы Н.А. Федосова, Т.С. Комарова, С.С. Колесина, В.Г. Большенков, В.Н. Бальсевич, А.А. Плешаков, Т.Я. Шпикалова и др.
Руководитель проекта "Преемственность" Федосова Н.А.
Программа «Успех» созданная авторским коллективом. Под редакцией Н. В. Фединой, канд. пед. Наук.
Могу заметить, что, к сожалению, в изученных мной программах, цели и задачи внедрения ИКТ в детских садах не обозначены:
– с какого возраста;
– в каком объеме и форме;
– кем должна осуществляться воспитательно-образовательная работа с использованием информационно-коммуникативных технологий в детских садах.
Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Именно поэтому появилась необходимость изучить возможности использования ИКТ в предшкольном образовании.
Сущность понятия «Предшкольное образование»
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, организационно-экономические изменения, но и в первую очередь – значительные обновления содержания образования, прежде всего дошкольного образования, приведение его в соответствии с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием этой задачи является введение предшкольного образования.
Впервые термин «предшкольное образование» прозвучал в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», предложенных Министерством образования и науки и одобренных Правительством России.
Предшкольное образование является одним из звеньев системы непрерывного образования, которое находится на стыке двух его подсистем: дошкольного и начального. Правовыми основами развития и функционирования предшкольного образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании»).
Для предшкольного образования России важными являются следующие положения: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического по своему характеру образования; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.
За Приоритетным национальным проектом четко проступает понимание исторической миссии образования, которое может быть передано формулой «От просвещенной России – к процветающей России». Нашим детям образование необходимо, чтобы быть востребованными на рынке труда, получать достойную зарплату, иметь возможность для самореализации личности. А стране, в свою очередь, нужны высококлассные профессионалы– люди самых разных профессий, которые своим трудом обеспечат развитие предприятий, целых отраслей промышленности, и всей российской экономики. Национальный проект – это путь к новому качеству образования, когда важна не только оценка проявленных знаний и умений, но и перспектива социальной успешности будущих учеников, их востребованности в обществе.
На современном этапе системы образования в условиях реализации «Концепции» модернизации российского образования на период до 2010 года, определяет обеспечение качества подготовки детей к обучению в школе, как одну из главных задач Российской образовательной политики. Учитывая приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (утв. 9 декабря 2004 г.) о необходимости выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, свидетельствует о целесообразности создания специальных условий для образования детей старшего дошкольного возраста («предшкольное образование»), для обеспечения доступности дошкольного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребёнка, развития его интеллектуальных способностей.
Термин «Предшкольное образование» распространен во всем мире, но для российских педагогов он еще не совсем привычен. По словам представителя Министерства образования и науки И.Реморенко, «нашим традициям ближе понятие "образование детей старшего дошкольного возраста"».
Так например, с 1959 года на Кубе реализуется национальная система программ образования детей дошкольного и предшкольного возраста в дневных группах «Учи своего ребенка». В рамках программы дети в возрасте 6-7 лет, живущие в сельских районах, один-два раза в неделю посещают начальные школы вместе с членами семей для занятий и бесед.
В 80-х годах в России проходил эксперимент по обучению шестилетних детей, который охватил 50 000 детей, обучающихся в течение одного года и в детском саду, и в школе.
В 90-х годах в России проходил эксперимент по организации групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. Эксперимент показал реальную возможность увеличения процента охвата детей дошкольным образованием, но не решил проблему единого старта детей, поступающих в первый класс из-за отсутствия программного и методического обеспечения.
Предшкольное образование, определяется социальным конструктом «готовность к школе». Сегодня предшкольная подготовка проводится как подготовка ребенка к школе в подготовительной группе детского сада, и сводит свой акцент на предметную подготовку (чтение, письмо, счёт ), психологическую (развитие внимания, памяти, мышления, воображения, усидчивости), логопедическую (развитие речи), общую (развитие кругозора). В то же время физическая подготовка носит маловыраженный характер, несмотря на общий фон ослабления здоровья детей. Снижена значимость эстетической подготовки (рисование, лепка, музыка). Происходит резкое сужение мира детской игры. Зафиксировано, что родители слабо включены в содержательный процесс подготовки к школе их детей.
В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» прописаны недостатки тормозящие внедрение «Петербургской Школы»:
– низкая родительская активность в общественном управлении Школой*;
– низкая ответственность родителей за воспитание и образование детей;
– отсутствие институтов педагогического «ликбеза» для родителей;
– преобладающая в родительской среде мораль ответственности Школы за детей и их образование;
– сильная зависимость между образовательным и социальным статусом родителей и успешностью детей
Нет сомнений, что дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей 5-7 лет, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу приходят дети с навыками чтения и счета, но при этом у 35–40% из них не развита мелкая моторика. У 70% первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность.
Необходимо отметить, что предшкольное образование в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников.

Возможности ИКТ в предшкольном образовании
Во второй части курсовой не стоит задача теоретического рассмотрения ИКТ, коснемся лишь некоторых аспектов.
Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Использование современных ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. И в настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Одним из важнейших направлений модернизации образования стала информатизация всех сфер образовательного процесса. По мнению специалистов Института информатизации образования ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести:
– повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;
– обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации;
– обеспечение большей доступности образования для населения планеты путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;
– повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах (обеспечение развивающего образования).
Решение этих задач носит стратегический характер и решается на общегосударственном уровне в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Интернетизация образования») и концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года».
Применение во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению глобального мирового информационного пространства, на вхождение в которое ориентировано и развитие системы образования современной России. Этот процесс сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию учебно-воспитательной деятельности, расширяя ее возможности, и принципиально оказывая влияние на качественную сторону результатов обучения и воспитания.
ИКТ в образовании
Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:
– использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
– использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
– использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Остановимся по подробнее на первых двух направлениях.

Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.
Введение информационных технологий в программу подготовки детей к школе является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры
Проведенное анкетирование 20 педагогов показал следующую статистику:
– не знакомы с понятием информационно-коммуникативные технологии - 2 человека (10%)
– знакомы, но не в полной мере – 8 человек (40%)
– знакомы -10 человек (50%)
$IMAGE1$
Из чего можно сделать вывод, что большая масса педагогов ДОУ знакомы с термином «Информационно-коммуникативные технологии», но остается вопрос «Какими техническими средствами Вы владеете?» Об этом чуть позже.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)»*

Использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями.
Проведенный самоанализ достаточно полно освещает возможности ИКТ в работе с родителями. (См. Приложение №1)

Анализ технических средств на базе ИКТ
К техническим средствам на базе ИКТ относятся:
– компьютеры;
– мультимедийные проекторы;
– интерактивные (электронные) доски;
– планшеты;
– сканер;
– принтер;
– цифровой фотоаппарат;
– видеокамера;
– мультимедийное оборудование и пр.
В результате анкетирования «Какими техническими средствами Вы владеете?» были получены следующие результаты:
1. Все респонденты владеют навыками использования компьютера, клавиатуры и мыши, цифрового фотоаппарата и аудиомагнитофона.
2. 80% респондентов используют в работе и быту DVD-плеей и видеокамеру.
3. Лишь 60% умеют пользоваться принтером и сканером.
4. 10% пользуются проектором.
5. 5% Телекоммуникационным блоком.
6. Другими техническими средствами 5%.
7. Никто не умеет пользоваться планшетом и интерактивной доской.
$IMAGE2$
Из предложенной диаграммы видно, что большая часть педагогов владеют бытовыми ИКТ, такими как компьютер, цифровой фотоаппарат, аудиомагнитофон, DVD плеер, видеокамера, принтер-сканер. Используют, ли педагоги свои навыки в работе с детьми?
Информационные технологии являются самым современным инструментом для сбора и обработки информации. С помощью информационных технологий педагогу удобно:
– составлять списки детей;
– собирать сведения о родителях;
– вести диагностику развития детей;
– создавать различные бланки документов;
– оформлять родительские уголки;
– делать консультации и рекомендации для родителей;
– создавать всевозможные папки, стенды, различные папки- передвижки и др. («Школа для молодых родителей», «Поиграйте с детьми в пальчиковые игры», «Разучите с детьми»; «Нельзя приносить в детский сад»).
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в предшкольное образование
Наиболее сложным для педагогов является внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Это требует, во-первых, оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием, во-вторых, требует от воспитателя владения компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых нетрадиционных форм и методов обучения.
Анализ оснащенности ИКТ оборудованием детского сада №62 Приморского района Г. Санкт-Петербурга.
В ДОУ имеются 16 компьютеров, стационарно размещенных (10-компьютерный класс, 6 – другие кабинеты), 1 компьютер задействованы в управлении учебно-воспитательным процессом и стоит в кабинете методиста, 6 – в службах сопровождения. Имеется мультимедийная и множительная техника. Подробная информация об оснащении учебного процесса вычислительной и мультимедийной техникой приведена в таблице. http://ru.calameo.com/read/0008371486f06f1d05485
Во второй таблице представлено обеспечение техникой подразделений управления образованием в ДОУ. http://ru.calameo.com/read/000837148236dc579b44b
Из представленных таблиц и наблюдений можно сделать выводы:
1. Одного переносного Ноутбука явно недостаточно;
2. В компьютерном классе не организована деятельность воспитателя с детьми;
3. Один цифровой фотоаппарат не справляется с потоком организованных мероприятий: праздники, кокурся, открытые занятия, мастер-классы, выставки и др.
4. Один мультимидийный пректор дает возможность организации занятий с его использованием только в музыкальном зале;
5. Имеющиеся TV и DVD плееры в старших и подготовительных группах без коллекции познавательных фильмов не приносят пользы и чаше не используются. А просмотр мультфильмов не возможен по причине отсутствия правильной организации самостоятельной деятельности и необходимой площади помещения для правильного просмотра..
6. Пользоваться с выходом в Интернет принесенным из дома компьютером (Ноутбуком) не представляется возможным, так как в группах нет выхода в Интернет.
7. Распечатывать подготовленные дома материалы (рабочие листы, картотеки, консультации для родителей, раздаточный материал т пр.) в ДОУ воспитатели не всегда могут: недостаточное количество свободных принтеров и по причине низкой материально-технической базы не всегда есть чернила в картридже и необходимое количество бумаги.
8. Аудиопроигрыватели имеющиеся во всех группах используются, но не в полной мере: имеющаяся коллекция сказок не пополняется, музыкальные произведения для релаксации используются не всегда.
9. При наличии компьютерного класса отсутствует педагог и программа по приобщению детей предшкольного возраста к овладению компьютерной грамотности.
10. Никто не умеет пользоваться планшетом и интерактивной доской, так как их нет в ДОУ.
Но есть и хорошие стороны:
1. Немногие воспитатели проносят из дома Ноутбук и используют его для показа презентаций, разучивания музыкальных произведений для ближайшего праздника (использую CD диск и музыкой «минусовка»);
2. Используют личный фотоаппарат для фотографирования детей (праздник, режимные моменты и др.), детских работ.
3.Дети с удовольствием делятся уже просмотренными мультфильмами, принося их для совметсного просмотра в ДОУ на вечер досуга.
4. Каждое утро во всех группах используется аудиомагнитофон для проведения зарядки, а в течении дня физкультминуток.
5. Родители, хоть и немного пополняют коллекции физкультминуток Сергея и Екатерины Железных.
6. Планируется приобретение интерактивной доски.
Из всего выше сказанного можно сделать заключение, что наличия хорошей материально-технической и ресурсной базы ДОУ не достаточно для того, чтобы процесс информатизации образования действительно имел позитивные результаты. Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.

Самообразование, самореализация и профессиональный рост педагога.
По результатам беседы можно сделать вывод, что постепенное внедрение информационных технологий в учебный процесс привело к тому, что использование компьютера постепенно становиться более широким:
В настоящий момент 100% педагогов ДОУ в своей работе используют приложения Microsoft Word,
60% педагогов ДОУ используют приложения MS Office и Интернет ресурсы,
20 % педагогов ДОУ умеют работать в приложении Microsoft Excel,
Только 10% умеют пользоваться Microsoft PowerPoint, Paint, Photoshop.
На вопрос: «Какие из предложенных консультаций Вы хотели бы получить?» все педагоги ответили, что «Современные информационные и коммуникативные технологии в образовании» были бы им очень интересны. А многие собираются закончить компьютерные или иные курсы - повысить уровень знаний методом самообразования.
«Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью» (Г.М.Коджаспирова).
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации.
http://ru.calameo.com/read/000837148d15bfec5f9b5
Теперь хотелось бы вернуться к вопросу использования ИКТ в предшкольный период. Во время проведения интервью с воспитателями старших и подготовительных групп (предшкольный период), задавая вопрос «Как Вы используете информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми» я получала краткий ответ «Использую», но при более подробном опросе выявились недостатки:
1. Компьютер и Интернет чаще используется в личных целях для хранения информации (фотографий, курсовых работ и пр.), для общения в Контакте с друзьями, реже для поиска научно-методической информации (См. Приложение №3).
2. Компьютер и принтер используются для создания и печати списков детей, таблиц, подготовки раздаточного материала.
3. Цифровой фотоаппарат используют все педагоги для фотографирования детей в режимных моментах, а стенгазеты, стенды не оформляют.
4. Имея дома цветной принтер и компьютер не все педагоги создают папки-передвижки, консультации для родителей, оформляют родительский уголок.
5. У большинства опрошенных воспитателей нет сканера и поэтому отсутствует возможность сохранения детских работ.
6. Не все педагоги в своей работе используют TV и DVD плеер, так как не знакомы с формами проведения подобных мероприятий.
7. Мультимидийный проектор имеется только в музыкальном зале, что препятствует его использованию.
8. Не часто, но используется видеокамера и некоторые педагоги создают фильмы о детях в качестве подарка на выпускной.
9. Недостаточная методическая подготовленность педагога.
10. Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях.
11. Бесплановость, случайность применения ИКТ.
И самое важное, что удалось выявить:
– педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.
Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
– потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
– желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
– неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
– возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
– потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
– существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования педагогов, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.

Использование возможностей ИКТ в образовательном процессе способствует:
– активизации познавательной, творческой деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
– достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;
– развитию навыков самообразования и самоконтроля;
– повышению уровня комфортности обучения;
–снижению дидактических затруднений у учащихся;
– повышению активности и инициативности, учащихся на уроках и во внеурочное время;
– приобретению навыков работы на компьютере.
Таким образом, использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонней развитой личности.
Проведенное исследование показало, что информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества. Они создают широкие возможности экономического роста и социального развития людей в отдельности и обществ в целом, многие педагоги не готовы к переменам. Пока сохраняется низкий уровень знаний возможностей ИКТ и невысокая мотивация («А зачем?») использования в своей работе информационно-коммуникативных технологий.
В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.
Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность. Хочется верить в то, что скоро по степени информатизации образования можно будет судить о масштабах информатизации всего общества, но пока сохраняется низкая материально-техническая база во многих ДОУ.
Подводя итог, можно сказать, что работа педагога в I ступени не может обойтись сегодня без применения информационно-коммуникативных технологий. Очевидно, что в будущем, с расширением возможностей компьютера по переработке информации и разработкой искусственного интеллекта, а также нового программного обеспечения, компьютер станет не просто многофункциональным инструментом, но и активным участником предшкольного образования.
Информационно-компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе, они облегчают деятельность людей и способствуют своевременной обработке, передаче, хранению и подачи информации пользователю. Данные технологии внедряются в различные сферы деятельности человека и очень широко используются в современной сфере образования.
Наша исследовательская работа отражает аспекты касающиеся применения информационно-коммуникативных технологий в предшкольном образовании.
Проанализировав возможности педагогов по использованию ИКТ в своей работе было принятии решение разработать новый продукта, который бы удовлетворял возможностям и потребностям современного педагога, т.е. был понятным, доступным, экономически приемлемым и интересным, развивающим для детей.
Цель исследования была достигнута путем последовательного решения поставленных нами задач.
Считаем данную исследовательскую работу актуальной, прежде всего для воспитателей подготовительных групп

Приложение №1.
Анкета для педагогов.
___________________________________________________________

Уважаемые педагоги!
Ответьте, пожалуйста на следующие вопросы:
1. Знакомо ли Вам понятие «информационно-коммуникативные технологии»?

ДА НЕТ НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ

(нужное подчеркните)

2. В каких программах Вы умеете работать? (нужное подчеркните)

Microsoft Word (да, нет, не в полной мере, хотела бы научиться)
Microsoft Excel (да, нет, не в полной мере, хотела бы научиться)
Microsoft Power Point (да, нет, не в полной мере, хотела бы научиться)
Paint (да, нет, не в полной мере, хотела бы научиться)
Photoshop (да, нет, не в полной мере, хотела бы научиться)

Самоанализ педагога по применению ИКТ в предшкольной подготовке можно посмотреть на сайте http://ru.calameo.com/read/00083714800053aefd161

Приложение №3.
Интернет-ресурсы посвященные проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста:
http://www.solnet.ee. Сайт предлагает консультации и рекомендации психолога для родителей, воспитателя, содержит настольные игры, игры на смекалку, на развитие речи, на развитие музыкального слуха, рассказ по картинкам, пальчиковые игры; игротека; развивающие компьютерные игры; умелые ручки и многое другое;
молодому педагогу будут интересны Интернет-журналы «Современное дошкольное образование: теория и практика» http://sdo-journal.ru;
научно-популярный журнал «Обруч» http://www.obruch.ru;
на сайтах «Всё для детского сада. http://www.ivalex.vistcom.ru, «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и дома» http://doshvozrast.ru, «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru можно посмотреть и перенять опыт по проведению интересных занятий.
на сайте «Детский сад. ру» http://www.detskiysad.ru в разделе семья и дети представлены сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, об организации праздничных утренников в детском саду и о многом другом.
• Во всемирной паутине для педагога имеются электронные педагогические библиотеки:
• Педагогическая библиотека http://pedlib.ru предоставляет доступ постоянно пополняющемуся собранию литературы по педагогике, ее прикладным отраслям, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей. Здесь размещены популярные и научные издания, учебники, статьи.
• http://psyparents.ru сайт содержит электронный каталогом книг и статей психолого-педагогического содержания о проблемах и особенностях развития, воспитания, обучения детей. Также имеются разделы: «Игры», «Игрушки», «Спросите специалиста» и др.
• http://mirknig.com. На сайте размещены художественные книги для детей (сказки, рассказы, повести), методическая литература для детского сада.
• Не найдя нужной литературы в ресурсах электронных библиотек можно обратиться к книжному интернет-магазину, а именно:
• МОЗАИКА-СИНТЕЗ http://msbook.ru – сайт будет полезным для тех, кто работает по программам «Воспитание и обучения в детском саду», «Истоки». Всегда в продаже имеются методические пособия, конспекты занятий, рабочие тетради, наглядные пособия к программе;
• «Лабиринт» http://www.labirint-shop.ru – можно купить книги и материалы по дошкольному воспитанию.

Список литературы
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.
3.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
4. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие
/ Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
5.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
6. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
7. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.

Источник: http://ru.calameo.com/read/000837148a2e39c090214
Категория: Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития | Добавил: jull2000 (24.09.2011) | Автор: Ахтырская Юлия Викторовна E
Просмотров: 5452 | Теги: Использование информационно-коммуни | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]